1. Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mihail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!

Просматривает записи блогов в категории: им. Бол. Сервеч

  • Andzej
    Сегодня я хочу поделиться с вами очередным своим мини-открытием, совершённым не выходя из интернета. :)

    Я уже писал, что неожиданно для себя нашел упоминания о костёле в Сервечи. Эти упоминания встречались в метрических книгах о бракосочетавшихся костёла Кривичского. На тот момент это заставило меня опечалиться. Дело в том, что в общедоступных источниках метрических книг такого костёла не существует. А моя Гедевичская линия аккурат должна была подпадать под юрисдикцию данного костёла. По идее он должен относиться к Вилейскому деканату, но в консисторских подшивках метрик такого костёла нет ни за один год. Я было подумал, что может это другой деканат был, но пока я этому подтверждения не получил никакого. Да и территориально он не мог относиться ни к какому другому деканату. Вокруг сплошь католические парафии Вилейского деканата.

    Каких-то внятных материалов по этому костёлу в современных источниках я не нашёл. Есть только вот такая статья о Козеллах. В ней говориться, что костёл Найсвятейшей Девы Мари в Сервечи построили с фундации Яна Наполеона Козелла в 1852 году. Приводиться вот это фото.

    Костёл был разобран в 1950 году.

    Но есть 2 вещи, которые противоречат этой информации. Во-первых, Сервечский приход существовал ещё в эпоху наполеоновских войн (как только обзаведусь новым монитором, обязательно добавлю сюда страничку из метрической книги Кривичского костёла, пишу с ноута жены). Во-вторых, отсутствие в консисторских подшивках метрических книг. Как вообще мог выпасть целый костёл? Поэтому не понятно, что строил Ян Козелло. Разве что, он мог после пожара восстанавливать его. Так выглядит более правдоподобно.

    И тут на днях я решил прошерстить epaveldas.lt, на предмет новых документов. Литовцы периодически их там выкладывают. Хотелось проверить, авось ЛГИА выложил отсканированные ревизские сказки за 1795 по Вилейскому уезду. По крайней мере на этом сайте много сканов метрических книг костёлов, которые находятся на территории Литвы. У сайта есть один небольшой недостаток: наилучшие результаты поиска достигаются, если запрос вводить на литовском. И это то ещё развлечение, искать наши названия написанные по-литовски. К счастью, можно попробовать и польский вариант искомого слова. Иногда в описании на литовском в скобочках даётся польское название. Я просматривал документы с упоминанием Ошмянского повета, к которому относилась большАя часть Вилейского уезда, когда ещё была Речь Посполитая. И случайно наткнулся на знакомое название - Serwecz. В контексте Ошмянского повета. Вот этот документ.

    Судя из названия документ - это выпись из актовой книги, в которой зафиксирован факт фундации Минским земским судьёй, Львом Рогозой (Рогожей) и его женой Катриной евангелисткой церкви в Сервечи. Датирована данный документ 1622 годом.

    Я сильно задумался. Скопировал литовское название Сервечи (Servečiaus) и продолжил поиск. Нашлось ещё с десяток документов.Все за XVII век. Первая мысль, которая пришла на ум - а если это какая-то другая Сервеч? Вдруг ещё в Беларуси есть или был такой населённый пункт? Посмотрел по современной карте и таки нашёл ещё одну Сервеч. И речку и село. Только они за Новогрудком, возле Корелич. Согласно сведениям из Энциклопедии ВКЛ, эта территория входила в Новогрудский повет, поэтому эта Сервеч отпадает.
    [​IMG]
    Кстати, возле этой кореличской Сервечи есть своё Долгиново :).

    Таким образом я практически на сто процентов уверен, что в вилейской Сервечи (а сейчас это очень небольшая деревушка) был открыт евангелический костёл, приверженцем реформистских религиозных течений Львом Рогозой (Рогожей), который владел имением Сервеч.

