1. Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mihail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!

История храмов города Вилейки

Тема в разделе "Уездный город Вилейка и окрестности", создана пользователем Сергей Гулецкий, 5 ноя 2017.

  1. Сергей Гулецкий

    Сергей Гулецкий Пользователь

    Регистрация:
    3 апр 2015
    Сообщения:
    342
    Фото & Видео:
    87
    Альбомы:
    3
    Симпатии:
    509
    Здравствуйте, коллеги!
    Поделитесь, пожалуйста, информацией об истории храмов города Вилейки. Интересуют храмы православные, католические и униатские. Видел документы этих храмов в описях фондов НИАБ и НИАБГр и на сайте у мормонов. Где еще можно их поискать?
    Спасибо!
    Георгиевская церковь.jpg
     
    malco и Денис Х нравится это.
  2. Каркотко

    Каркотко Мегапользователь

    Регистрация:
    9 фев 2016
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    191
    Ищу:
    Каркотка, Каркотко, Коркотко
    География поисков:
    Вилейский и Свенцянский уезд
    Денис Х нравится это.
  3. Tulippy

    Tulippy Местный

    Регистрация:
    23 дек 2019
    Сообщения:
    104
    Фото & Видео:
    14
    Альбомы:
    1
    Симпатии:
    27
    Ищу:
    Гришкевич, Пакальски, Коробчиц, Тонкович, Бузько
    География поисков:
    д. Каранишицы, д. Пузыри, д. Половики, д. Филипки, д.Дятловщина
    Здравствуйте.
    Есть тут книги и метрики Вилейского костела? Я не нашла...
     
  4. Каркотко

    Каркотко Мегапользователь

    Регистрация:
    9 фев 2016
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    191
    Ищу:
    Каркотка, Каркотко, Коркотко
    География поисков:
    Вилейский и Свенцянский уезд
    Метрики вилейского костела и в частности "Метрическая книга Вилейского костела. О смерти за 1907-1942 года." находятся в архиве Вилейского ЗАГС и пока для простого исследователя не доступны.
     
    Денис Х и Tulippy нравится это.
  5. Каркотко

    Каркотко Мегапользователь

    Регистрация:
    9 фев 2016
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    191
    Ищу:
    Каркотка, Каркотко, Коркотко
    География поисков:
    Вилейский и Свенцянский уезд
    Влада, Сергей Гулецкий и Dianis нравится это.
  6. дмитрий

    дмитрий Мегапользователь

    Регистрация:
    31 май 2015
    Сообщения:
    343
    Симпатии:
    826
    г.Вилейка. Церковь во имя святой Марии Египетской.


    Дело началось с письма камер-юнкера, статского советника Аполлона Михайловича Редкина, адресованного М.Н. Муравьёву, который в то время занимал должность виленского губернатора. Автор письма просил выстроить православный храм во имя святой Марии Египетской в одном из государственных селений подведомственного губернатору края. При этом проситель заранее жертвовал на это строительство 10 тысяч рублей серебром. Просьба жертвователя о том, чтобы храм освятили во имя преподобной Марии Египетской, являлась неслучайной. В смутное, отчаянное время, носившее признаки гражданской войны, требовалось обратиться к таким святым, которые примером своей жизни показали бы путь к выходу из труднейшей ситуации.

    Пожертвовать деньги на храм в такое смутное время мог только благородный человек. Аполлон Михайлович Редкин родился в 1807 г. в дворянской семье на Орловщине. Окончил Московский университет. С 1842 по 1847 гг. был орловским вице-губернатором. В отставку вышел в звании камергера и чине действительного статского советника. Всю жизнь занимался благотворительностью. Редкин был знаком с виленским генерал-губернатором Муравьёвым. Знал его исключительную честность. Поэтому он доверил ему деньги без всяких расписок. И не ошибся.

    Муравьёв немедленно обратился к митрополиту Иосифу Семашко с сообщением о полученном пожертвовании. И уже 2 июля 1863 г. митрополит вынес на рассмотрение генерал-губернатора предложение построить на пожертвованные Редкиным деньги церковь. Выбор места строительства он предоставил самому генерал-губернатору: либо в Вилейке, либо в селе Собачинцы Лидского уезда. Генерал-губернатор принял решение в пользу Вилейки. Об этом уведомили Редкина. И тот в своём письме Муравьёву 15 сентября 1863 г. сообщил, что уже ознакомился с проектом церкви и что ему он понравился. Представленная смета превысила сумму пожертвования, поэтому Редкину пришлось добавить недостающие полторы тысячи рублей.

    Храм был заложен в церковном квартале, рядом со Свято-Николаевской церковью. Чтобы освободить площадку, пришлось снести усадьбу священника Иллариона Выржиковского. Строительство храма закончили летом 1865 г. Освящение состоялось 22 августа 1865 г. О нем сообщали «Виленские губернские ведомости». В частности, сообщалось, что церковь строилась архитектором Полозовым. Храм имел пять башенок и колокольню над западным входом. Его зал рассчитан на 450 человек. Иконы писаны художником Васильевым, а все деревянные работы принадлежат резчику Фендеру. В 9 часов утра в день освящения церкви начался благовест на колокольне нового храма; на площади был выстроен батальон расквартированного в Вилейке Ярославского полка. В 10 часов утра прибыл епископ ковенский Александр. Состоялось перенесение из старой церкви в новую святых мощей. Потом была литургия. В тот же день об этом освящении сообщили телеграммой М.Н. Муравьёву. Последний не замедлил ответить: воздвигнутый храм — лепта в память о тех русских, которые пали при усмирении последнего польского мятежа. Мятеж оказался действительно последним.

