1. Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mihail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!

Просматривает записи блогов в категории: Мицкевичи

  • Andzej
    Во вторник удалось дорваться до архива. Перед этим заказал несколько дел из 584 фонда, первой описи, в котором аккумулированы дела из Вилейского уездного суда. В названиях дел так или иначе фигурировала фамилия Мицкевич и были они из вот этого списка. Результаты несколько противоречивы.

    Первое, что хотелось бы отметить, с такими делами не так просто работать, как с теми же метриками. Если в последних бежишь взглядом по странице цепляясь за фамилии, то тут такое, конечно, можно делать, но сразу же теряется смысл работы с таким делом, потому что в этих документах важны не фамилии, а сам текст. Второе - даже русский текст написанный размашисто и быстро читать сложно. К тому же текст наполнен такими речевыми оборотами, которые сейчас не встретишь. Получается что сознание спотыкается о эти речевые анахронизмы и очень сильно начинает страдать общее понимание текста, приходиться по нескольку раз читать один и тот же текст. А потом читать его снова, теряя драгоценное время, которого и так нет.

    Сразу отмечу, что до кучи заказывал ещё и дело о прошении неких Яцын причислить их дворянскому сословию. Однако, как обычно это бывает, дело в плохом состоянии. А там ведь обязательно есть что-то вкусное. Но, если честно, и того, что было заказано, хватило с лихвой.

    д. 1987 "Дело по ходатайству крестьянина Михаила Иосифова Дзевялтовского об освобождении от крепостной зависимости от помещицы Мицкевичевой." 12.01.1857 - 17.06.1857

    Оказалось, что название дела содержит ошибку. Не Мицкевичевой, а Мацкевичевой. :( Но, если честно, не понятно ещё ничего с этой помещицей. Суть дела вкратце такова:
    Проситель извещает суд о том, что, дескать, он был неправильно в своё время закрепощён в зависимость от имения Жосно помещицы Мацкевичевой. Далее проситель даёт словесное описание своей прямой линии, что происходит он от возного - Антония, сына его Иосифа и внука Фомы. Далее приводиться выпись из метрик некоего Удельского костёла (неизвестное название, мог не правильно прочитать), из которой следует, что 25.09.1932 года в деревне Вышатках (?) родился Михаил Дзевялтовский у дворян Иосифа и Теофилии из Яцын, законных супругов. Восприемниками были дворяне Павел Гинтовт и Иозефата Яцыновна. Далее шла стопка разных повесток-рапортов, в которых я нашёл слова о том, что Пелагея Мацкевичевна с 2-ух лет находиться в С. Петербурге, и я так понимаю, что она ни сном, ни духом. Чем завершилось это дело - не понятно, но судя по бумагам - ничем.​

    д. 1433 "Дело по обвинению Мицкевича и других за кражу разных вещей, лошади с санями и ветчины у помещицы Тарасевичевой"

    Опять же вкратце. У Паулины Тарасевичевой из имения Волчки украли коня с возом, ветчину и много других вещей. Обвинялись в этом три еврея, один однодворец и дворянин Иван Мицкевич. Об этом Мицкевиче я так информации и не почерпнул, кроме того, что он краденые вещи прятал у себя на печке, да и сам там прятался. Основное обвинение касалось евреев. Но дело как-то не особо шло. Очень долго суд Вилейки пытался вытянуть из Мяделя одну из обвиняемых, из Мяделя тупо шли отписки. Это улыбнуло. Но в итоге каждый получил по заслугам. Жаль, что про Ивана информации ноль, хотя бы его отчество написали, что ли. Ну да ладно.​

    д. 1093 "Дело по обвинению Григория Мицкевича в убийстве своего дяди." 22.12.1867

