1. Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mihail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!

Просматривает записи блогов в категории: Ржечицкие

  • Andzej
    Сейчас плотно занялся поиском шляхты Мицкевичей, Ржечицких и Яцын. Причины это занятия, как и некоторые результаты, описаны вот здесь и здесь. И вот в ходе этих поисков наткнулся на очень странные записи, которые вызвали несколько вопросов. Но обо всём по порядку.

    Когда я индексировал метрики о родившихся Кривичского костёла за период с 1849 по 1860 годы, я сразу же наткнулся на запись о рождении благородного Стефана Чарнушевича:

    [​IMG]

    Я уже писал, после того как просмотрел списки прихожан Будславского костёла за 1853 год, что Чарнушевичи жили по соседству с Мицкевичами в Вытресках. А так же они жили в застенке Францишково, который находился относительно недалеко от Вытресок. Эта запись, собственно показывает, что между Чарнушевичами и Мицкевичами была некая связь, хотя бы на уровне хорошего знакомства.

    Далее, в том же году родилась благородная Изабеля Чарнушевичевна:

    [​IMG]

    Тут опять Мицкевичи в связке с Чарнушевичами, причём некий, не известный мне ранее, Эдуард Мицкевич выступает восприемником.

    Всё бы ничего, да только Вытрески, и тем более Францишково - Будславский приход, это и географически оправдано, и в списках прихожан за 1865 год это подтверждается. Правда, между 1849 и 1865 много чего произошло, в том числе, возможно, изменилось что-то в раскладе этих приходов. Так или иначе, это мне показалось странноватым. Тем более, что упоминаний Вытресок за последующие годы в метрических книгах, кроме как в 1850 году, не было.

    Прошло время. Я добрался до метрик Будславского костёла с помощью famylisearch. И каково было моё удивление, когда в книге за 1849 год я нашёл вот это:

    [​IMG]

    Получается что Стефан Иосиф Чарнушевич был крещён дважды! Причём что получается: первое крещение произошло в Будславе 4 января и датой рождения указано 3 января. При этом написано, что крещение было осуществлено "с совершением всех обрядов таинства" преподобным Павлом Маевским. Уже много раз встречал, когда ребёнка "докрещивали", т. е. в первый раз ребёнка крестили только водой, причём это мог делать кто-то, кто не обладал церковным саном, а уже потом дополняли обряд в костёле миропомазанием. Но в таком случае всегда указывалось что это дополнение обряда проведённого ранее не целиком из-за каких-то неблагоприятных обстоятельств. А тут первое крещение было полным.

    Второе крещение произошло 7 января в Кривичах, причём датой рождения значиться уже 26 декабря прошедшего 1848 года. И опять написано, что крещение осуществлёно "с совершением всех обрядов таинства" преподобным Лаврентием Гецевичем. Есть только несколько отличий в записях. Во-первых поменяны местами имена "Стефан - Иосиф", во-вторых восприемником в Будславе записан благородный Денизий Семянович, а в Кривичах - благородный Денис Семашко. Ну и в-третьих в первой записи указано больше гостей, чем во второй, но это не столь важно. Важно то, что мной документально установлен факт двойного крещения.

    Естественно, тут было грех не проверить, а не было ли второго крещения у Изабели Чарнушевич? И оказалось - ситуация идентичная:

    [​IMG]

    Всё то же самое, что и в случае со Стефаном, только второго имени нет, оно тут одно; да и сам обряд первый раз был осуществлён на этот раз в Кривичах преподобным Лаврентием Гецевичем, а второй раз в Будславе - преподобным Сильвестром Гимбутом. При этом опять расхождение в дате рождения. Восприемники полностью совпадаю в двух случаях.

    Больше таких двойных записей у Чарнушевичей я не находил. Как в принципе таких записей я вообще больше не встречал.

    Что бы это всё могло значить? Я поначалу думал, что в двух записях отражено одно событие, осуществлённое одним и тем же преподобным, но разные даты и разные святые отцы говорят о том, что это было всё же двойное крещение.

    Потом я подумал, что это некий подлог, махинация с метриками, которая была направлена на доказательство благородного происхождения Чарнушевичей. Но дело в том, что книга 1849 года Кривичского костёла - оригинал, да и запись идёт первой, что при подлоге потребовало бы переписывания либо всей книги целиком, либо исправления всех последующих номеров. Консисторский вариант этой же книги с famylisearch полностью повторяет оригинал. Но, если честно, я не специалист по подлогам в метрических книгах и руководствуюсь только логикой, а не огромным опытом.

