Добрый день! Может, кому попадались инвентари маёнтка Большой Сервеч до 1795 года? Конкретно интересует деревня Кумельщина. В Вильнюсе есть МК Костеневичского костела с 1774 года, надеюсь, удастся найти помощника за разумную плату и посмотреть их. Но и сама не хочу сидеть без дела. Конечно, буду подтягивать другие ветви пока. Но вот это пока самая любопытная. Пыталась в онлайне искать документы по архивам бывших владельцев имения в тот период - Радевичи, судьи браславские Ге (я) цевичи. Пока ничего за нужные годы. Спасибо.
Гецевичи...Имение Вяликая Сэрвач - правый берег реки Сэрвач. К концу 19-го века: имение Вяликая Сэрвач, Малая Сэрвач и фольварок Сэрвач. Посмотрите РСк у мормонов.Родзевичи с конца 1765, перешло трем сестрам, одна замужем первым браком за Козеллом , потом за Визгардом.Будет статья в альманахе Вилейский повет по Малой Сэрвачи и Большая будет упомянута
И есть отдельная тема по региону Костеневичи и Сэрвач - зачем разбрасывать сообщения по всему сайту???
Так там рубрика - история населенных пунктов. И материалы внутри - на историческую тематику, а не генеалогию. Только из этих соображений и разместила.
Сведения о деревне из энциклопедии "Гарады і вёскі Беларусі" т.8 кн.1 В описании деканата Свирь за 1784 г. деревня относится к Костеневичской парафии. Принадлежит Родевичу. Живут в основном униаты, лишь несколько домов католиков. Я так понимаю, Вас интересуют не владельцы и не история деревни, а её жители. Может поискать среди униатов? Большинство жителей были униатами. На сайте есть : 1765 г. Перапіс парафіянаў Даўгінаўскага вуніяцкага дэканату СЕРВЕЦКАЯ вуніяцкая парафія Сервеч Гідзевічы Дуброўка Кулеш Кумельшчызна Давыдзькі http://vilejski-uezd.by/resources/1765-perapis-parafijana-daginaskaga-vunijackaga-dehkanatu.1101/ (Правда, у меня не получилось открыть ссылку. Может Вам повезет? Или у кого-нибудь сохранился этот файл?) Если всё-таки Ваши предки были католиками, то следует помнить, что в 1690 г. имение Сервеч входило в Куренецкую парафию. (Если Вы будете копать так глубоко).
А инвентарь не относится к истории населенных пунктов??? А прихожане костела или церкви тоже никак не относятся к истории населенных пункто???Все пишут в свою тему... А потом будите удивляться, что не видели какой-то информации...По владецам усадьб - отдельный раздел - рекомендую посмотреть Козелл- Поклевских
В 2017 году в альманахе "Вiлейскi павет" были опубликованы воспоминания Тадэуша Козелл-Поклевского " Мой тата" .Это линия от участника восстания Йзефа, который родился в 1845 году в Вяликай Сэрвачи. После восстания был сослан в Омск. В 1872 году переехал на службу к свояку Альфонсу Козелл-Поклевскому в Талицу. Женился на Юлии Козелл-Покоевской из Вилькомирской линии. Умер в Сибире в 1915 году и только после этого его жена с сыновьями приехала в Вильню, а сыновья: Йозыф 1886, Винцент 1889 и Тадэуш 1890 в Сэрвач. Тадэушу с женой Магдаленой из Незабытовских отошли Кастыки.Старший брат получил Сэрвач, а средний Винцент(расстрелян в Катыни)фольварок Сэрвач, который стал называться Людвиново и где стояла ферма по выращиванию серебристых лис.
1765 г. Перапіс парафіянаў Даўгінаўскага вуніяцкага дэканату - вот здесь я нашла нужную фамилию, даже две. Но имена не совпадают с подходящими по возрасту из РС 1795. Пересмотрела перепись дымов Ошмянского повета Виленского воеводства, Кумельщины там нет. Сервеч упоминается. Но большое спасибо за помощь. Буду искать дальше.