    Обвиняемым был крестьянин, Григорий Иванов Мицкевич, 41 года от роду. Я думал, что дело будет толстым, убийство ведь. Ан нет. Пару листков. Даже указания где произошло убийство, откуда были действующие лица, протоколы допросов - ничего этого нет. Есть только постановление суда из которого можно узнать кое-какие подробности. Дядю звали Игнат Мицкевич. Они повздорили, причём при свидетелях, началась драка, ну и Гришка схватил кол и сим предметом дядю по голове и огрел. От такой неожиданности, видимо уже престарелый, дядя преставился скоропостижнейше. Что удивительно, убийство было расценено как неумышленное; подумаешь дрались, с кем не бывает. Да и какая же драка без кола? :) Суд постановил, что за такое деяние справедливым наказанием будет заключение Гришки в смирительный дом сроком на 1 год и 4 месяца, с обязательным дальнейшем преданием церковному покаянию. Однако в уезде смирительного дома не оказалось, вот незадача, и срок был заменен семидесятью ударами розг с всё тем же покаянием. Если обвиняемый выдерживал такое, ему надлежало ещё 3 года находиться под надзором и при этом выплачивать за убиенного все его подати до следующей ревизии. Кстати, там по дате получается, что следующая ревизия была никогда, поэтому изувеченный розгами Гришка озадачил себя и своих близких серьёзно.
    д. 1235 "Дело по обвинению дворян Стефана и Антона Мицкевичей в нанесении побоев крестьянину Василию Пильнику." 03.05.1869 - 28.04.1870

    Василь Пильник был крестьянином из деревни Котловцы Рабуньской волости. 30 числа апреля месяца года 1869 он, как и его сотоварищи направились в поле, которое принадлежало казённой ферме Вилейского лесничества, чтобы то поле засеять хлебом. Однако, по какому-то непонятному стечению обстоятельств, два брата дворянина Степан и Антон Венедиктовы Мицкевичи, проживавшие в деревне Вороничи, решили сделать ровным счётом то же самое, да к тому же на том же поле. Началась небольшая потасовка с ударами по ногам, туловищам и рукам. Однако рукоприкладство закончилась как только был разбит нос Пильника. Мицкевичи развернулись и были таковы. Пильник пошёл в суд, подал прошение. Началось рассмотрение дела, опрос свидетелей. Самого постановления суда я не нашёл. Было ещё одно прошение Пильника к суду. В нём он указывал, что не доволен решением суда. Во-первых потому, что Мицкевичи не понесли справедливого наказания. А во-вторых, потому что его самого начали обвинять, но за клевету. Мицкевичи, оказывается, подали встречный иск о побоях. Чем закончилось это дело - не понятно, не успел дочитать всё основательно. Одно ясно - пошло оно не так, как хотелось бы просителю. Ну а я узнал о неких дворянах Мицкевичах из д. Вороничи, Рабуньской волости. Но, только не понял я ни черта, почему это Рабуньская волость, если это всё выше Стража находиться?
    д. 2065 "Дело о разделении имения и капиталов, оставшихся после смерти помещика Мицкевича, между 3-мя его дочерьми согласно духовного завещания и о вычете долгов его кредитора." 05.05.1841 - 25.05.1864