    А потом я загуглил, что такое двойное крещение. Оказывается есть такое суеверие, очень неразумное суеверие, что дважды крещёный получает защиту от порчи, сглаза и прочих магических атак. Логика подсказывает, что по настоящему креститься можно один раз. Это как потерять девственность. Но затуманенный суевериями мозг таких очевидных вещей не понимает. Таких простых вещей. И люди совершают это снова. Вот интересно, если креститься раз сто, то что тогда? Аура станет настолько плотной, что будет пули отражать? :) Короче, я склоняюсь к версии, что Чарнушевичи в данном случае повелись на эти суеверия и совершили доволи таки греховный ритуал. Во-первых они обманули преподобного, что уже как бы грех. А во-вторых, если применить риторику церковнослужителей, поддались на искушение тёмных сил, пожелав быть "умнее" остальных и "хакнуть" церковь, обмануть смерть и Бога за одно.

    Интересно, вскрылась ли эта оказия в дальнейшем? Причём, в этом же участвовали не только Чарнушевичи, но и Мицкевичи, Ржечицкие - тоже беря на душу грех.

    Хотя, если немного подумать - люди просто старались выжить. Любой ценой и любым способом. Ведь в то время смерть всегда была рядом, не зависимо от твоего положения в обществе. Умереть можно было очень легко - подтверждение тому можно отыскать в метрических книгах об умерших тех лет. Причём смерть одного члена семьи иногда тянула за собой смерти ещё нескольких. А бывает, можно с ужасом отследить, как по очереди, буквально за месяц умирала вся семья. Более того, иногда одна смерть запускала процесс вымирания половины деревни. В таких реалиях во что только не поверишь - в порчу, сглаз, проклятия и прочую магию.

    Насколько Чарнушевичам помогли такие ритуалы - сказать трудно. Записей о смерти Стефана и Изабели я не нашёл, но, например, Анна ур. Тарасевичевна Чарнушевич умерла в 1854 году от горячки в 28 лет, оставив, вдовца мужа и сына Болеслава. Дочь Изабеля не упомянута. Видимо, тоже умерла, но это не было отражено в метриках. Ну или в погребальной записи - ошибка. В списках прихожан за 1853 её тоже нет. Хотя годовалая Иосифа в списке имеется, но и она умерла в 1854 году.
    Да и Антоний Чарнушевич из застенка Францишково к 1859 году овдовел и в этом году женился повторно, но уже на Аполонии Мицкевичевой.

    Уже много лет как нет тех людей, а такие вот находки рассказывают об этих людях очень специфические вещи. И их фигуры обретают человеческие черты, превращаясь во что-то большее, чем узелок в родословной росписи.
    Mariya82, Tulippy, sergey0904 и 3 другим нравится это.
  • Andzej
    Я уже писал о Марциле Мицкевич, которая, судя по записям Будславского костёла, была из шляхетного рода и мне приходится прапрапрабабкой. Не бог весть что, но сойдёт как "приправа", придающая пикантности моим кислым крестьянским щам.

    До недавнего времени у меня была совсем скудная информация о ней и её родственниках. В общедоступных источниках о Мицкевичах в Вилейском уезде буквально пару строк. В метриках как Кривичского, так и географически близкого Будславского костёла записей о Мицкевичах-дворянах совсем как бы нет, кроме самой этой Марцили. Разве что о Ржечицких, замужем за одним из которых она была до его кончины, имеются записи. Но только в одной записи совместно с Ржечицкими фигурирует имя Марцеля, но запись эта напускает больше тумана, чем даёт ответов. Главный вопрос к этой записи - это фамилия мужа-однодворца - Скороцкий. Допустим, Марциля выходит замуж за некоего Ржечицкого, затем он умирает, она выходит замуж за Скороцкого и он тоже умирает. Чья тогда фамилия у неё будет в записи о следующем браке? По логике, Скороцкий. Но у меня-то в записи - Ржечицкий. Поэтому, кроме как пытаться отследить этих однодворцев Скороцких, ничего не оставалось. До очередной поездки Михаила в ЛГИА.

    В этот раз я попросил его, а он великодушно откликнулся на мою просьбу, сфотографировать полностью исповедальную ведомость (ИС) Будславского костёла за 1853 год. А также ревизские сказки за 1850 имений Мотыки и Осиновка. По исповедальным ведомостям у меня была цель поискать всех Ржечицких в приходе и Мицкевичей, конечно, по ревизиям - хотелось разобраться с составом деревни Вытрески, которая входила в том числе и в эти имения, ведь там Марциля в итоге была похоронена. И вот что я после многодневного анализа уже имеющейся информации и вновь поступившей, узнал.

