Вось, шаноунае спадарства, новыя знаходкi. На кл. за деревней Загораны (что у самых Хотенчиц), если вы подымитесь по одной из дорожек, ведущей на "узгорак" и перед вами окажется панорама местности между д. Загораны и д. Рабцы (01), то вы окажетесь спиной к месту бывшей когда-то здесь каплицы. Поглядев налево, можно будет обнаружить большой гранитный монумент, за которым виднеется каменный крест (02). И наконец подойдя к нему вы обнаружите три могилы (03), а на памятном камне будет написано (прошу прощения если что не так расчитал, говорите - исправлю): "Прахи священников Батуринской церкви: I. Шелепина ум. в 1883г. К. Лешкевича ум. в 1905г. И. Деринга ум. в 1920г. кои перенесены с Батурино на сие место 25 XI 1934г." Вот про этих священников, чьи мощи были перенесены из Батурино, я рассказывал раньше.
Здорово! А как Вы обнаружили памятник, кто-то из жителей помнил об этом? Интересно, а почему их перезахоронили? Судя по состоянию, родственников нет, по крайней мере поблизости.
Спасибо, Егор! Очень ценная находка! Предположу, что изначально священники были похоронены не на Батуринском кладбище, а при самой Батуринской церкви, как это обычно делается. Но в 1919-1920 гг. церковь была передана католикам. Возможно, по договоренности с ксендзом или в результате какого-то межконфессионального конфликта могилы решено было перенести. А т.к. ближайшее Батуринское клабище тоже, получается, осталось за католиками, то прах перенесли к Хотенчицам - на православную территорию.
Точнее и ответить нельзя. Согласен на 100%! От себя только добавлю, что давно слышал о захоронении священников из Батурино, но раньше не придавал этому значения, думая, что их могилы совсем заброшены. А тут такой монумент. Правда сами могилы неухожены и бывшая ограда развалена...
В первые я Дерингов встретил в числе низших клириков Вязынской церкви около 1840-х годов. Там фигурировал Михаил Деринг - указывалось, что он из дворян. Деринги внесены в книгу Дворянского Депутатского собрания Витебской губернии во 2-ую часть (военное дворянство, приобретенное чином военной службы), в 1836 году.
https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3Q9M-CSMW-RS4V-8?i=69&cat=769496 Запись №10 о смерти священника Батуринской церкви в 1883 г.
Сегодня в НИАБе, просматривая метрики Хотенчицкой церкви, неожиданно нашел метрики Батуринской церкви за 1919 и 1920 гг. До этого, согласно каталогу НИАБа, самая поздняя метрическая книга была за 1916 г. Так вот, самая последняя запись в метрической книге Батуринской церкви - это запись о смерти священника Деринга: дата смерти: 30.11.1920. дата погребения: 02.12.1920. умер священник Батуринской церкви Илларион Иванович Деринг, 65 лет, от желтухи, погребен в ограде Батуринской церкви. Значит, наше предположение было верным: его по традиции погребли возле церкви, а в 1934 г. перенесли прах на кладбище у Хотенчиц.
В ЛГИА в 694 фонде опись 5 дело 224а Дело о приведении в порядок могилы православного священника Деринга, захороненного на католическом кладбище Батуринского костела (1928 г., 4 стр.). Может будет интересным.
Скажите, а какой это номер дела? Можно ли попросить у Вас кое-что там посмотреть, если Вы его ещё не сдали?
Увы, дело уже сдал. Его шифр: 136-35-158. А что именно хотели там посмотреть? Может, я случаем выписал.
В очередной раз выражаю Вам, Михаил, свое почтение! Такие материалы открываете! Получается, что теоретически где-то могут быть подшиты и материалы за 17-18 гг.?