    Чем пеня поразило это дело, так это объёмом. Более 800 листов! Дело просто огромное, как, впрочем и похожее дело о конфискации части имения этого же Мицкевича. Времени на его изучение нужно месяц, наверное. Что бы с чувством с толком, с расстановкой. Пришлось ограничиться беглым просмотром половины этого дела. :(
    В начале дела вшито содержание на листов пять. Вдумайтесь, одно только содержание на пять листов! В самом начале даётся прошение, которое было подано в суд. На листах семи, причём исписанных мелким, но хорошо читаемым текстом. В нём подробнейшим образом расписана суть дела.
    Весь сыр-бор возник из-за имения (кое-где называемого фольварком) Ковали. Оно находилось около имения Жосно, на восток от Мяделя, за д. Дягили, чутка северо восточнее этой деревни. Это фольварок в прошении был назван вотчинной собственностью Игнатия Мицкевича, хорунжего войск польских. Этот Игнатий скоропостижно скончался в 1818 году (?), как я понял. Но перед этим написал духовное завещание на своих трёх дочерей: Софию, Изабелю,Викторию. Вроде бы всё было поделено на три части, и каждой досталась равная часть. Вроде бы все должны были остаться довольными, но нет. Прошение подавала группа лиц, возглавляемых Карлом Войтеховичем Добровольским, мужем скончавшейся Софии Мицкевичевой, смотритель Юхновской почтовой станции. Этот "родственник" предъявлял целый ворох претензий к действиям матери своей жены - Соломее с Наскренских Мицкевичовой и её дочери - Виктории, которая вышла замуж за поручика, князя Иосифа Федоровича. Дескать они своими неумелыми решениями, касательно управления имения, довели его до ручки, спустили состояния, нажитые покойным Игнатием. К тому же Карл пошёл ещё дальше и назвал духовное завещание не действительным, т.к. оно было составлено с нарушениями, главное из которых - регистрация его в Браславском уездном суде, хотя имение само находиться в Вилейском уезде. А это согласно каким-то там законам того времени (приводятся ссылки) делает такое завещание ничтожным. При том Браслав на тот момент - это вообще-то другая губерния была. Плюс, Карл шёл ещё дальше, оспаривая купчие на землю, выданные Игнатием Мицкевичем Скуратовичам и прочим. К тому же он указывал, что после смерти владельца, перед вступлением в право наследования Соломеей, не была проведена хоть какая-то инвентаризация имущества и имения. А если что-то и было сделано, то бумаги были украдены каким-то представителем Вилейского суда. Короче, Карл, основательно взялся за имущество своей покойной жёнушки. Как дело развивалось и чем закончилось - не знаю. Может когда-нибудь у меня дойдут руки до него, если окажется, что эти Мицкевичи как-то связаны с моими.
    А пока лишь упомяну, что почему-то в куче бумаг, которые я просмотрел не было ни разу упомянуто отчество Игнатия Мицкевича, что несколько огорчает. Так же, практически все, если не все документы, которые были написаны на польском - переведены на русский, что значительно упрощает изучение дела. Так же, читая дело, узнал, что Игнатий Мицкевич фольварок приобрёл от Устина Лесневского. Хотя ранее указывалась, что это его вотчинное владение. Кстати, в деле подшиты несколько инвентарных описаний фольварка. Как за 1818 год, так и позднее. Карл в прошении, видимо, соврал, что инвентаризации не было. Да и что он мог о ней знать? Плюс в дело подшиты купчие на землю, залоговые договоры, договоры аренды.
    Короче, дело интересное, хотя бы в разрезе того, что фольварок пустяковый был по размерам, а бумаги измарано куча. С другой стороны, судя по инвентарю, в фольварке и винокурня своя имелась, и много чего ещё.​

    Если подвести итог этого похода в архив, то стоит сказать, что я отыскал Мицкевичей из района Жосны. Я их и ранее там находил. В метриках Волколатского костёла. Что ж, продолжу в них свои поиски. Так же дворяне Мицкевичи жили в районе Куренца. Я уже знал об этом. Там рядом был фольварок Бородин, но то были данные за 1897 год. Теперь оказывается, что Мицкевичи жили в Вороничах. Причём они по отчеству - Венедиктовичи, а в 1897 году в им. Куликово жили именно Венедиктовичи.

    Остаётся только понять, как они связаны с Мицкевичами из Вытресок. Для этого нужно в оборот запустить и Куренецкий костёл, и Ольковичский, до кучи. Короче, весь деканат смотреть надо o_O.
  • Andzej
    Сейчас плотно занялся поиском шляхты Мицкевичей, Ржечицких и Яцын. Причины это занятия, как и некоторые результаты, описаны вот здесь и здесь. И вот в ходе этих поисков наткнулся на очень странные записи, которые вызвали несколько вопросов. Но обо всём по порядку.

    Когда я индексировал метрики о родившихся Кривичского костёла за период с 1849 по 1860 годы, я сразу же наткнулся на запись о рождении благородного Стефана Чарнушевича:

    [​IMG]

    Я уже писал, после того как просмотрел списки прихожан Будславского костёла за 1853 год, что Чарнушевичи жили по соседству с Мицкевичами в Вытресках. А так же они жили в застенке Францишково, который находился относительно недалеко от Вытресок. Эта запись, собственно показывает, что между Чарнушевичами и Мицкевичами была некая связь, хотя бы на уровне хорошего знакомства.

    Далее, в том же году родилась благородная Изабеля Чарнушевичевна:

    [​IMG]

    Тут опять Мицкевичи в связке с Чарнушевичами, причём некий, не известный мне ранее, Эдуард Мицкевич выступает восприемником.