    Михаил в прошлый раз сфотографировал ИС Будславского костёла за 1865 частично, я просил конкретные населённые пункты, думал что всё будет прямолинейно и предсказуемо. Однако, в 1865 году в Вытресках католиков было совсем "жиденько", буквально пару ничего не значивших для меня фамилий. А искал, я напомню, Ржечицких, Мицкевичей и до кучи Яцын (девичья фамилия матери Марцили). В этот раз списочек прихожан-католиков оказался толще раза в три. И я таки нашёл. Под номером 386 записан двор, привожу список его представителей в том виде, в котором он есть:
    • Мицкевичева Агнеша 49
    • Мицкевичевна Аполиония 23
    • Липениова Михалина вдова 49
    • сыновья Адам 15 и Иван 4
    • Гелена дочь 2
    • Иогалковска Екатерина 21
    • Мариянна сестра его 19
    Я ведь правильно рассуждаю, что записывать жителей двора начинали с его владельца? Тогда получается, что это Агнеша. Очень похоже на имя матери Марцили, которое упомянуто при регистрации брака Марцили с Томашем Пакалисом, но там Агата. Может мать, а может и нет. Но где тогда отец? Ведь нету пометки "вдова", как у Липениовой Михалины. Может он был не дома, когда шли предпасхальные исповеди? Интересно, как эти списки составлялись вообще. По факту присутствия в костёле, или со слов присутствовавших членов семьи, ведь напротив некоторых персон иногда в графе был ли у исповеди стоит прочерк. В тоже время, Аполиония, получается не дочь Агнеше, иначе не прописывалась бы второй раз фамилия, а было написано дочь. Также вызывает вопрос, почему Мицкевичева и Мицкевичевна? Это что-то значит, или это просто вещь, не имеющая значения. Была ли в наших краях традиция изменять окончания фамилий замужних и незамужних женщин, девушек?
    О Липениовых вообще представления не имею, кто они и что они. Это покажут дальнейшие изыскания.
    Интересно и интригующе выглядят Иогалковские в этом же дворе. Уж не родственники это Яголковского, который владел частью Вытресок в составе имения Осиновка, которое географически в радиусе пары километров? Тогда почему они записаны в этом дворе? Глянул состав Осиновки и Яголковских не нашёл. Там в 1853 году живут только Рымашевские. Хотя по РС 1850 года Осиновка стопроцентно принадлежала Яголковскому. Интересно, какова связь между Мицкевичами и Яголковскими?
    Но главное - Мицкевичи жили в Вытресках и их в дальнейшем стоит копать.

    Ко всему прочему я обратил внимание на соседний двор Чарнушевича Миколая. У него жил Яцына Гилярий, которому 29 лет. Видимо именно он в 1865 году будет записан в связке с Ржечикими в Капустичах и там ему уже 43. Расхождение небольшое но я не верю в то, что рядышком жили два Яцыно Гилярия.

    Чарнушевичи, кстати, ещё порадовали. Чуть выше Капустич был застенок Францишково. В нём проживали Чарнушевичи, уже с приставкой Дво., т.е. дворяне. Там, помимо самих Чарнушевичей жили две девушки Маевска Луция 23 лет и Ржечицкая Марцианна 19 лет. Блдаж! Моей, искомой Марциле тоже должно было быть столько. Неужели уже в 19 она уже Ржечицкая, тогда где муж?

    В итоге я понял, что все искомые фамилии проживали в радиусе даже не 10, а 5 километров.

    Также просмотрел ревизские сказки имений Осиновка и Мотыки и не нашёл там своих фамилий. Осталось проверить ещё два имения. И тогда с уверенностью можно будет судить о принадлежности конкретных лиц к тому или иному сословию.
    Anahata, Vlad, С. Ж. и ещё 1-му нравится это.
  • Andzej
    Не так давно я упорно искал запись о браке Томаша Пакалиса старшего с Казимирой Мацко. Думал, что он родился где-то в Литве и в искомой записи мне прям на блюдечке будет и место рождения, хотя бы уезд, родители... Но фантазии разошлись с реальностью. Томаш оказался уже довольно местным. Роль первопроходца теперь я примеряю по крайней мере на его отца - Юстина, а то и деда - Петра. Соответственно, чем глубже в тьму веков, тем сложнее будет отыскать то место, откуда были эти Пакальнисы, что меня несколько огорчило. НО, Томаш-старший сумел удивить другим.