    Упомянутый художник Михаил Николаевич Васильев (1826-1900) был профессором исторической живописи Санкт-Петербургской Академии художеств. Помимо Вилейки, иконы его кисти украшали соборы Риги, Житомира, посольскую церковь в Париже, Николаевскую церковь в Севастополе. Он принимал участие в работе по росписи храма Христа Спасителя в Москве.

    За пожертвование суммы на строительство церкви во имя святой Марии Египетской камер-юнкер Аполлон Редкин был представлен к ордену святого равноапостольного князя Владимира III степени, а архитектор Алексей Полозов — к ордену святой Анны III степени. Именем мецената можно было бы назвать и одну из улиц этого города.
    http://www.e-reading.club/chapter.php/1034547/158/Tat..

    Интересно, что изначально проект церкви не предусматривал часы на колокольне. Появились они по подсказке градоначальника и были установлены за счет прихожан.
    http://govorim.by/minskaya-oblast/vileyka/novosti-vil..

    Святыни: Ковчег с частицами мощей: свт. Никифора исп. патриарха Константинопольского, свт. Димитрия митрополита Ростовского, свт. Луки исп. архиепископа Симферопольского, вмч. Прокопия Кесарийского, мч. Ореста Тианского врача, прп. исп. Александра Санаксарского, прп. Феодора Санаксарского, прп. Феодора Ушакова, прав. Иоанна Кормянского, мчч. Антония, Иоанна, Евстафия Виленских
    http://vileyka-1.cerkov.ru/

    Редкин, Аполлон Михайлович, Орловский вице-губернатор, поэт; родился в 1807 г. и происходил из дворян Орловской губернии, где у него было, в Елецком уезде, родовое имение в с. Покровском и сельце Ясенках; образование получил в Московском Университете, где окончил курс в 1826 г. действительным студентом, после чего, 20-го июля 1826 г., поступил в Канцелярию Экспедиции Кремлевского строения и тогда же был назначен к делам Комиссии о Высочайшей Коронации, причем надзирал за убранством внутри Успенского собора и за отделкою входов и находился при устройстве народного праздника на Девичьем поле. 19-го июля 1829 г. утвержденный в звании Почетного Смотрителя Задонского Уездного Училища, он в 1830 г. сделал ему пожертвований на 650 рублей и содействовал учреждению при нем Школы взаимного обучения по методе Ланкастера; в 1829 г. ему поручено было (2-го сентября) Попечителем Московского Учебного Округа осмотреть Ефремовское Уездное Училище. Отчислившись от Экспедиции Кремлевского Строения 7-го марта 1830 г., он исполнял поручения Попечителя Московского Учебного Округа, а 30-го марта 1831 г. утвержден был в звании Почетного блюстителя Задонского Уездного Училища, "с изображением его имени золотыми буквами на доске в зале оного Училища", и 6-го июня 1831 г. назначен Директором Училищ Астраханской губернии, откуда 16-го ноября 1833 г. переведен был на ту же должность по Курской губернии. 6-го марта 1836 г. Р. пожалован был в звание камер-юнкера, 24-го апреля 1837 г. назначен Директором Училищ Херсонской губернии, а 17-го ноября перешел в ведомство Министерства Внутренних Дел и 26-го февраля 1838 г. определен чиновником особых поручений VI класса. 20-го октября 1839 г. Р. перешел на ту же должность в Департаменте разных податей и сборов. Перейдя, наконец, снова в ведомство Министерства Внутренних Дел 31-го октября 1842 г., Р. 4-го ноября был назначен Орловским вице-губернатором и должность эту занимал до 1-го апреля 1847 г. — В 1859—1867 гг. Р. был, в звании камер-юнкера и в чине статского советника, причисленным к Министерству Государственных Имуществ и Директором Орловского Попечительного о тюрьмах Комитета, а в 1868—1869 гг. — в такой же должности, но уже в чине д. с. советника и в звании камергера, и в 1871 г. на службе уже не значился. В особом же прибавлении к "Отчету Московского Опекунского Совета Ведомства Учреждений Императрицы Марии за 1875 г.", М. 18761 г., указано, что А. М. Редкин скончался 3-го февраля 1867 г. (sic!), причем наследниками его явились: родная племянница (дочь сестры) Варвара Николаевна Коротнева (дочь Елецкого Уездного Предводителя Дворянства) и Аполлон Михайлович Прибытков, сын его двоюродной сестры Раисы Алексеевны Прибытковой, урожденной Редкиной.
    В молодости Р. писал стихи, из коих нам известны стихотв. "Бабочка" (Подражание Ламартину) — в "Сев. Пчеле" № 142; "Элегия" (Подражание Восточному), с подп.: "Москва. 23 Авг." — там же, № 171; "Встреча в гавани, или сердце делу не поможет", водевиль в 1 действии, переделанный с французского, М., в тип. Семена, 1827, 12° (рец. — "Сев. Пчела" 1827 г., № 53); "Цевница. Стихотворения Аполлона Редкина", М., в тип. Селивановского, 1828 г. (рец. — "Атеней" 1828 г., ч. III, № 12, стр. 419—422, и "Revue Encyclopédique" 1830, т. 46, стр. 143, Edme'а Hereau). В эту миниатюрную, изящно изданную книжку с эпиграфом из Парни вошло 20 маленьких посредственного достоинства пьес (pièces fugitives), оригинальных и подражательных: элегии, альбомные стихотворения, романсы, "Мадагаскарская песнь" и т. под., подражания Байрону, Ламартину, Гафизу, Парни перевод из Т. Мура.
    С 21-го декабря 1828 г. Р. был действительным членом Общества Любителей Отечественной Словесности при Казанском Университете, с 26-го октября 1829 г. состоял действительным членом Имп. Московского Общества испытателей природы, а с 23-го ноября 1829 г. — действительным же членом Общества Истории и древностей Российских при Имп. Московском Университете.
    Послужной список А. М. Редкина, 1846 г.; Адрес-календари; Смирдин, "Роспись".