    Всё бы ничего, да только Вытрески, и тем более Францишково - Будславский приход, это и географически оправдано, и в списках прихожан за 1865 год это подтверждается. Правда, между 1849 и 1865 много чего произошло, в том числе, возможно, изменилось что-то в раскладе этих приходов. Так или иначе, это мне показалось странноватым. Тем более, что упоминаний Вытресок за последующие годы в метрических книгах, кроме как в 1850 году, не было.

    Прошло время. Я добрался до метрик Будславского костёла с помощью famylisearch. И каково было моё удивление, когда в книге за 1849 год я нашёл вот это:

    [​IMG]

    Получается что Стефан Иосиф Чарнушевич был крещён дважды! Причём что получается: первое крещение произошло в Будславе 4 января и датой рождения указано 3 января. При этом написано, что крещение было осуществлено "с совершением всех обрядов таинства" преподобным Павлом Маевским. Уже много раз встречал, когда ребёнка "докрещивали", т. е. в первый раз ребёнка крестили только водой, причём это мог делать кто-то, кто не обладал церковным саном, а уже потом дополняли обряд в костёле миропомазанием. Но в таком случае всегда указывалось что это дополнение обряда проведённого ранее не целиком из-за каких-то неблагоприятных обстоятельств. А тут первое крещение было полным.

    Второе крещение произошло 7 января в Кривичах, причём датой рождения значиться уже 26 декабря прошедшего 1848 года. И опять написано, что крещение осуществлёно "с совершением всех обрядов таинства" преподобным Лаврентием Гецевичем. Есть только несколько отличий в записях. Во-первых поменяны местами имена "Стефан - Иосиф", во-вторых восприемником в Будславе записан благородный Денизий Семянович, а в Кривичах - благородный Денис Семашко. Ну и в-третьих в первой записи указано больше гостей, чем во второй, но это не столь важно. Важно то, что мной документально установлен факт двойного крещения.

    Естественно, тут было грех не проверить, а не было ли второго крещения у Изабели Чарнушевич? И оказалось - ситуация идентичная:

    [​IMG]

    Всё то же самое, что и в случае со Стефаном, только второго имени нет, оно тут одно; да и сам обряд первый раз был осуществлён на этот раз в Кривичах преподобным Лаврентием Гецевичем, а второй раз в Будславе - преподобным Сильвестром Гимбутом. При этом опять расхождение в дате рождения. Восприемники полностью совпадаю в двух случаях.

    Больше таких двойных записей у Чарнушевичей я не находил. Как в принципе таких записей я вообще больше не встречал.

    Что бы это всё могло значить? Я поначалу думал, что в двух записях отражено одно событие, осуществлённое одним и тем же преподобным, но разные даты и разные святые отцы говорят о том, что это было всё же двойное крещение.

    Потом я подумал, что это некий подлог, махинация с метриками, которая была направлена на доказательство благородного происхождения Чарнушевичей. Но дело в том, что книга 1849 года Кривичского костёла - оригинал, да и запись идёт первой, что при подлоге потребовало бы переписывания либо всей книги целиком, либо исправления всех последующих номеров. Консисторский вариант этой же книги с famylisearch полностью повторяет оригинал. Но, если честно, я не специалист по подлогам в метрических книгах и руководствуюсь только логикой, а не огромным опытом.

    А потом я загуглил, что такое двойное крещение. Оказывается есть такое суеверие, очень неразумное суеверие, что дважды крещёный получает защиту от порчи, сглаза и прочих магических атак. Логика подсказывает, что по настоящему креститься можно один раз. Это как потерять девственность. Но затуманенный суевериями мозг таких очевидных вещей не понимает. Таких простых вещей. И люди совершают это снова. Вот интересно, если креститься раз сто, то что тогда? Аура станет настолько плотной, что будет пули отражать? :) Короче, я склоняюсь к версии, что Чарнушевичи в данном случае повелись на эти суеверия и совершили доволи таки греховный ритуал. Во-первых они обманули преподобного, что уже как бы грех. А во-вторых, если применить риторику церковнослужителей, поддались на искушение тёмных сил, пожелав быть "умнее" остальных и "хакнуть" церковь, обмануть смерть и Бога за одно.

    Интересно, вскрылась ли эта оказия в дальнейшем? Причём, в этом же участвовали не только Чарнушевичи, но и Мицкевичи, Ржечицкие - тоже беря на душу грех.