    В 1870 году, вдовствуя, Томаш обвенчался вторым браком с некоей Марцилей Ржечицкой с Мицкевичев, тоже вдовою. Всё бы ничего, да только написано что она дворянка, причём именно от рождения - её отец, Юстин Мицкевич, причислен к благородному сословию. Ржечицкий, её предыдущий муж, так же был благородных кровей. Сказать, что меня это удивило - ничего не сказать. Не было ни одного звука о том, что кто-то там по маминой линии дворянин. (У этой Марцили и Томаша родилось двое детей - Томаш и Ева, и вот этот Томаш-младший - дед моего деда, его брат - Игнат, сын Томаша -старшего - дед моей бабушки). Было настойчивое упоминание о литовском происхождении, которое как оказывается приходится на конец 18 начало 19 веков, а о таком неординарном событии, произошедшем на сто лет позднее - тишина. Почему не ординарном? Да как-то западло было не-крестьянам создавать ячейку общества с крестьянином, несмотря на отмену крепостного права и постройку подземки в Лондоне. Разве что, я чего-то не знаю о материальном состоянии Томаша-старшего. Тем паче, люди они были уже не молодые, ему за сорок, ей под сорок, и прагматизма было больше в этом, чем какой-то любви. Вообще, пролистав не один десяток МК о бракосочетаниях, я ни разу так и не встретил подобной комбинации. Может мне "везло", но явно, такой расклад был крайне редким.

    Дворяне, так дворяне, - подумал я и принялся искать что-нибудь о них. Первоначальная установка была на то, что эти Мицкевичи за душой, кроме своего дворянства ничего не имели. Это хоть как-то бы могло объяснить этот брак. Но даже поверхностный поиск выдал мне такой результат:

    myadel.info - "Куликово - деревня в Кривичском сельсовете. В 1868 г. деревня Будславской волости Вилейского уезда Виленской губернии, 4 двора, 37 жителей. В 1904 г. в деревне 63 жителя, рядом с деревней одноименное поместье, владение Мицкевича, 36 жителей, 404 десятины земли."

    vgd.ru - список дворян Виленской губернии согласно адрес-календаря 1897 года, Вилейский уезд:
    Мицкевич, Ан. Венед., фольв. Куликово.
    Мицкевич, Викт. Ив., кр., г. Вилейки.
    Мицкевич, Георг. Степ., застенок Полосы.
    Мицкевич, Ив. Венед., фольв. Куликово.
    Мицкевич, Ив. Ксеноф.-Игн., ка., фольв. Бородзин.

    Список населённых мест Виленской губернии 1873 года выпуска - То ли в 1861, то ли в 1865 - им. Куликово принадлежало Мицкевичам.​

    Фольварок Куликово находился недалеко от м. Будслав и включал в свой состав как сам двор с одноименной деревней, так и часть деревни Новосёлки. Всего 34 ревизские души. Про застенок Полосы информации так и не удалось собрать. Фольварок Бородзин был в окрестностях Куренца, но их там несколько, под номерами. Тем более не ясно, когда этотим Бородзином завладели Мицкевичи.

    С этими смутными представлениями я попросил у Михаила сфоткать исповедальные ведомости про то самое Куликово плюс Вытрески, всё это входило в Будславскую парафию. И теперь, когда я их просмотрел картина осталась не менее смутной. В имении Куликов в 1865 году проживала семья дворян то ли Ясинских, то ли Ялинским, во главе с Осипом Геронимовичем. Никого из Мицкевичей. Или уже продали, или ещё не купили они это имение, а может за участие в восстании Калиновского - лишились. Или сдавали в аренду, как вариант. Короче, ничего конкретного сказать пока нельзя. В тоже время, в Вытресках нет никого с фамилиями Ржечицкий и Мицкевич. Как оказалось, сами эти Вытрески содержали очень мало католиков. Только Мацейковичевна Анна с Оношков - немного созвучна в фамилии, да и то, по мужу. Теперь совсем всё не понятно. Почему в записи о браке она записана как-будто из Вытресок? И к тому же, там впоследствии и похоронена. Или она начала проживать в Вытресках в период с 1865 по 1870, или за эта время поменяла вероисповедание на католическое, проживая и до 1865 в тех самых Вытресках. Тоже касается и Куликова. Может они православными были, эти Мицкевичи?

    С другой стороны, я просил сфотографировать и деревню Капустичи. Так вот в ней нашёл таки дворянина Ржечицкого Осипа Флорьяновича, 32 лет. Но жена - Катерина с Гинтовтов. У него был брат Михаил, 42 лет, женат на Михалине с непонятно кого, но не с Мицкевичев, короче фамилия. Там же был и Гилярий Яцына, - девичья фамилия матери Марцели.

    Поиски продолжаются.
    Mariya82, Tulippy и Михаил нравится это.