    Bялейская суполка ТАП імя Аляксея Лужынскага

    9 ноя 2017

    C-K39eoRsTE.jpg

    WY_gAMWVFpQ.jpg

    jQWh4cS-CMk.jpg

    1dD3dxnFeGU.jpg

    8bn-Kv1k9kE.jpg

    ilR_64BNVHg.jpg
     
  7. дмитрий

    дмитрий Мегапользователь

    Регистрация:
    31 май 2015
    Сообщения:
    343
    Симпатии:
    826
    г. Вилейка. Свято-Николаевская церковь.

    В предыдущем сообщении, об истории Свято-Мариинской церкви в Вилейке, упоминается Свято-Николаевская церковь.
    Немного об её истории. Статья из газеты "Шлях Перамогі", автор С. Гончар.

    ...Першае ўзгадванне праваслаўнага храма ў мястэчку Вілейка адносіцца да 1567 года, і вядома, што на гэты час царква ўжо дзейнічала. У 1775 годзе на месцы першага храма (зараз плошча Свабоды) з’явілася новая драўляная царква, пабудаваная на сродкі вілейскага старасты Юзэфа Паца. У 1830-я гады ў Вілейцы збудавалі другую праваслаўную царкву, якая была ўзведзена на новай гарадской плошчы. У гэты час павятовы горад Вілейка змяняўся, ўздоўж Віліі была разбіта сетка кварталаў – як працяг першых вуліц. Дзве драўляныя царквы – былую ўніяцкую (на сучаснай плошчы Свабоды) і новую Свята-Мікалаеўскую (у межах сучаснага гарадскога парка) – і дзве плошчы з’яднала вялікая Мінска-Дзісненская вуліца – паштовы тракт (зараз вул. Савецкая). Новая царква была драўляная на каменным фундаменце. Як яна выглядала, можна пабачыць на фотаздымку Яна Балзункевіча пачатку 20 стагоддзя, зробленым ўжо Мядзелі.

    Miadzieł_Stary-Vialejka._Мядзел_Стары-Вялейка_(1900).jpg


    Фота вілейскай царквы перавезенай ў Мядзел


    Калі пабудавалі каменную Марыінскую царкву і перабудавалі былы касцёл у Свята-Георгіеўскую царкву, вілейскі драўляны храм, было вырашана перадаць веруючым у Мядзел, бо там царква сгарэла. Такім чынам драўляны Свята-Мікалаеўскі храм разабралі і перавезлі ў суседні Мядзел, дзе сабралі ў тым жа самым выглядзе. Але ў Расійскім гістарычным архіве не так даўно былі знойдзены тры праекты царквы для Вілейкі 1829 года. Паміж імі і выбіралі, якой павінна была стаць новая праваслаўная царква ў Вілейцы на новай гарадской плошчы. Сярод праекта быў варыянт і каменнага храма, і два варыянты драўлянага на каменным фундаменце. Вось праекты цэркваў, якія маглі быць пабудаваныя ў нашым горадзе.

    upload_2020-4-7_9-43-44.png

    Праект №1 каменнай царквы ў Вілейцы 1829 года


    upload_2020-4-7_9-44-56.png

    Праект №2 драўлянай царквы на каменным фундаменце ў Вілейцы 1829 года.

    https://www.peramoga.by/kultura/pra...abudavany-nashym-goradze-pa-roznyh-prychynah/

    Vialejka,_Vialla._Вялейка,_Вяльля_(J._Čachovič,_1872).jpg

    Вид Вилейки со стороны реки Вилии. 1872 г. Справа виден круглый купол Свято-Николаевской церкви.

    Vialejka,_Vialla._Вялейка,_Вяльля_(1871).jpg

    Свято-Николаевская церковь на рисунке из книги К. Тышкевича "Вилия и её берега" 1871 г.
     
    alkevk, Бэлла и Dianis нравится это.
  8. дмитрий

    дмитрий Мегапользователь

    Регистрация:
    31 май 2015
    Сообщения:
    343
    Симпатии:
    826
    г. Вилейка Свято-Георгиевская церковь.

