1. Уважемый Гость! В последнее время на нашем портале возросла активность спамеров. Если вы заметили сообщение, тему, статус в профиле, ссылки на другие (нетематические) сайты, рекламу товаров или услуг (мы ничего не продаем и не рекламируем!) и т.п., не соответствующие тематике нашего проекта, сообщите, пожалуйста, администрации: http://vilejski-uezd.by/misc/contact
  2. Неуважаемый спамер! Ты находишься на МОДЕРИРУЕМОМ вебресурсе. Не трать время на создание спамных тем, сообщений, комментариев, статусов, ссылок в профилях – они будут удалены, а твой аккаунт – заблокирован без возможности восстановления. «Вилейский уезд» – некоммерческий, бесплатный проект, помогающий людям восстанавливать историю своей семьи и своего края. Мы ничего не продаем и ничего не рекламируем! Администрация.
  3. Уважаемый Гость! Генеалогические исследования на нашем портале стали намного удобнее, потому что у нас появился Каталог-навигатор по фамилиям Вилейского уезда. Обновление этого каталога происходит постоянно, и Вы тоже можете в этом помочь. Подробности здесь.

д. Владыки

Тема в разделе "Илья, Заборье, Ободовцы и окрестности", создана пользователем Михаил, 8 дек 2018.

  1. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    В данной теме буду размещать материал о моей малой родине - д. Владыки.
     
  2. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    (будет дополнено)
     
  3. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    В 1863 году возле Владык произошла битва, в которой был разгромлен отряд повстанцев под командованием Винцента Козелл-Поклевского.
    В ЛГИА скопировал документ от 1924 года о приведении в порядок их могилы, её освящении и планах установки памятника. В деле приводится краткое изложение событий и список погибших и раненых, имена которых установлены (перевод с польского - мой):

    Так должен был выглядеть памятник согласно проекту 1924 г.
    Проект памятника.JPG
    А так могила выглядит в настоящее время:
    Могила повстанцев 1863 г..JPG
    Фото с освящения могилы после благоустройства, 1924 г.:
    Речь воеводы Рачкевича
    Речь воеводы Рачкевича.JPG
    Алтарь на могиле

    Алтарь на могиле.JPG
    Брама на кладбище
    Брама на кладбище.jpg
    Фото без подписи
    Фото без подписи.jpg
     
    #3 Михаил, 8 дек 2018
    Последнее редактирование: 10 дек 2018
    Вераника, Гайко, феликс и 4 другим нравится это.
  4. Денис Х

    Денис Х Мегапользователь
    Активный пользователь

    Регистрация:
    18 июн 2015
    Сообщения:
    190
    Фото & Видео:
    3
    Симпатии:
    285
    Интересные фотографии, а можно заказать эти фотографии в хорошем качестве?
     
  5. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Можно, и я собираюсь их заказать у архивистов в одну из будущих поездок. Боюсь только, что они будут делать копии с микрофильма, а я хотел бы с оригинала - буду выяснять как это сделать.
     
  6. Денис Х

    Денис Х Мегапользователь
    Активный пользователь

    Регистрация:
    18 июн 2015
    Сообщения:
    190
    Фото & Видео:
    3
    Симпатии:
    285
    8.jpg 8.jpg
     
    Dianis, Гайко и Михаил нравится это.
  7. Денис Х

    Денис Х Мегапользователь
    Активный пользователь

    Регистрация:
    18 июн 2015
    Сообщения:
    190
    Фото & Видео:
    3
    Симпатии:
    285
    Старая надгробная плита, до отливки новой.
     
  8. kx-7

    kx-7 Местный

    Регистрация:
    28 ноя 2017
    Сообщения:
    116
    Фото & Видео:
    4
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    97
    Ищу:
    Петрусевич, Колыско, Лопух, Шамшур
    География поисков:
    Буйли, Уша, Оборок
    Помнік паўстанцам у Ільі.
     

    Вложения:

    Денис Х, Михаил и Гайко нравится это.
  9. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Спасибо!
    А что за источник?
    И в каком году происходили эти события?