    Но если внимательно почитать статью, ссылку на которую я дал выше, становиться понятно, что не всё так просто. Нестыковки какие-то получаются. Позволю себе привести цитату из той статьи, которая касается истории имения:
    В цитате нет упоминаний о Рогозах, хотя судя по литовским документам они были связаны с Сервечью чуть ли не все XVII столетие. Возможно, статья содержит не полные данные, или имение Сервеч принадлежало одновременно нескольким владельцам. С имущественными правами на землю иногда такая чехарда происходила, заставляя потомков с таким упоением друг с другом судиться, что оставались толстенные тома судебных дел из-за кусочка землицы.

    К слову сказать, эти документы хранятся в Национальной библиотеке Литвы в фонде №93 "Литовский евангелико-реформаторский синод" (LIETUVOS EVANGELIKŲ REFORMATŲ SINODAS).

    Вот список этих дел (перевод корявый, помогал google):

    д. 1247 "Дарственный акт Сервечской (Ошмянский пов.) евангелико-реформаторской церкви от судьи минского земского суда Льва Рогозы и его жены Катрины" 18.02.1622 Выписки из книг трибунала.

    д. 1248 "Переписка между Сервечской евагелико-рефарматорской парафией и Виленским синодом" 1622 - 1644. Прошения о предоставление проповедников.

    д. 1249 "Прошение земян Ошмянского и Минского поветов к Виленскому синоду о предоставлении им проповедника в Сервечский збор" 1624. В документе расписались в том числе Ян Косаковский, Пётр Пузына, Деметрий Рогоза, Зыгмунд Заблоцки, Ян Война, Зыгмунд Захаревски, Себастиан Глуховски, Ян Яновски, Самуель Курца, Миколай Новогарский, Николай Глуховский и некоторые другие.

    д. 1250 "Завещание Катрины Рогозовны, в котором она записала двор Юнцевичи своему племянику Яну Вильчак, а половину двора Сервечского - Дмитрию Рогозе. 20.05.1625 Копия из книг Ашмянского гродского суда от 07.04.1626

    д. 1251 "Заверения Виленского синода прихожанам Сервечского сбора о том, что синод помнит свои обязательства." 10.04.1630

    д. 1252 "Жалоба представителя Виленской евангельской реформаторской церкви Петра Пузыны на Якуба Тельшевского и его жену Катрину, вдову по Льву Рогозе, обвинённых в незаконном присвоении [видимо церковного имущества]" 29.05.1632 Копия из Минского поветового суда

    д. 1253 "Судебное решение от имени короля Владислава IV в отношении Якуба Тельшевского и его жены Катрины, которые присвоили имущество евангелического збора в Сервечи" 12.03.1635 Копия рукописи.

    д. 1254 "Акт передачи Сервечской курии в управление Станиславу Мнишке Александром Скрицким. 04.05.1672 Копия из Ошмянского гродского суда.

    д. 1255 "Письмо Юрия Каминского воиского Речицкого Станиславу Мнишке." 01.05.1672 Оригинал

    д. 1256 "Жалоба Сервечского збора на Мирослава Рогозу и его жену Анну с Косаковских об их несостоятельности" 08.12.1677. Экстракт из книги гродского суда Ошмян.

    д. 1257 "Записка о потерях [урожая], поданная Мирославу Рогозе" 28.09.1673 Оригинал. Писал Станислав Мнишка.

    д. 1258 "Деловая переписка между Станиславом Мнишкой, администратором части двора Сервечи, принадлежащей представителю евангелистов реформаторов Юрию Каминскому, и Мирославом Рогозой, собственником другой части имения Сервеч" 1673 - 1678. Оригиналы, экстракты, стенограммы.