    Из газеты " Шлях Перамогі", автор С. Гончар.


    ... Да сярэдзіны 19 стагоддзя у самой Вілейцы не існавала касцёла. Толькі ва ўрочышчы Гарадзішча, што зараз месціцца паміж царквой на «Шанхаі» і Ляснымі могілкамі, была каталіцкая капліца, прыпісаная да куранецкага касцёла. У 1840 годзе быў падрыхтаваны праект пабудовы драўлянага касцёла, але ідэя будаўніцтва не была здзейснена, бо на той час нашы землі былі ўцягнуты ў паўстанне 1830-1831 гадоў, якое актыўна падтрымала і вілейская шляхта. У самой Вілейцы дзейнічалі паўстанцкія атрады і працаваў паўстанцкі камітэт. Пасля падаўлення паўстання пачаліся рэпрэсіі з боку царскай улады, канфіскацыя маёнткаў і зямель у шляхты. Менавіта гэтыя падзеі ў наступнае дзесяцігоддзе пасля паўстання, а таксама неабходнасць будаўніцтва побач з драўляным астрогам каменнага і скасавалі ўсе планы па будаўніцтве першай каталіцкай святыні. Дарэчы, у 1846-м годзе імператар Мікалай I зацвердзіў «Праект турэмнага замка ў павятовых гарадах на 100 арыштантаў», і на месцы, абраным для будаўніцтва касцёла ў Вілейцы, у 1857 годзе быў пабудаваны вялікі каменны турэмны замак, які дзейнічаў больш за сто гадоў і ў былым будынку якога з 1960-х па чэрвень 2018 года знаходзіўся анкалагічны дыспансер. Зусім нядаўна ў Расійскім дзяржаўным гістарычным архіве быў знойдзены праект драўлянага касцёла, які быў спраектаваны спецыяльна для Вілейкі. Гэты «План на будаўніцтва драўлянага прыхадскога рымска-каталіцкага касцёла ў павятовым горадзе Вілейка Віленскай губерні», больш верагодна, і ёсць той праект, што павінен быў рэалізоўвацца ў першай палове 19 стагоддзя ў нашым горадзе (па сучаснай вуліцы Першамайскай). Гэта быў праект барочна-класічнага касцёла з адной вежай-званіцай на фасадзе.


    upload_2020-4-7_10-15-38.png

    Праект драўлянага касцёла ў Вілейцы 1840 г.


    Толькі напачатку 1860-х гадоў у Вілейцы пачалося будаўніцтва першага касцёла ў горадзе. Напярэдадні, у 1858 годзе, дваране Бяліковічы для будаўніцтва касцёла беcкарысна перадалі для гэтага прыналежны ім надзел зямлі ў 900 квадратных сажняў (зараз месца сучаснага будынка “Беларусбанка”). Па акту, складзенаму ў студзені 1859 года, на будаўніцтва касцёла мясцовая шляхта Вілейскага павета рабіла ўзнос па 10 капеек с кожнай рэвізскай душы з уласных даходаў. Рэвізскіх душ у памешчыкаў было 18204, таму на будаўніцтва касцёла было сабрана 1820 рублёў і 40 капеек. Каля тысячы рублёў выдаткавала на будаўніцтва рымска-каталіцкая духоўная калегія, а астатняе – ахвяраванні прыходу. 17 мая 1861 года праект пабудовы каменнага касцёлу быў зацверджаны Аляксандрам ІІ. Будаўніцтва святыні пачалося 14 верасня 1861 года ў класічным стылі з двума 2-яруснымі чатырохграннымі вежамі.

    upload_2020-4-7_10-17-59.png

    Праект каменнага касцёла 1861 года


    Урачыстая закладка новага касцёла адбылася 14 верасня 1861 года, аднак дзейнічаць першаму касцёлу ў Вілейцы так і не давялося – будаўнічыя работы яшчэ не былі скончаны, як з-за актыўнай падтрымкі мясцовай шляхтай нацыянальна-вызваленчага паўстання 1863-1864 гадоў, будаўніцтва касцёла было спынена і доўгі час заставалася не завершаным. Хаця, трэба адзначыць, будынак быў адбудаваны да вежаў і заставалася толькі правесці ўнутраную аддзелку. Каля дзесяці гадоў першы вілейскі касцёл стаяў недабудаваным. Так, у лютым 1866 года інжынер Полазаў (архітэктар Св.-Марыінскай царквы) па даручэнні старшыні Віленскай губерніі Панюціна склаў праект і каштарыс на перабудову касцёла для размяшчэння ў ім урадавых устаноў: у горадзе не было будынка «прысутных месцаў». Яшчэ была ідэя размясціць у недабудаваным касцёле акруговы суд, але і яна не мела вынікаў. Затым праз пэўны час епіскап Ковенскі Іосіф звярнуў увагу мясцовага кіраўніцтва і генерал-губернатара на недабудаваны каменны касцёл і прапанаваў перарабіць яго ў праваслаўную царкву, тым самым зменшыць вельмі вялікі прыход Свята-Марыінскай царквы. Так і адбылося… Пры перабудове будынка былі зменены аконныя праёмы, дэкор сцен, форма франтона, дах завяршыўся шатровымі вежамі з цыбульнымі галоўкамі, над цэнтрам храма з’явіўся 8-мігранны барабан пад такім жа шатром з галоўкай.

