1. Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mihail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!

Просматривает записи блогов в категории: Чарнушевичи

  • Andzej
    Сейчас плотно занялся поиском шляхты Мицкевичей, Ржечицких и Яцын. Причины это занятия, как и некоторые результаты, описаны вот здесь и здесь. И вот в ходе этих поисков наткнулся на очень странные записи, которые вызвали несколько вопросов. Но обо всём по порядку.

    Когда я индексировал метрики о родившихся Кривичского костёла за период с 1849 по 1860 годы, я сразу же наткнулся на запись о рождении благородного Стефана Чарнушевича:

    [​IMG]

    Я уже писал, после того как просмотрел списки прихожан Будславского костёла за 1853 год, что Чарнушевичи жили по соседству с Мицкевичами в Вытресках. А так же они жили в застенке Францишково, который находился относительно недалеко от Вытресок. Эта запись, собственно показывает, что между Чарнушевичами и Мицкевичами была некая связь, хотя бы на уровне хорошего знакомства.

    Далее, в том же году родилась благородная Изабеля Чарнушевичевна:

    [​IMG]

    Тут опять Мицкевичи в связке с Чарнушевичами, причём некий, не известный мне ранее, Эдуард Мицкевич выступает восприемником.

    Всё бы ничего, да только Вытрески, и тем более Францишково - Будславский приход, это и географически оправдано, и в списках прихожан за 1865 год это подтверждается. Правда, между 1849 и 1865 много чего произошло, в том числе, возможно, изменилось что-то в раскладе этих приходов. Так или иначе, это мне показалось странноватым. Тем более, что упоминаний Вытресок за последующие годы в метрических книгах, кроме как в 1850 году, не было.

    Прошло время. Я добрался до метрик Будславского костёла с помощью famylisearch. И каково было моё удивление, когда в книге за 1849 год я нашёл вот это:

    [​IMG]

    Получается что Стефан Иосиф Чарнушевич был крещён дважды! Причём что получается: первое крещение произошло в Будславе 4 января и датой рождения указано 3 января. При этом написано, что крещение было осуществлено "с совершением всех обрядов таинства" преподобным Павлом Маевским. Уже много раз встречал, когда ребёнка "докрещивали", т. е. в первый раз ребёнка крестили только водой, причём это мог делать кто-то, кто не обладал церковным саном, а уже потом дополняли обряд в костёле миропомазанием. Но в таком случае всегда указывалось что это дополнение обряда проведённого ранее не целиком из-за каких-то неблагоприятных обстоятельств. А тут первое крещение было полным.

    Второе крещение произошло 7 января в Кривичах, причём датой рождения значиться уже 26 декабря прошедшего 1848 года. И опять написано, что крещение осуществлёно "с совершением всех обрядов таинства" преподобным Лаврентием Гецевичем. Есть только несколько отличий в записях. Во-первых поменяны местами имена "Стефан - Иосиф", во-вторых восприемником в Будславе записан благородный Денизий Семянович, а в Кривичах - благородный Денис Семашко. Ну и в-третьих в первой записи указано больше гостей, чем во второй, но это не столь важно. Важно то, что мной документально установлен факт двойного крещения.

    Естественно, тут было грех не проверить, а не было ли второго крещения у Изабели Чарнушевич? И оказалось - ситуация идентичная:

    [​IMG]

    Всё то же самое, что и в случае со Стефаном, только второго имени нет, оно тут одно; да и сам обряд первый раз был осуществлён на этот раз в Кривичах преподобным Лаврентием Гецевичем, а второй раз в Будславе - преподобным Сильвестром Гимбутом. При этом опять расхождение в дате рождения. Восприемники полностью совпадаю в двух случаях.

    Больше таких двойных записей у Чарнушевичей я не находил. Как в принципе таких записей я вообще больше не встречал.

    Что бы это всё могло значить? Я поначалу думал, что в двух записях отражено одно событие, осуществлённое одним и тем же преподобным, но разные даты и разные святые отцы говорят о том, что это было всё же двойное крещение.

    Потом я подумал, что это некий подлог, махинация с метриками, которая была направлена на доказательство благородного происхождения Чарнушевичей. Но дело в том, что книга 1849 года Кривичского костёла - оригинал, да и запись идёт первой, что при подлоге потребовало бы переписывания либо всей книги целиком, либо исправления всех последующих номеров. Консисторский вариант этой же книги с famylisearch полностью повторяет оригинал. Но, если честно, я не специалист по подлогам в метрических книгах и руководствуюсь только логикой, а не огромным опытом.

    А потом я загуглил, что такое двойное крещение. Оказывается есть такое суеверие, очень неразумное суеверие, что дважды крещёный получает защиту от порчи, сглаза и прочих магических атак. Логика подсказывает, что по настоящему креститься можно один раз. Это как потерять девственность. Но затуманенный суевериями мозг таких очевидных вещей не понимает. Таких простых вещей. И люди совершают это снова. Вот интересно, если креститься раз сто, то что тогда? Аура станет настолько плотной, что будет пули отражать? :) Короче, я склоняюсь к версии, что Чарнушевичи в данном случае повелись на эти суеверия и совершили доволи таки греховный ритуал. Во-первых они обманули преподобного, что уже как бы грех. А во-вторых, если применить риторику церковнослужителей, поддались на искушение тёмных сил, пожелав быть "умнее" остальных и "хакнуть" церковь, обмануть смерть и Бога за одно.

    Интересно, вскрылась ли эта оказия в дальнейшем? Причём, в этом же участвовали не только Чарнушевичи, но и Мицкевичи, Ржечицкие - тоже беря на душу грех.

    Хотя, если немного подумать - люди просто старались выжить. Любой ценой и любым способом. Ведь в то время смерть всегда была рядом, не зависимо от твоего положения в обществе. Умереть можно было очень легко - подтверждение тому можно отыскать в метрических книгах об умерших тех лет. Причём смерть одного члена семьи иногда тянула за собой смерти ещё нескольких. А бывает, можно с ужасом отследить, как по очереди, буквально за месяц умирала вся семья. Более того, иногда одна смерть запускала процесс вымирания половины деревни. В таких реалиях во что только не поверишь - в порчу, сглаз, проклятия и прочую магию.

    Насколько Чарнушевичам помогли такие ритуалы - сказать трудно. Записей о смерти Стефана и Изабели я не нашёл, но, например, Анна ур. Тарасевичевна Чарнушевич умерла в 1854 году от горячки в 28 лет, оставив, вдовца мужа и сына Болеслава. Дочь Изабеля не упомянута. Видимо, тоже умерла, но это не было отражено в метриках. Ну или в погребальной записи - ошибка. В списках прихожан за 1853 её тоже нет. Хотя годовалая Иосифа в списке имеется, но и она умерла в 1854 году.
    Да и Антоний Чарнушевич из застенка Францишково к 1859 году овдовел и в этом году женился повторно, но уже на Аполонии Мицкевичевой.

    Уже много лет как нет тех людей, а такие вот находки рассказывают об этих людях очень специфические вещи. И их фигуры обретают человеческие черты, превращаясь во что-то большее, чем узелок в родословной росписи.
    Mariya82, Tulippy, sergey0904 и 3 другим нравится это.