    Хотя, если немного подумать - люди просто старались выжить. Любой ценой и любым способом. Ведь в то время смерть всегда была рядом, не зависимо от твоего положения в обществе. Умереть можно было очень легко - подтверждение тому можно отыскать в метрических книгах об умерших тех лет. Причём смерть одного члена семьи иногда тянула за собой смерти ещё нескольких. А бывает, можно с ужасом отследить, как по очереди, буквально за месяц умирала вся семья. Более того, иногда одна смерть запускала процесс вымирания половины деревни. В таких реалиях во что только не поверишь - в порчу, сглаз, проклятия и прочую магию.

    Насколько Чарнушевичам помогли такие ритуалы - сказать трудно. Записей о смерти Стефана и Изабели я не нашёл, но, например, Анна ур. Тарасевичевна Чарнушевич умерла в 1854 году от горячки в 28 лет, оставив, вдовца мужа и сына Болеслава. Дочь Изабеля не упомянута. Видимо, тоже умерла, но это не было отражено в метриках. Ну или в погребальной записи - ошибка. В списках прихожан за 1853 её тоже нет. Хотя годовалая Иосифа в списке имеется, но и она умерла в 1854 году.
    Да и Антоний Чарнушевич из застенка Францишково к 1859 году овдовел и в этом году женился повторно, но уже на Аполонии Мицкевичевой.

    Уже много лет как нет тех людей, а такие вот находки рассказывают об этих людях очень специфические вещи. И их фигуры обретают человеческие черты, превращаясь во что-то большее, чем узелок в родословной росписи.
    Mariya82, Tulippy, sergey0904 и 3 другим нравится это.
  • Andzej
    Я уже писал о Марциле Мицкевич, которая, судя по записям Будславского костёла, была из шляхетного рода и мне приходится прапрапрабабкой. Не бог весть что, но сойдёт как "приправа", придающая пикантности моим кислым крестьянским щам.

    До недавнего времени у меня была совсем скудная информация о ней и её родственниках. В общедоступных источниках о Мицкевичах в Вилейском уезде буквально пару строк. В метриках как Кривичского, так и географически близкого Будславского костёла записей о Мицкевичах-дворянах совсем как бы нет, кроме самой этой Марцили. Разве что о Ржечицких, замужем за одним из которых она была до его кончины, имеются записи. Но только в одной записи совместно с Ржечицкими фигурирует имя Марцеля, но запись эта напускает больше тумана, чем даёт ответов. Главный вопрос к этой записи - это фамилия мужа-однодворца - Скороцкий. Допустим, Марциля выходит замуж за некоего Ржечицкого, затем он умирает, она выходит замуж за Скороцкого и он тоже умирает. Чья тогда фамилия у неё будет в записи о следующем браке? По логике, Скороцкий. Но у меня-то в записи - Ржечицкий. Поэтому, кроме как пытаться отследить этих однодворцев Скороцких, ничего не оставалось. До очередной поездки Михаила в ЛГИА.

    В этот раз я попросил его, а он великодушно откликнулся на мою просьбу, сфотографировать полностью исповедальную ведомость (ИС) Будславского костёла за 1853 год. А также ревизские сказки за 1850 имений Мотыки и Осиновка. По исповедальным ведомостям у меня была цель поискать всех Ржечицких в приходе и Мицкевичей, конечно, по ревизиям - хотелось разобраться с составом деревни Вытрески, которая входила в том числе и в эти имения, ведь там Марциля в итоге была похоронена. И вот что я после многодневного анализа уже имеющейся информации и вновь поступившей, узнал.