    27 кастрычніка 1874 года ў памяць аб былой царкве на пл. Георгіеўскай (зараз пл. Свабоды) храм асвяцілі ў імя велікамучаніка Георгія Пераможца. Пасля перабудовы храм атрымаў рысы рэтраспектыўна-рускага стылю.


    https://www.peramoga.by/kultura/pra...abudavany-nashym-goradze-pa-roznyh-prychynah/


    20110901184301!Vialejka,_Asipaŭskaja._Вялейка,_Асіпаўская_(1900).jpg
    Свято-Георгиевская церковь. Начало ХХ века.
    Vialejka,_Asipaŭskaja._Вялейка,_Асіпаўская_(1918).jpg
    Свято-Георгиевская церковь 1918 г. (немецкое фото времён 1-ой Мировой)
    Vialejka,_Asipaŭskaja._Вялейка,_Асіпаўская_(1918)_(2).jpg
    Свято-Георгиевская церковь 1918 г.
    Vialejka,_Asipaŭskaja._Вялейка,_Асіпаўская_(22.06.1941).jpg
    Свято-Георгиевская церковь. 1941 г.
    Vialejka,_Asipaŭskaja._Вялейка,_Асіпаўская_(1944).jpg
    Свято-Георгиевская церковь. После освобождения Вилейки 1944 г.
     
    alkevk, Денис Х, Бэлла и ещё 1-му нравится это.
  9. дмитрий

    дмитрий Мегапользователь

    Регистрация:
    31 май 2015
    Сообщения:
    343
    Симпатии:
    826
  10. дмитрий

    дмитрий Мегапользователь

    Регистрация:
    31 май 2015
    Сообщения:
    343
    Симпатии:
    826
    г. Вилейка. Каплица на старом католическом кладбище (Городище).

    До 1810 года в Вилейке, из католических храмов, была только деревянная каплица «на старостянском дворе» (в усадьбе старосты вилейского Паца) приписанная к Куренецкой парафии,, которая сгорела в пожаре, охватившем город в 1810 году. С этого времени и до постройки современного Крестовоздвиженского костёла, католических храмов в городе не было. (Хотя попытки, построить костёл, предпринимались).

    Единственным католическим храмом, ближайшим к Вилейке, в этот период, была каплица (филиальный костёл) на католическом кладбище на окраине города.

    Не все, даже «местные», знают, где находится это кладбище, поэтому помещу фрагмент современной карты района.

    Карта.jpg

    Почему Городище? Потому-что там действительно находится древнее (VII-VIв. до н.э.) городище, одно из двух исследованных городищ возле Вилейки.

    136.jpg

    Из книги Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi: Мiнская вобл. Кн. 1. Мн., 1987.

    8802_b1273419988.jpg

    Охранный знак памятника археологии «Городище-2»


    Кстати, рядом с городищем находится исток речки Плеснянки (правый приток Вилии), которая течёт через Вилейку и впадает в Вилию в черте города.

    Вернёмся к каплице. Каплица или филиальный костёл на Городище, известен с 1683 года. Так написано в книге «Каталіцкія святыні» А. Яроменка, 2003 г. К сожалению, источник датировки не указан.


    upload_2020-4-9_17-23-41.png

    Страница из книги «Каталіцкія святыні» ч.1 Мінска-Магілёўская архідыяцэзія. А. Яроменка, 2003 г.

    Монах капуцин Ян Фибек в книге “Чудеса смиренного Иова” (o. Jan Fibek OFMCap „Cuda pokornego Hioba” część 3 Grodzieńszczyzna, rozdział 24-25 Dekanat Wilejski) впервые упоминает о каплице на Городище (Подгородище) в 1743-44 гг., описывая Куренецкую парафию:

    1743-1744 – proboszcz ks. Jоzef BARTOSZEWICZ

    Na terenie parafii, należącej do dekanatu świrskiego, znajdują się kaplice w

    miejscowościach: Kurzeniec, Hubsk, Wileyka, Rabuń, Porsa, Kasusta, Kosty-

    ki, Kniehinin, Paszkowszczyzna, Sawin, Kulbaczyn, Turowszczyzna, Bora-

    dzin, Podhorodyszcze, Hołuby, Charewicze, Jackiewicze.


    В описании Свирского деканата за 1784 год (куренецкая парафия) находим:


    upload_2020-4-9_17-27-20.png


    Letni gościniec idzie prosto otwartym polem aż do miasteczka Wilejki st[aros]twa, milą

    wielką od Kurzeńca odległego, nim ujechawszy koło sznurуw ośmiu widać po prawie

    karczmę i folwark JP Kontryma Spihalszczyzna zwany i wioska Zimodry st[aros]twa

    markow[skiego], odległe od gościńca koło sznurуw sześciu. Dalej odjechawszy od

    Kurzeńca na trzy ćwierci mile widać po prawie okolica rоżnych szlachty nazwaną

    Trapatow i kościоłek w Podhorodziszczu o ćwierć milą małę od gościńca odległe.