    д. 1259 "Декрет Ошмянского земского суда о возмещении ущерба, причинённого в 1673 году [то ли Рогозе, то ли Рогозой] " 03.11.1677 Копия решения Ошмянского земского суда

    д. 1260 "Записи об урожае в фольварке Сервеч" 1653 Оригинал

    д. 1261 "Инвентарь имущества Сервечской евангелической парафии" XVII век. Оригинал

    Как видно из этого списка, жизнь в тех местах в те далёкие времена кипела. Документы эти написаны частично на старо-белорусском, частично на польском. Некоторые можно читать, некоторые даже понимать, а некоторые, что они есть, что их нет - без разницы, ещё удивительно, как к тем документам описания были составлены, ведь нужно было увидеть в той мешанине что-то членораздельное. Если поднатужиться и всё же разобраться в них, возможно, можно будет идентифицировать эту Сервеч.

    Но и этот ворох дел ещё не полон. Там же, какими-то окольными путями (сознательно я бы просто до этого источника не добрался бы) по воле случая или по Божьему повелению я наткнулся на "
    Metryka albo Spisanie Spraw Wieczystych Prywileiow"
    . Это фолиант, написанный в 1638 году в Вильне, в котором собраны под одной обложкой на 307 листах выписи из трибунальных, гродских, земских книг касаемо фундаций на евангелические зборы или костёлы. Написан превосходным каллиграфическим почерком на старо-белорусском и польском. Читается на ура.
    Вот для примера страница из своего рода оглавления:

    [​IMG]

    Из этих записей мы кроме всего прочего узнаём, что збору было записано село Задворье. И о чудо, возле Сервечи до сих пор есть такая деревня:


    Сильно не вчитывался в эти выписи, пробежался взглядом и в выписи под номером 34 зацепился за название "Костеневичи"!
    [​IMG]
    Там прям в первой строчке и далее по тексту тоже упоминается. Вообще, как я понял это часть описания границ тех угодий, которые Рогоза дарил евангелистам. Мой вольный перевод части этого листа:

    ... пана Филипа Осиповского имения сего межи Костеневского в повете Ошмянском лежачего [ ] села прозываемого Задворя на збор евангелиски записаного копцов три просто к гостинцу который гостинец иде з местечка Костеневичи до местечка сего межи пана Михала Войны секретаря и дворанина сего [ ] старосты [ ] Сервецкого в повете Ошмянском лежачого и тым гостинцом идущем к Сервечи подле самого гостинца засипано копцов чотыры о тыж чотырох копцов локтя з гостинца влево засыпано копя налог к того копца повзболоцю заставячы к грунты и сеножати по межи пана Рогозиных имения Сервецкого прозваных Мартинковичов ....

    Слово "межи" подобрал по смыслу, на самом деле не понял что это за слово. Квадратные скобки - вообще даже соображений нет, что это за слова такие.

    Но главное, что благодаря этим документам удалось понять, что в Сервечи, которая многие годы спустя будет принадлежать Козеллам, в 1622 году было проспонсировано открытие евангелического молельного дома, который попеременно назывался то костёлом, то збором. Благодаря опубликованным литовцами документам можно проследить, что реформисты владели подаренным имуществом по крайней мере до 1678 года. Возможно история их збора продолжалась и после, вплоть до упразднения всех этих религиозных течений. Возможно збор существовал даже в начале XIX века, когда встречаются записи о Сервечском приходе в Кривичских метриках. Хотя, опять же, возможно на протяжении XVIII века збор был передан католикам на волне контрреформации, что в принципе согласуется со сведениями из статьи, что в 1800 году Сервечью частично владела католическая церковь.

    Кстати, судя по выше приводимой статье, данная оказия до сих пор не была освящена в сколь-нибудь доступных широкому кругу источниках. Да и кто бы мог подумать, что в Сервечи когда-то была критическая масса приверженцов идей Реформации, которая своими усилиями открыла собственную молельню.