Я его посмотрел Копию разместил здесь. Предположение о межконфессиональном конфликте оказалось верным. Ниже мой перевод четырёх писем, содержащихся в деле: Письмо № 1 17 июля 1928 г., № 2489/I От Православной Консистории в Вильне В Митропольную Курию в Вильне На кладбище при католическом костёле в деревне Батурине пов. Вилейского, которые (кладбище и храм) до войны принадлежали православным, был погребён бывший православный настоятель этой церкви свящ. Илярий Деринг. В настоящее время могила свящ. И. Деринга находится в прискорбном состоянии, ибо лишена даже креста, посему Православная Консистория согласно своему решению от 7 июля с.г., утверждённому 10 июля Его Высокопреосвященством Феодосием, Архиепископом Виленским и Лидским, любезно просит Курию о распоряжении настоятелю костёла в Батурине не чинить препятствий к упорядочению православными могилы умершего свящ. И. Деринга и установке креста или памятника на его могиле. О принятом решении по этому делу Консистория просит любезно уведомить. Член Консистории Протоиерей Й. Красковский Секретарь И. Григорович Референт В. Шафранов. Письмо № 2 23 июля 1928 г., № 2811 Преподобному Ксендзу Декану Адольфу Снежко-Блоцкому в Вилейский пов. Митропольная Курия пересылает письмо Православной Консистории № 2489/I от 17.07.1928. с просьбой о расследовании и всестороннем выяснении. Приложение 1 вернуть по исполнении. Викарий Канцлера Курии Кс. В. Мейштович Письмо № 3 07.08.1828. № 820 Диацезия Виленская, декан Вилейский, г. Вилейка В Пресвятую Митропольную Курию Архиепископии в Вильне Касательно письма Курии от 23.07.1928. за № 2811 по делу об упорядочении православными могилы умершего настоятеля Деринга на кладбище при католическом костёле в Батурине, имею честь сообщить то, что лично, по расследованию и всестороннему выяснению, предоставляю Его Высокопреосвященству Архиепископу, а именно: что упорядочение, возможно установка памятника на могиле умершего от 23 года (приблизительно) настоятеля Деринга, идёт не по инициативе родственников умершего (потому что ни детей, ни жены умерший не оставил), а по инициативе местного Православного Духовенства, которое, как правильно отмечает письмо Пана Яна Боровского из Лукавца, беспокоится не о благоустройстве могилы и не о родственниках, а имеет целью только публичное демонстрирование Православия и напоминание местному населению о предполагаемых правах на упомянутый католический костёл, о котором до сих пор Попы забыть не могут. К этому костёлу скоро будет пристроена плебания за счёт пана Яна Боровского – это должно произойти в короткий отрезок времени; кроме того, скоро будет дана в пользование земля из двора Лукавец, очень желателен был бы Капеллан р.-католический на этом участке. Ксёндз Адольф Снежко, декан Вилейский "2 приложения" Письмо № 4 31 июля 1928 г. Администрация имения Лукавец Ваше Преподобие Ксёндз Декан, в деле о трёх могилах православных духовных лиц, находящихся в пределах церковной ограды Батуринского костёла, имею за честь сообщить Преподобному Ксёндзу Декану следующее: упомянутые могилы находятся с краю в пределах церковной ограды и какому-либо поруганию, например, топтанию абсолютно не подвергаются. На одной могиле есть памятник, на двух других только насыпанные из песка надгробия. Я считаю, что инициаторы установки памятников, или же благоустройства этих могил, имеют целью только демонстрацию православия и напоминание местному населению, что однако три попа лежат в пределах костёльной ограды и ждут лучших времён. Потому как, насколько я знаю, право запрещает в настоящее время захоронения в пределах церковной ограды и потому как во время процессий, проводящихся около костёла, вид могил православных попов мозолит глаза парафиян и напоминает времена недавних преследований – я бы посчитал уместным проведение эксгумации и перенос умерших православных духовных лиц на подходящее для них место, а именно на православное кладбище в Хотенчицах. С почётом и уважением Ян Боровский
У мяне ёсць адно пытанне: гэты фотаздымак быў зроблены у 1918 г... Батурынскі храм быў ператвораны у касцёл ў 1919 г... Уключна па 1920 г. святаром у батурынкім храме быў Дэрынг... Хто знаходзіцца ў цэнтры вышэйазначаннага фотаздымка?.. І які статут меў на той момант храм (касцёл???)?