    Podhorodziszcze, okolica rоżnych szlachty, pod zachodem zimowym, trzy ćwierci mili

    wielkie.


    Каплица.jpg
    Каплица на плане межевания 1800 г.

    . А.Ерёменко в «Каталіцкіх святынях» пишет, что каплица перестраивалась в 1-ой половине XIX века, но у Яна Фибека написано, что в 1843 году каплица старая и разрушенная (ветхая, разграбленная?):

    1843 – istnieje dekanat wilejski ale brak dokładniejszego opisu parafii w

    Wilejce, parafianie złączeni z Kurzeńcem, natomiast trzy wiorsty od mia-

    steczka istniała kaplica w Horodyszczu (w tym czasie stara i zniszczona)

    gdzie czasem odprawiano dla okolicznej ludności


    После восстания 1863-64 гг. каплицу вообще закрыли в 1865 году:

    Natomiast w wyniku represji carskich w 1864 r. zamknięto w tym czasie

    kaplice w Klesinie (rozebrano ja w 1871); nieco pоźniej (dnia 14.02.1865 r.)

    to samo spotkało kaplicę w Horodyszczu, gdzie rok wcześniej proboszcz

    „nielegalnie” odprawiał nabożeństwa.


    В 1866-72гг. костёл в Куренце закрыли и переделали в православную церковь. Парафию присоединили к Костеневичам. Туда же отошла и каплица в Городище.

    1866-1872 – zabranie kościoła na cerkiew

    Po zajęciu świątyni przez władze carskie i przekazaniu na potrzeby cerkwi

    przez jakiś czas kościоł nie był jeszcze zniszczony, dopiero w 1872 dokonano

    poważniejszych przerоbek i przebudowy na cerkiew. Skasowana parafia

    katolicka została dołączona do parafii Kościeniewicze.

    После 1886 г. Городищенская каплица упоминается в Костеневичской парафии.

    1886 -1891– proboszcz ks. Kazimierz PUNIS

    Proboszcz sam prowadzi parafie ktоra liczy w tym czasie 5.021 kat.287, brak

    wikarego. Kaplice: Kowieniowo, Kulbaczyn, Horodyszcze, Serwecz.


    upload_2020-4-9_17-32-44.png

    Каплица на плане г.Вилейки. Конец XIX века.


    В 1905 году каплица ещё в Костеневичской парафии:

    W 1905 r. parafia posiadała kaplice w miejscowościach: Serwecz, Kulbaszyn,

    Kowieniowo, Horodyszcze.

    В 1906 году была официально зарегистрирована Вилейская парафия и с 1910 года каплица в Городище переходит в Вилейскую парафию:

    1910 – parafia liczy 1.300 kat., kaplice: Horodyszcze, Kulbaszyn. Buduje się

    nowy kościоł staraniem parafian.

    Известно, что 1938 году каплицу перестраивали:

    1938 – parafia dekanalna, kaplica w Horodyszczu (w budowie).

    Каплица в Городище пережила войну и ещё в 1950-х годах сюда приходили верующие, чтобы помолится. Но в конце 50-х годов, какой-то “местный” поджёг каплицу и она сгорела. Как это случилось, можно прочитать в статье из “Рэгіянальнай газеты”:

    На сегодняшний день, от каплицы остались только остатки фундамента, посреди которых возвышается большой деревянный крест, как напоминание о бывшей святыне.
     
    #10 дмитрий, 9 апр 2020
    Последнее редактирование модератором: 5 апр 2024
    alkevk, Михаил, Денис Х и ещё 1-му нравится это.
  11. alkevk

    alkevk Мегапользователь

    Регистрация:
    12 фев 2016
    Сообщения:
    544
    Фото & Видео:
    33
    Альбомы:
    1
    Симпатии:
    458
    Ищу:
    Алькевич, Церех, Лешкевич, Лапицкий,Яновский и др. , д. Стрыя,Гриневичи, Ходаки, Вилейского уезда
    https://www.prlib.ru/item/764996
    План постройки костела в г. Вилейках Виленской губернии. 1861 г. - 1861. -2 л.. - (Техническо-строительный комитет МВД.). -
    Виленская губерния.
    Графика.
    .Источник электронной копии: РГИА
    Место хранения оригинала: РГИА Ф.1293 Оп.165 Д.25
     
    Сергей Гулецкий нравится это.
  12. Armiger

    Armiger Мегапользователь

    Регистрация:
    19 фев 2016
    Сообщения:
    631
    Симпатии:
    1.082
    Ищу:
    Садовский, Дремлюк, Рак, Осипович, Бобер, Сороко, Вяль, Ланевский, Русак, Зимницкий, Счастный, Шпакович, Баран, Вагера, Межигурский
    География поисков:
    Войдени, Ордея, Хаусты, Михневичи, Заполяки, Кучки, Сковородки, Беница, Засковичи, Сивица, Понизье, Редьки, Яковичи, Оленец, Амелино, Зарудичи, Цари, Байбы, Пасынки
    MariaVi, malco и Валент нравится это.
  13. Гайко

    Гайко Мегапользователь

    Регистрация:
    10 фев 2016
    Сообщения:
    653
    Симпатии:
    788
    Ищу:
    Крестьяне Вилейского уезда: Гайко, Коляго, Ворон, Цеханович.
    Шляхта ВКЛ: Петрович/Пиотрович, Воропай, Озембловский, Ковалевский, Шабловский, Новицкий, Жидович, Боричевский, Полюхович-Серницкий.
    Казаки с. Волынка Сосницкого у., Волынская сотня Черниговского полка: Гончаренко.