    Михаил в прошлый раз сфотографировал ИС Будславского костёла за 1865 частично, я просил конкретные населённые пункты, думал что всё будет прямолинейно и предсказуемо. Однако, в 1865 году в Вытресках католиков было совсем "жиденько", буквально пару ничего не значивших для меня фамилий. А искал, я напомню, Ржечицких, Мицкевичей и до кучи Яцын (девичья фамилия матери Марцили). В этот раз списочек прихожан-католиков оказался толще раза в три. И я таки нашёл. Под номером 386 записан двор, привожу список его представителей в том виде, в котором он есть:
    • Мицкевичева Агнеша 49
    • Мицкевичевна Аполиония 23
    • Липениова Михалина вдова 49
    • сыновья Адам 15 и Иван 4
    • Гелена дочь 2
    • Иогалковска Екатерина 21
    • Мариянна сестра его 19
    Я ведь правильно рассуждаю, что записывать жителей двора начинали с его владельца? Тогда получается, что это Агнеша. Очень похоже на имя матери Марцили, которое упомянуто при регистрации брака Марцили с Томашем Пакалисом, но там Агата. Может мать, а может и нет. Но где тогда отец? Ведь нету пометки "вдова", как у Липениовой Михалины. Может он был не дома, когда шли предпасхальные исповеди? Интересно, как эти списки составлялись вообще. По факту присутствия в костёле, или со слов присутствовавших членов семьи, ведь напротив некоторых персон иногда в графе был ли у исповеди стоит прочерк. В тоже время, Аполиония, получается не дочь Агнеше, иначе не прописывалась бы второй раз фамилия, а было написано дочь. Также вызывает вопрос, почему Мицкевичева и Мицкевичевна? Это что-то значит, или это просто вещь, не имеющая значения. Была ли в наших краях традиция изменять окончания фамилий замужних и незамужних женщин, девушек?
    О Липениовых вообще представления не имею, кто они и что они. Это покажут дальнейшие изыскания.
    Интересно и интригующе выглядят Иогалковские в этом же дворе. Уж не родственники это Яголковского, который владел частью Вытресок в составе имения Осиновка, которое географически в радиусе пары километров? Тогда почему они записаны в этом дворе? Глянул состав Осиновки и Яголковских не нашёл. Там в 1853 году живут только Рымашевские. Хотя по РС 1850 года Осиновка стопроцентно принадлежала Яголковскому. Интересно, какова связь между Мицкевичами и Яголковскими?
    Но главное - Мицкевичи жили в Вытресках и их в дальнейшем стоит копать.

    Ко всему прочему я обратил внимание на соседний двор Чарнушевича Миколая. У него жил Яцына Гилярий, которому 29 лет. Видимо именно он в 1865 году будет записан в связке с Ржечикими в Капустичах и там ему уже 43. Расхождение небольшое но я не верю в то, что рядышком жили два Яцыно Гилярия.

    Чарнушевичи, кстати, ещё порадовали. Чуть выше Капустич был застенок Францишково. В нём проживали Чарнушевичи, уже с приставкой Дво., т.е. дворяне. Там, помимо самих Чарнушевичей жили две девушки Маевска Луция 23 лет и Ржечицкая Марцианна 19 лет. Блдаж! Моей, искомой Марциле тоже должно было быть столько. Неужели уже в 19 она уже Ржечицкая, тогда где муж?

    В итоге я понял, что все искомые фамилии проживали в радиусе даже не 10, а 5 километров.

    Также просмотрел ревизские сказки имений Осиновка и Мотыки и не нашёл там своих фамилий. Осталось проверить ещё два имения. И тогда с уверенностью можно будет судить о принадлежности конкретных лиц к тому или иному сословию.
    Anahata, Vlad, С. Ж. и ещё 1-му нравится это.
  • Andzej
    Не так давно я упорно искал запись о браке Томаша Пакалиса старшего с Казимирой Мацко. Думал, что он родился где-то в Литве и в искомой записи мне прям на блюдечке будет и место рождения, хотя бы уезд, родители... Но фантазии разошлись с реальностью. Томаш оказался уже довольно местным. Роль первопроходца теперь я примеряю по крайней мере на его отца - Юстина, а то и деда - Петра. Соответственно, чем глубже в тьму веков, тем сложнее будет отыскать то место, откуда были эти Пакальнисы, что меня несколько огорчило. НО, Томаш-старший сумел удивить другим.