    Я так понимаю, что тот памятник-обелиск, на который собирал деньги "Комитет по строительству памятника во Владыках" под руководством Адама Богдановича, в итоге был поставлен не на месте битвы, а в Илье. А во Владыках ограничились крестом и плитой.
     
    #9 Михаил, 10 дек 2018
    Последнее редактирование: 10 дек 2018
    Денис Х нравится это.
  10. Szafkowski

    Szafkowski Местный

    Регистрация:
    26 фев 2016
    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    8
    Ищу:
    Szafkowski , Szaffkowski, Szawkowski
    География поисков:
    Вилейского уезда : Глубочаны , Hruździenica -Adamków, Jakubowszczyzna.
    Lidzki rejon : Nacza
    Я давно смотрю на вашем сайте и должен сказать, что он мне очень нравится. Вы делаете действительно хорошую работу. Очень ценная информация.

    Моя семья жила в Глубочанах, поэтому меня интересует история этого края.

    Два Шафkовскиe сражались в битве возле Владык. Витольд умер, а Владислав попал в плен .

    Есть несколько описаний этой битвы.
     

    Вложения:

    #10 Szafkowski, 10 дек 2018
    Последнее редактирование: 10 дек 2018
    malco, Михаил, Гайко и ещё 1-му нравится это.
  11. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    В документе от 1924 года погибшим назван именно Владислав Шафковский из Глубочан (Szafkowski Władysław). В документе неверное имя? Владислав всё-таки выжил в битве? Вам известно, как дальше сложилась судьба попавшего в плен Шафковского?
    Если у Вас есть эти описания, пожалуйста, очень прошу поделиться!
     
    Денис Х нравится это.
  12. Szafkowski

    Szafkowski Местный

    Регистрация:
    26 фев 2016
    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    8
    Ищу:
    Szafkowski , Szaffkowski, Szawkowski
    География поисков:
    Вилейского уезда : Глубочаны , Hruździenica -Adamków, Jakubowszczyzna.
    Lidzki rejon : Nacza
    Еще одно описание битвы.
     

    Вложения:

    • 001_0001.jpg
      001_0001.jpg
      Размер файла:
      279,1 КБ
      Просмотров:
      8
    • 287_0001.jpg
      287_0001.jpg
      Размер файла:
      1,1 МБ
      Просмотров:
      8
    • 286_0001.jpg
      286_0001.jpg
      Размер файла:
      1,2 МБ
      Просмотров:
      9
    Гайко, kx-7, Денис Х и ещё 1-му нравится это.
  13. kx-7

    kx-7 Местный

    Регистрация:
    28 ноя 2017
    Сообщения:
    116
    Фото & Видео:
    4
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    97
    Ищу:
    Петрусевич, Колыско, Лопух, Шамшур
    География поисков:
    Буйли, Уша, Оборок
    1930г. https://vk.com/wall-26900104_697
     
    Гайко и Михаил нравится это.
  14. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Большое спасибо за новую информацию!
    Денис, старая надгробная плита, получается довоенная? Известно в каком году её отлили?
    На фотографиях 1924 виден только крест, без плиты.
     
  15. Денис Х

    Денис Х Мегапользователь
    Активный пользователь

    Регистрация:
    18 июн 2015
    Сообщения:
    190
    Фото & Видео:
    3
    Симпатии:
    285
    Владыки 20-30г.jpg
    По изготовлению первой плиты нет сведений. Есть фотография 20-30х годов со скаутами. А вот это плита или песчаная насыпь? Не понятно.
     
    #15 Денис Х, 11 дек 2018
    Последнее редактирование: 11 дек 2018
    Михаил нравится это.
  16. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Непохоже на плиту. Во всяком случае, ту, что мы знаем.
    А вот я думаю: в советские времена вряд ли же крест на этой могиле стоял? А плита тогда уже была?
    Может крест вместе с плитой установили уже где-нибудь в конце восьмидесятых?
    В начале девяностых плита уже была, хотя я могу и ошибаться - давно это было, а я был совсем мелким.
     