    «О насильственном обращении в Православие Вилейских Грекоуниатских прихожан, и отнятии тамошней Униатской церкви»


    Записки Иосифа, митрополита литовского / Изданные Академией наук по завещанию автора: Т. 1-3. - Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1883. / Т. 3.

    Читать оригинал можно тут:

    https://elis.psu.ru/node/284562

     
    #13 Гайко, 11 фев 2024
    Последнее редактирование: 12 фев 2024
    Михаил нравится это.
  14. Гайко

    Гайко Мегапользователь

    Регистрация:
    10 фев 2016
    Сообщения:
    653
    Симпатии:
    788
    Ищу:
    Крестьяне Вилейского уезда: Гайко, Коляго, Ворон, Цеханович.
    Шляхта ВКЛ: Петрович/Пиотрович, Воропай, Озембловский, Ковалевский, Шабловский, Новицкий, Жидович, Боричевский, Полюхович-Серницкий.
    Казаки с. Волынка Сосницкого у., Волынская сотня Черниговского полка: Гончаренко.
    Текст одного из документов со сканов выше.
    Так же можно прочитать непосредственно (страницы-колонки 156-157):
    https://elis.psu.ru/node/284643

    Министру внутренних дел Н.Д. Блудову, oт 26 апреля (1835 г.) за № 277, с донесением о насильном обращении в Православие Вилейских Грекоунитских прихожан, и отнятии тамошней Униатской церкви.

    В 6 день февраля, я имел счастие доносить вашему высокопревосходительству о своевольном занянии Вилейским городничимь тамошней Грекоунитской церкви.
    Между тем, в 14 день истекшего марта, я получить сообщение управляющего Минскою губернею вице-губернатора Семенова, коим, уведомляя меня, что жители Вилейскаго Грекоунитскаго прихода по их прошенью присоединены к Православной Церкви, требовать сделать распоряжение об отчислении Вилейскаго прихода из моего ведомства и сдаче в распоряжение Грекороссийскаго священника Немцевича как церкви, так и принадлежащихъ оной каплиц со всем имуществом и документами на фундуш.
    На основании правил, Святейшим Cенодом составленых, в указ Правительствующаго Сената, от 1 февраля 1800 года, к исполнению преподанных, Греко-унитския церкви должны быть обращаемы в Православный тогда только, когда большая часть прихожан приняли Православие; а по сему я в тот же 14 день марта просил его, вице-губернатора, сообщить мне именной список присоединившимся к Православной Церкви Вилейским прихожанам, или же уведомить меня положительно что все Униаты, составлявшие Вилейский приход, в числе более двух тысяч, обратились к Православию, дабы я соответственно сему мог сделать надлежащее распоряжение.
    По таковому сообщению не получено мною до сих пор от вице-губернатора Семенова никакого ответа; но местный благочинный, от 23 истекшаго марта и 6 сего апреля, доносит мне: что это несправедливо, якобы Вилейские прихожане желали принять Православие и о том подавали npoшение к Минскому архиепископу, разве несколько пьяниц по сильному наговору местнаго городничаго на cиe согласились; что уже впоследствии, и то насильно, солдаты с заседателем, разъезжая по деревням, сгоняли народ в Вилейку, где их напоив водкою, взяли подписки от ста пятидесяти человек; что прочих Вилейских прихожан и до сего времени гонят постепенно посредством солдат к исповеди; что он не может мне; донести, сколько Вилейских прихожан присоединилось до сих пор к Православной Церкви, так как о сем нельзя удостовериться без бытности па месте и следствия; что Грекоунитский священник выведен из Вилейки посредством солдатъ 10-го февраля;что приходская Виленская Грекоунитская церковь взята своевольно прежде всего еще 27 декабря; что ныне требуют только передачи сей церкви для прикрытия противозаконных своих действий; и что вице-губернаторъ Минский посредством полиции повсюду сильно действует к обращение Униатов. За сим благочинный Заблоцкий, изъясняя опасения общаго насилия против Униатов, тогда как все прочия вероисповедания под кровом державы Всеавгустейшаго нашего Монарха наслаждаются безопасностию и спокойствием, просит меня походатайствовать для них законную защиту против гонения, или же объявить, что не остается никакой надежды, дабы каждый мог о себе промышлять.
    По важным последствиямъ на дух Грекоунитских дел, от происшествий в город Вилейке случившихся, я долгом поставляю донести вашему высокопревосходительству о всем выше значущемся и покорнейше просить о снабжены меня разрешением и начальничим предписанием, на счет взятой своевольно Виленской Грекоунитской церкви, а также прихожан и фундуша оной, так как ваше высокопревосходительство только по обусторониим донесениям можете судить о всех обстоятельствах сего дела с необходимым безпристрастием.
     