    В 1870 году, вдовствуя, Томаш обвенчался вторым браком с некоей Марцилей Ржечицкой с Мицкевичев, тоже вдовою. Всё бы ничего, да только написано что она дворянка, причём именно от рождения - её отец, Юстин Мицкевич, причислен к благородному сословию. Ржечицкий, её предыдущий муж, так же был благородных кровей. Сказать, что меня это удивило - ничего не сказать. Не было ни одного звука о том, что кто-то там по маминой линии дворянин. (У этой Марцили и Томаша родилось двое детей - Томаш и Ева, и вот этот Томаш-младший - дед моего деда, его брат - Игнат, сын Томаша -старшего - дед моей бабушки). Было настойчивое упоминание о литовском происхождении, которое как оказывается приходится на конец 18 начало 19 веков, а о таком неординарном событии, произошедшем на сто лет позднее - тишина. Почему не ординарном? Да как-то западло было не-крестьянам создавать ячейку общества с крестьянином, несмотря на отмену крепостного права и постройку подземки в Лондоне. Разве что, я чего-то не знаю о материальном состоянии Томаша-старшего. Тем паче, люди они были уже не молодые, ему за сорок, ей под сорок, и прагматизма было больше в этом, чем какой-то любви. Вообще, пролистав не один десяток МК о бракосочетаниях, я ни разу так и не встретил подобной комбинации. Может мне "везло", но явно, такой расклад был крайне редким.

    Дворяне, так дворяне, - подумал я и принялся искать что-нибудь о них. Первоначальная установка была на то, что эти Мицкевичи за душой, кроме своего дворянства ничего не имели. Это хоть как-то бы могло объяснить этот брак. Но даже поверхностный поиск выдал мне такой результат:

    myadel.info - "Куликово - деревня в Кривичском сельсовете. В 1868 г. деревня Будславской волости Вилейского уезда Виленской губернии, 4 двора, 37 жителей. В 1904 г. в деревне 63 жителя, рядом с деревней одноименное поместье, владение Мицкевича, 36 жителей, 404 десятины земли."

    vgd.ru - список дворян Виленской губернии согласно адрес-календаря 1897 года, Вилейский уезд:
    Мицкевич, Ан. Венед., фольв. Куликово.
    Мицкевич, Викт. Ив., кр., г. Вилейки.
    Мицкевич, Георг. Степ., застенок Полосы.
    Мицкевич, Ив. Венед., фольв. Куликово.
    Мицкевич, Ив. Ксеноф.-Игн., ка., фольв. Бородзин.

    Список населённых мест Виленской губернии 1873 года выпуска - То ли в 1861, то ли в 1865 - им. Куликово принадлежало Мицкевичам.​

    Фольварок Куликово находился недалеко от м. Будслав и включал в свой состав как сам двор с одноименной деревней, так и часть деревни Новосёлки. Всего 34 ревизские души. Про застенок Полосы информации так и не удалось собрать. Фольварок Бородзин был в окрестностях Куренца, но их там несколько, под номерами. Тем более не ясно, когда этотим Бородзином завладели Мицкевичи.

    С этими смутными представлениями я попросил у Михаила сфоткать исповедальные ведомости про то самое Куликово плюс Вытрески, всё это входило в Будславскую парафию. И теперь, когда я их просмотрел картина осталась не менее смутной. В имении Куликов в 1865 году проживала семья дворян то ли Ясинских, то ли Ялинским, во главе с Осипом Геронимовичем. Никого из Мицкевичей. Или уже продали, или ещё не купили они это имение, а может за участие в восстании Калиновского - лишились. Или сдавали в аренду, как вариант. Короче, ничего конкретного сказать пока нельзя. В тоже время, в Вытресках нет никого с фамилиями Ржечицкий и Мицкевич. Как оказалось, сами эти Вытрески содержали очень мало католиков. Только Мацейковичевна Анна с Оношков - немного созвучна в фамилии, да и то, по мужу. Теперь совсем всё не понятно. Почему в записи о браке она записана как-будто из Вытресок? И к тому же, там впоследствии и похоронена. Или она начала проживать в Вытресках в период с 1865 по 1870, или за эта время поменяла вероисповедание на католическое, проживая и до 1865 в тех самых Вытресках. Тоже касается и Куликова. Может они православными были, эти Мицкевичи?

    С другой стороны, я просил сфотографировать и деревню Капустичи. Так вот в ней нашёл таки дворянина Ржечицкого Осипа Флорьяновича, 32 лет. Но жена - Катерина с Гинтовтов. У него был брат Михаил, 42 лет, женат на Михалине с непонятно кого, но не с Мицкевичев, короче фамилия. Там же был и Гилярий Яцына, - девичья фамилия матери Марцели.

    Поиски продолжаются.
    Mariya82, Tulippy и Михаил нравится это.