    И вместо послесловия хотелось бы отметить, что в той же выписи, в которой упомянуты Костеневичи, в конце есть инвентарь того и тех, кто перешёл во владение виленского евангелического синода. Это всего лишь деревня Задворье, там несколько фамилий, среди которых бояре Ярмолич, Глебёнок, и некий Трохим без фамилии, а также тяглыя Вошчылик, Хохот, Божкович, Хомич. И это 1622 год.
    Jauhien, Ingwar841, Lesnikova и 4 другим нравится это.
  • Andzej
    Подошла очередь к последней папке материалов, нафотографированных Михаилом. К сожалению, не хватает Кумельщизны.

    Источник: Литовский государственный исторический архив.

    Населённые пункты: двор им. Бол.Сервеч, д. Гадзевичи, д. Домбровка.
    Встречающиеся фамилии:
    дворовые: Буглак, Дзядзёла, Колесник, Томкович, Гурнович, Тарин, Атращик, Савчик, Гладки, Федорович, Григорович, Аперович;​

    д. Гедзевичи: Матук, Юркевич, Савчик, Гурнович, Таукан, Атращик, Гладкий, Крупенчик, Шарик​

    д. Домбровка: Томкавич, Жук, Атращик, Гладки, Матук, Крупенчик, Юркевич, Мягчило, Мякчило, Гурнович;​

    Самое главное отличие от ревизии 1850 года - название деревни Домбровка, которое в 1850 году уже Дубровка. Жители практически те же, но название изменилось. Хотя в 1800 году было две именно Дубровки, одна - центр имения Слизеня, вторая деревня в составе церковного имения Жары. Потом, видимо, Козеллы выкупили у церкви Жары, и присоединили их Дубровку к Сервечи, в тоже время им. Дубровка слилось с им. Костыки Слизеня. Хотя, может быть Дубровка по-польски пишется Домбровка, или это калька какая?
    Ещё интересная деталь - много новых дворовых, которые переведены как с деревень этого же имения, так и других имений, принадлежащих Козеллам.
    И небольшое замечание - некоторые персоны, отмеченные в ревизии 1850 года как присутствовавшие в 1834 на самом деле не присутствовали. Короче, ревизские сказки - инфа не 100%.
  • Andzej
    Имение Большой Сервеч выделяется на фоне остальных имений Козелло, тем, что являлось одним из центров восстания Калиновского. Среди инсургентов кроме шляхты были и местные крестьяне. Не знаю, кто именно, но среди имён, записанных в ревизской сказке, видимо есть и их имена. pdf-файл выложен в Библиотеке.

    Источник: Литовский государственный исторический архив.

    Населённые пункты: двор им. Бол.Сервеч, д. Гадзевичи, д. Кумельщизна, д. Дубровка, фольварок Харки, д. Харки.

    Встречающиеся фамилии:
    дворовые: Буглак, Дзядзёла, Колесник, Фарина, Атращик, Федорович, Мягчыла, Жук, Янковский, Гладкий, Мацкевич, Ханявка, Верещака, Апорович, Кощ(ш)елевич, Григорович, Гурлович, Крупенчик, Савчик,

    д. Гадзевичи: Матук, Юркевич, Савчик, Гурлович, Толкун, Атращик, Гладкий, Хонявка, Крупенчик, Шавчик, Святоха, Янковский, Колесник, Станкевич, Фёдоров, Жук, Дзятлик, Грегорович;

    д. Кумельщина: Святоха, Крупенчик, Тарик, Атрощик, Гурлович, Хонявка, Тамкович, Талуць, Юркевич;

    д. Дубровка: Томкович, Жук, Атрощик, Гладкий, Матук, Крупенчик, Юркевич, Мягчило, Дзятлик, Мацкевич, Мягчик, Станкевич;

    ф. Харки: Дубовик, Кащеневич. Крупенчик, Крижкевич, Швабовский;

    д. Харки: Дзятлик, Юркевич, Станкевич, Атрощик, Сачек, Жук, Федорович, Пацына.​
    Lesnikova нравится это.