В Вильнюсе есть МК с 1774 года Костеневичского костела. В личку отозвались желающие помочь. Надо только определить, кого я там могу отыскать в записях о смерти и крещении. Возможно, будет и свадьба. Единственное, что меня смущает, может ли женщина 50 лет иметь сына 36 лет. Но думаю, это возраст ее определили на глаз. Вряд ли брачный возраст в ВКЛ был таким низким.
Может. У меня несколько случае заключения брака в 18 веке моложе 14-15 лет. Не на глазок, а запись о рождении + запись о венчании. Но каждый случай надо рассматривать индивидуально. Может быть по разному.
Костел деревянный в Костеневичах построен в 1652, а парафиальным стал с 1673 - теоретически тогда же и МК. В 1763 построен каменный, который и стоит сегодня
10.04.1834 г. униатский митрополит Иосиф Семашко, в своём письме министру МВД Блудову, просит посодействовать в вопросе возвращения униатам Сервечской церкви, захваченной католиками в 1798 г. вместе с фундушом и прихожанами. Министру внутренних дел Д.Н. Блудову, от 10 апреля за № 134, об исходатайствовании возврата Униатам церквей в Спасе, Сервече и Дзерковщизне, отторженных вместе с прихожанами Римским духовенством Назначенный мною для осмотра Греко-униатских церквей Минской губернии Вилейского уезда, Новогрудский благочинный Иоанн Гомолицкий, доносит, что три Греко-униатские церкви помянутого Вилейского уезда, в Спасе, Сервече и Дзерковщизне, вместе с их фундушами и прихожанами ещё в 1798 году обращены в Латинство и поныне состоят в ведении Римского духовенства. Дело сие известно правительству. Три означенные прихода составляют часть Униатов, перешедших в Латинство и, по Высочайше утвержденному соглашению митрополитов Лисовского и Сестринцевича, долженствующих возвратиться в прародительский свой обряд. Исполнение сего производится на месте комиссиями из гражданского чиновника и депутатов со стороны Римлян и Униатов: и вот действия сих комиссий, с малыми только изменениями. Назначают срок съезда на место. Срок приходит; но нет гражданского чиновника, или которого-либо (обыкновенно римского) депутата. Срок назначается другой, и на другом тоже. Если случится съезд комплетный, то сейчас найдётся какой-либо недостаток в форме, при самом начале дела, так что к оному никогда и не приступают; а если иногда и приступят, то сейчас приостановят непредвиденными препятствиями. Таким образом, Римляне двадцать семь уже лет играют и прямодушием правительства, и бессилием Униатов, пользуясь до сих пор беззаконным своим приобретением. Между тем, обращение к собственному обряду Униатов, перешедших в Латинство целыми приходами, может совершиться самым удобным образом. Стоит только определить к оным Униатских священников, а выслать Римских – и всё дело кончено. Представляя о сём на усмотрение вашего высокопревосходительства, долгом поставляю просить, не благоугодно ли будет поручить Минскому губернатору вникнуть без огласки посредством благонадёжного чиновника в настоящее положение помянутых выше бывших Греко-униатских приходов Спаского, Сервецкого и Дзерковщизнянского, а также дела о возвращении оных Униатам; и если не окажется особенно важных препятствий, то испросить Высочайшее Его Императорского Величества повеление о немедленной передаче сих трёх церквей с их прихожанами и фундушами по прежнему в ведение Греко-униатского духовенства и удалении оттуда Римских священников. Ходатайствовать пред вашим высокопревосходительством по сему предмету побуждает меня то особенно, что впоследствии обращение Униатов, перешедших в Латинство, сделается гораздо затруднительнейшим, и весьма было бы полезно дать сему делу ныне же надлежащее движение. Источник: Записки Иосифа, митрополита литовского / Изданные Академией наук по завещанию автора: Т. 1-3. - Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1883. / Т. 3. https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko/zapiski-iosifa-mitropolita-litovskogo-tom-3/2
У кнізе М. Любаўскага "Литовско-Русский сейм" (ст.379) патрапілася згадка пра дароўчы запіс вял. кн. Аляксандра людзей уздоўж ракі Сэрвач: У сваю чаргу Любаўскі спасылаецца на Літоўскія Метрыкі -- Кнігу запісаў №12, лісты 223, 224