Усилиями нашего сайта подготовлена Карта православных и униатских приходов Вилейского уезда. Здесь мы постарались собрать и обобщить всю имеющуюся информацию из всех доступных источников за XVII - XX вв. На карте обозначены только храмы, бывшие когда-либо центром отдельного прихода. Синими маркерами обозначены приходы, существующие до настоящего времени, серыми - ныне не существующие. Карту можно открыть в отдельном окне, щёлкнув по значку в верхнем правом её углу. В дальнейшем при появлении новой информации, получения доступа к новым источникам, обнаружении ошибок карта будет дополняться и уточняться.
Титул Ногавской церкви -- Введения во храм Пресвятой Богородицы. Приход: Ногавки, Охобни, Рожки, Резаны, Слободка, Зыково, Полуяны, Шиково, Биюци, Рубаники Первое упоминание (из найденных) -- основной фундуш от 26.08.1726 г. (ЛГИА.525.8.919). Заработала церковь, скорее всего, не раньше 1748 г., о чем свидетельствует акт визитации за этот год, в котором говорится о том, что церковь "вакантна", и инвентарь за этот же год, в котором говорится о назначеннии настоятеля. Согласно МК, переход всех прихожан в латинский обряд произошел в 1797 г. (РГИА.823.2.31.67об.). До этого момента записи имеются, после него -- записи отсутствуют, только соответствующие отметки ("рок вакуёнцы"). 16.02.1838 г. наблюдатель церкви написал расписку о переходе в православие. О дальнейшей судьбе церкви пока что не известно.
Спасибо за информацию, добавил её на карту. Это единственный приход, по которому я не нашёл титула. Теперь он известен. Встречал упоминание, что с 1749 г. и позднее приход уже действовал, так что началом его работы действительно можно считать 1748 г. После 1838 г. храм, видимо, стал приписным к какому-то соседнему приходу, но вот в клировых ведомостях за 1847 г. ни в одном описании не встретил упоминания Ногавской церкви. Возможно, она к тому времени уже перестала существовать физически.
Прихожане и населенные пункты с 1840 г. уже всплывают в МК груздовской церкви. Может, ногавская церковь сгорела?
К 19 в. церковь в Узле уже не существовала. Новый храм под титулом Успенского был построен в 1827 г. и действовал минимум до 1939 г. Падкажыце, калі ласка, куды найбольш верагодна хадзілі людзі з Узлы, Талуці, Брусаў да 1827?
Классный проект! Только я бы координаты батуринской церкви немного подправил уж очень они далеки от реальных. Кстати а предложения принимаются? Почему только православные и униацкие церкви?
Перенести сюда? Принимаются В планах ещё католические храмы, но пока руки не доходят доделать списки, не говоря уже о нанесении всех меток на карту.
Не открывается ссылка. Есть два предложения: 1) Добавить изображения, связанные с храмами, 2) Как-то, уже не помню где, упоминалась привязка к приходам населенных пунктов. Эта идея актуальна?
Поправил. Перенес метку на карте сюда. А они у нас и были, просто послетали чего-то. Сейчас вот снова проправил - должны быть видны всем. Мы как раз работаем над этой картой. Пока, правда, для теста только по нескольким приходам.
Ну да, так лучше. Не зря же здесь стенд стоит. Красиво. А фотографии ныне не действующих храмов мы разместить не можем? Я сейчас довольно тщательно прорабатываю приходы Батурино и Хотенчиц до 1900 г. Могу по мере просмотра готовить списки населенных пунктов прихожан.
Кстати, в клировой Груздовской церкви 1847 г. написано: "13. Приписная к ей церква Ногавская совершенно упраздненная, коей земли и все имущество в пользовании самостоятельной церкви Груздовской"
Добрый день! А может быть кто-то подскажет, как определить принадлежность деревни к католическому приходу? В частности, интересует д.Трумпичи современного Воропаевского с/совета Поставского района. До революции это был, вроде бы, Дисненский повет Виленской губернии. Буду очень благодарен.
https://helper.archonline.by/ Назва (бел.) Трумпічы Название (рус.) Трумпичи Раён Пастаўскі Павет (XVIII ст.) Ашменскі Маёнтак (XVIII ст.) Паставы Уласнік (XVIII ст.) Тызенгаўзы Имение (до 1863 г.) Голбейское Владелец (XIX в.) Тызенгауз, граф Приход (кат., XIX в.) Мосар, шарковщина Уезд Дисненский Волость Поставская Приход (кат., нач. XX в.) Мосар, шарковщина Тип Деревня Сельсовет (1981 г.) Бельковский; с 18.12.2009 Воропаевский п/с Сельсовет (2011 г.) Воропаевский п/с; с 20.06.2013 Воропаевский
Царкву у вёсцы Уша не зачынiлi канчаткова у 1867 годзе . Думаю у 20 -30 гадах туды зноу пераехали праваслауныя з Плябанi i Стара-Краснасельскай царквы. Прынамсi , у 1948 годзе там вянчалася мая дваюрадная бабка, а у 1949 хрысьцiлi яе дачку, i потым хадзiлi туды на службу. Разабралi будынак недзе у 1957 годзе. PS. здымак 1936 г Ушанская царква, даведка.
Дакладна вядома, што ў Ваўкалаце пэўны час існавала уніяцкая царква. Аб гэтым упамінаецца ў гісторыі Ваўкалацкага касцёла. Але праз нейкі час прыход быў некуды далучаны. Ці вядома, куды адносіліся ваўкалацкія уніяты?
Существование униатской церкови в Христово подтверждается и 1800 годом: “Владения кляштора Дуниловичского Доминиканского Римско-католического, Село Кристово, в коем церковь Униятская деревянная во имя покрова пресвятой Богородицы. 58 верст от города (уездного – Вилейки) 19 дворов, 77 мужских и 76 женских душ платящие подати, шляхт во дворе служащих 1”. Экономические примечания к Помежным планам 1800г. РГИА. Фонд 1350 опись 312 дело 89.
Небольшое дополнение к униатской церкви в Христово. Приход назывался Покровским. Первое упоминание, как вы и указали, в визитариях 1680-1682 гг: “WChristowie, wmaięntnostijegomiłoscipanaKrzysztophaBiałozora, starostyupickiego. Cerkiew załozenia Zwiastowania Naswięszey Panny, przy kturey wielebny ociec Jakub Bokzański zostaie. Parafia:Christowo, Bielewicze. Dush 75”. Еще есть и второе в Примечаних к Помежным планам 1800г. РГИА. Фонд 1350 опись 312 дело 89: “Владения кляштора Дуниловичского Доминиканского Римско-католического, Село Кристово, в коем церковь Униятская деревянная во имя покрова пресвятой Богородицы. 58 верст от города (уездного – Вилейки) 19 дворов, 77 мужских и 76 женских душ платящие подати, шляхт во дворе служащих 1”.