Да, вполне вероятно, что храм в 1828 году построен на той же площадке, но не точно на фундаменте старой церкви. В таком случае, если метрическая запись верна и князь Вяземский был в 1812 году захоронен внутри старой церкви, то его останки в 1828 году перезахоронивались. Но куда? Может быть много вариантов: внутри новой церкви; снаружи новой церкви у её стены или возле неё; на Ильском православном кладбище; забраны родственниками в какую-нибудь семейную усыпальницу; на каком-нибудь военном кладбище в Вилейке или в Минске. Надо искать документы о постройке Ильской церкви в 1828 году, возможно, там будут упоминания об этом факте. Пока я их не нашёл. Возможно, что-то ещё будет в Минских губернских документах, т.к. если перезахоронивали всё-таки не в Илье, то такие вопросы, скорее всего, решались не на местном уровне.
В Вилейке до 1915 года не было военного кладбища. Привоз останков в уездный город думаю маловероятен. А вот остальные версии вполне логичны. Нужно отработать и версию о родстве Вяземского и местных дворян. Прах могли перенести в их родовые усыпальницы. Не просто же так его первоначально похоронили в Илье, а не в Минске. Но все пока версии пока не появятся архивные документы с зацепками. Интересно а летопись Ильинской церкви сохранилось? Там тоже информация может быть.
Да, упустил из виду ещё этот вариант. Сохранилась, но в ней упоминаний о Вяземском нет. Зато есть упоминание о старом кладбище: Непонятно, это речь идет о старом здании церкви до 1828 г. или о какой-то другой церкви (например, кладбищенской часовне)? О строительстве здания 1828 г. есть только скупое упоминание:
Да нет, Ваше предположение как раз и легло для дополнительной версии о возможном месте перезахоронения.
Прихожанин греко-русской церкви был отпет и похоронен в греко-униатском храме. Это характерная история, когда человек при определённых обстоятельствах (не в гости приехал) оказался в иных краях, где всё по чему-то по другому чем у него дома? Поправить это несоответствие в Северо-Западных колониях царские власти смогли только к 1840 г. при личном деятельном участии (даже не князя, а целого императора) Николая 1 именно в Вилейском уезде. Коротко сообщал ранее об этом событии на форуме. P. S. После, надеюсь, публикации по архивным материалам - поделюсь подробностями.
Согласно метрической записи, он умер в госпитале в Минске. Так что у него была возможность быть отпетым в минском православном храме, а не в провинциальном греко-униатском, и там же быть погребённым. Но вместо этого его привезли в Илью. Впрочем, в той теме все эти вопросы уже обсуждались.
QUOTE="Михаил, post: 17644, member: 5"]Согласно метрической записи, он умер в госпитале в Минске. Так что у него была возможность быть отпетым в минском православном храме, а не в провинциальном греко-униатском, и там же быть погребённым. Но вместо этого его привезли в Илью. Впрочем, в той теме все эти вопросы уже обсуждались.[/QUOTE] Сознаюсь, вмешался в тему совсем без знакомства с её предысторией. С целью реабилитации прочитал, что есть по вопросу (разумеется с лайками). Очень правильно был поставлен был вопрос, коллегой Каркотко: Почему похоронили именно в Илье точно объяснить не смогу. Но почему в греко-католическом храме – очевидно! Если абстрактно-теоретически, то – возможно конечно. Но, если конкретно в 1812 г. то в Минске в православном храме (?) – ни как не возможно было ни креститься, ни «похорониться»! По той простой причине, что они не действовали в том году, и не сразу начали действовать! В Минске, до похода Наполеона, вроде было только два храма православных с незначительным количеством прихожан. При подходе французов православные священники убежали с российскими войсками и вернулись многие очень и очень не сразу. Вести служение просто было некому! Во время присутствия войск и Наполеона Екатерининская (она же Петра и Павла) была использована французами под лазарет, а кладбищенская Марии Магдалены – как пороховой склад. Об этих церквях можно прочитать, к примеру, тут: https://101hotels.com/recreation/belarus/minsk/points/temples/cerkov_svyatyh и http://svmm.eu5.org/history1.php А также, как первоисточник, см. скан первого документа. После ухода французов немногочисленные православные храмы надо было не только отремонтировать, но освятить! А служба «по зарез» необходима была не столько, как для количественно малой местной православной паствы, как для многочисленных российских армий на территории Беларуси. Об этом см. скан второго документа. Там просьба-требование российского генерала – безотлагательно освятить православный собор Борисова, который не действует, протоиреем Петром Боричевским в 1813 г. Протоирей Петр Боричевский, как раз – ближайший родственник другого священника Боричевского, который лично с императором Николаем 1 занимался устройством православного служения в Вилейском уезде. Но, об этом, с документами, как и обещал уже в другой раз будет.