    #14 Гайко, 12 фев 2024
    Последнее редактирование: 12 фев 2024
    Михаил нравится это.
  15. blackash

    blackash Мегапользователь

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    452
    Симпатии:
    412
    География поисков:
    Радошковичи, Гуя, Путники, Глушаны, Лисицы, Ермаки, Ломшино, Збаровичи, Агарки,
    Соломеревичи, Колоница, Бориски, Брагин, Бурки, Селец, Соболи, Листвин, Микуличи, Поповка /Ленино/
    О присоединении.jpg
    Ну, и? Их водкой насильно поили? Данные о насилии, кроме показаний митрополита литовского еще чем-то подтверждены?
     
  16. Гайко

    Гайко Мегапользователь

    Регистрация:
    10 фев 2016
    Сообщения:
    653
    Симпатии:
    788
    Ищу:
    Крестьяне Вилейского уезда: Гайко, Коляго, Ворон, Цеханович.
    Шляхта ВКЛ: Петрович/Пиотрович, Воропай, Озембловский, Ковалевский, Шабловский, Новицкий, Жидович, Боричевский, Полюхович-Серницкий.
    Казаки с. Волынка Сосницкого у., Волынская сотня Черниговского полка: Гончаренко.
    Из истории перевода в православие Греко-католической церкви г. Вилейка
    История 2-ая – формально-заключительная.


    Сканы документов и текст Первого из них были приведены выше.
    Но, так как тема и содержание первого из документов были атакованы и отчасти «ЗАКИДАНА СПАМОМ» известным на форуме тролем, то сканы следующего документа и ссылка к нему будут продублированы ниже.
    (Спасибо администратору, что в данном месте тема была очищена от "творчества" спамера, но, увы, этот спам "переехал" в иную тему.)
    Из собрания документов:
    Записки Иосифа, митрополита литовского / Изданные Академией наук по завещанию автора: Т. 1-3. - Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1883. / Т. 3.
    Страницы-колонки 158-159


    https://elis.psu.ru/node/284644


    Министру внутреннихъ делъ Д.Н.Блудову, отъ 5 мая за № 290, касательно ФОРМАЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ Православному духовенству Вилейской Грекоунитской церкви, прихожане которой присоединились къ Православию.

    "Въ 26 день истекшаго апреля за № 277, я имелъ счастие допести-вашему высокопревосходительству о неполучении мною отъ управляющего Минскою губернею вице-губернатора Семенова ответа на мое къ нему сообщение касательно числа присоединившихся къ Православно Вилейскихъ Грекоунитскихъ прихожанъ, а равно о сведенияхъ, доставленныхъ мне мёстнымъ благочиннымъ, относящихся къ таковому присоединению, и съ темъ вместе просил разрешениявашего, на счетъ взятой своевольно Вилейской Грекоунитской церкви, а также прихожанъ и фундуша оной.
    Ныне вице-губернаторъ Семенов уведомляет меня, что Вилейские Грекоунитскиеприхожане обратились къ Православно въ числе 223 дворовъ и 2034 обоего пола человекъ. Это количество соответствуете числу всехъ прихожанъ Вилсйскаго Грекоунитскаго прихода, и я полагаю, на основами таковаго удостоверения правителя губернии о сихъ присоединении, Вилейскую Грекоунитскую церковь, взятую своевольно местнымъ городничимъ еще прежде присоединения къ Православию ея прихожанъ, передать ныне формально, соответственно требованию вице-губернатора Семенова, въ ведение Православнаго духовенства, съ фундушемъ сея церкви,
    ………………………………………………………..
    Во всякомъ случае, покорнейше прошу ваше высокопревосходительство обратить внимание на противозаконный поступокъ Вилейскаго городничаго, занявшаго своевольно тамошнюю Грокоунитскую церковь еще прежде присоединена къ Православию прихожанъ оной безъ всякаго сношения съ Грекоунитскимъ духовнымъ начальствомъ, такъ какъ дальнейшия подобныя насилия и своевольства, кроме вредныхъ последствий въ гражданскомъ отношении, необходимо произведутъ разстройство по епархильному управлению и лишать оное всякихъ способовъ исполнять лежащия па немъ обязанности."
     
    #16 Гайко, 15 фев 2024
    Последнее редактирование: 15 фев 2024
    sergpetr и greypit нравится это.
  17. дмитрий

    дмитрий Мегапользователь

    Регистрация:
    31 май 2015
    Сообщения:
    343
    Симпатии:
    826
    В своей статье автор упоминает Свято-Покровскую церковь (каплицу) на городском кладбище и пишет, что не знает точной даты постройки этой каплицы.

    "...В первой половине ХIХ века на территории кладбища была построена небольшая деревянная Свято-Покровская церковь...
    ...Точная дата строительства Свято-Покровской церкви неизвестна, но по имеющимся сведениям в 1841 году она уже действовала. ..."

    В связи с вновь открывшимися материалами, мы можем не только назвать точную дату постройки, но и фамилию человека, который инициировал строительство.

    На сайте есть клировая ведомость вилейской Свято-Николаевской церкви за 1847 г. В документе сказано, что Покровская каплица на городском кладбище была построена в 1807 году, стараниями вилейского почтмейстера Кулака.

    2.jpg


    Данная церковь (каплица) была уничтожена во время немецкой оккупации города 1941-44 гг.
     
    Денис Х, Гайко и Михаил нравится это.