Но разве в войсках не должно было быть полковых священников? И вообще, каким образом было организовано захоронение погибших в боях или умерших в госпиталях?
Резонный вопрос! Вот, в своё время, очень внимательно и с интересом прочёл все 4 тома "Войны и мира" Льва Николаевича, и ни в одном, ни слова о капелланах в российской армии?)) Но множество документов 1812- 1813 гг. показывают, что проблема эта стояла весьма остро, а решалась весьма затруднительно (мягко сказать). О кризисной ситуации красноречиво свидетельствует, что в своём обращении (дано выше) генерал-майор А. Грессер фактически взмолился: Церковь ".. остается неосвященною, почему и богослужение в ней не совершается, что для помянутыхт, войск, а равно и для здешних благочестивых жителей нужно, притом же приближается и праздник Пасхи, то прошу Ваше Высокопреосвященство Борисовскому протоирею Боричевскому предписать, дабы он для совершения Божественной литурги помянутую Соборную церковь освятил. Препоручая себя святым Вашим Молитвам, с высокопочитанием ....(просто) всепокорный слуга Алесандр Грессер." 1813 г. Не являюсь специалистом по российской армии, интересует история Беларуси. Но в этом вопросе темы конечно пересеклись. По армейским делам на форуме специализируется коллега Каркотко. Надеюсь даст разъяснения. А, к примеру, в этой публикации отмечено: https://novaya.media/articles/2023/02/09/vera-v-kamufliazhe "На Руси капелланской службы не существовало. Штатные военные священники — явление имперского периода, когда большой регулярной армии с большими геополитическими амбициями требуется особая идеологическая и пропагандистская служба, решающая проблемы мотивации солдат. Регулярные капелланы появились в армии Петра I после того, как официальная церковь лишилась патриаршества и превратилась в бюрократическую структуру во главе с назначаемым императором обер-прокурором. Характерно, что высшие чины военного духовенства вплоть до середины XIX в. имели схожие звания — обер-священника (для сухопутных войск) и обер-иеромонаха (для военно-морского флота). Их оклад равнялся генеральскому, в то время как рядовой полковой священник «зарабатывал» на уровне полковника. " Знаю, что дед моей бабушки по матери был православным священником в Тирасполе. Есть гипотеза, что в службе капелланов. Но проверить пока сложно. Когда в СССР запросто бывал в Тирасполе, то архивы были недоступны, а сегодня Тирасполь не совсем доступен. Почти как "черный юмор" получается.))) Знаю, что прадед, отец бабушки был очень набожный, ездил не Афон в паломничество. Из СССР в Западную Беларусь, тогда Польшу, бабушка привезла "чемодан" старинных икон. В СССР уже во всю начиналась борьба с иконами и религией . Когда в 1939 г. СССР пришёл в Западную Беларусь, то бабушка перестала петь в церковном хоре и ходить с малыми детьми на всенощные службы. Мама и её сёстры рассказывали, что детьми они оно просто "отключались" на полу Долгиновской церкви на всенощных службах. Свой "чемодан" с семейными старинными иконами бабушка отдала в церковь Долгинова, а сама стала советской учительницей. В местечке Долгинов открылась советская школа! Р. S. Но честно говоря, более чем церковные дела 1812 г. Поразили меня документы по истории обращения в веру православную жителей уездного города Вилейка. Конечно догадывался, что не всё было гладко. Ну, там храм полиция захватит (так оно и было).... Но представить что, для обращения людей в "истинную веру" их тупо и массово начнут водкой поить???? Через попойку???
То есть всё-таки к XIX веку капелланская служба уже существовала. Возможно, были проблемы с кадрами, но для генерал-майора могли б уже кого-нибудь сыскать. Буквально на днях читал в Националке монографию Светланы Морозовой по этому поводу. Вилейским событиям 1830-х гг. там посвящена отдельная глава. P.S. Сообщения с обсуждением князя Вяземского перенесу в тему о нём. Тут всё-таки про Ильскую церковь.