  17. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Сам же нашёл ответ на свой вопрос в книге "Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі": плита установлена в 1933 году.
    Збор помнікаў. Уладыкі..jpg
     
  18. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Спасибо Вялейской суполцы ТАП за новые материалы.
    Видимо, после того, как первоначальный памятник-обелиск (проект от 1924 г.) поставили в Илье, для Владык разработали новый проект: железобетонный крест + ограждение могилы. Но и его, полагаю, сделать до войны не успели, а установили в 1933 г. просто плиту.
     
    Marek и kx-7 нравится это.
  19. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Во Владыках когда-то существовала церковь.
    Располагалась она в центре деревни, вот здесь.
    А так это место выглядит сейчас:
    Крест на месте церкви, 2014 г..JPG
    Всего в 40 метрах отсюда находится дом моей бабушки, где я в 1990-е годы ежегодно проводил все летние месяцы. До войны в церкви регулярно проводились службы и иногда "фэсты", когда съезжалось много приезжих гостей, которым мой прадед сдавал места в доме под ночлег.

    По рассказам родных, церковь была сожжена в 1943-м году, видимо, тогда же когда и наш дом. С тех пор место находится в запустении. В памяти всплывают смутные детские воспоминания о том, как устанавливали нынешний крест при большом стечении народа. Но когда это было – не помню, наверное, в самом начале 1990-х годов.

    Вокруг церкви когда-то хоронили деревенских жителей, на некоторых могильных камнях до сих пор сохранились кресты и надписи:
    Крест на камне.JPG
    На этом камне под слоем земли пряталась ещё одна строка с фамилией Сташкевич. Это могила Викентия Матвеевича, родного брата моего пра-пра-прадеда Василия Матвеевича Сташкевича.
    Могила Викентия Сташкевича.JPG
    А под этими двумя камнями, по семейной легенде, были погребены мои пра-прадед и пра-прабабка – Венедикт и Анастасия Сташкевичи.
    Могилы моих предков.JPG
    Но всё оказалось не совсем так. После проведения "раскопок" обнаружил, что на самом деле один из этих камней на поколение старше – это могила Бригиды Прокопьевны Сташкевич, мачехи Венедикта. Это вторая жена упомянутого выше Василия Матвеевича Сташкевича, потому предполагаю, что под вторым камнем покоится именно он – мой пра-пра-прадед. К сожалению, этот второй камень оказался без надписи.
    Могила Бригиды Сташкевич.JPG
     
  20. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.442
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.363
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    К сожалению, нигде пока не могу найти ни одного изображения церкви, да и информации о ней очень мало, собирать её приходится просто по крупицам.

    Вот упоминание кладбищенской каплицы в клировой ведомости Ильской церкви за 1847 год:
    КВ-1847 Ильской церкви.jpg
    Чуть больше информации содержится в деле из ЛГИА "Материалы о бывшем имуществе католической церкви в д. Владыки (1827-1829 гг.)". Сведения о церкви собирались в рамках процесса ревиндикации - возврата в собственность Римско-католического костёла ранее отобранного российскими властями имущества. Причём имущество бывших униатских общин, видимо, тоже считалось принадлежащим католической церкви. В этом деле есть несколько архивных выписок, подтверждающих, что каплица была построена ещё во времена униатов.

    Но наибольшую ценность представляет анкета с данными о церкви, заполненная в 1927 г. ксендзом Ильской парафии Буйновским. Из неё мы узнаём, что в 1927 г. каплица была деревянная, средней величины и размеров, находилась в хорошем состоянии и управлялась православным Ильским священником. Стоимость её составляла около 5 000 злотых (по реформе 1924 г. злотый был привязан к золоту в соотношении 1 zł = 0,29 г AU, то бишь стоимость каплицы была около 1,45 кг золота в эквиваленте). Своего настоятеля в церкви не имелось, службы несколько раз в год совершал священник, приезжающий из Ильи. Вся деревня была православная, кроме двух католических семей.

    Также Буйновский отмечает, что каплица была построена католиками, до конфискации перед 1863 годом российскими властями была собственностью Римско-католической костёла, что подтверждается римско-католическим крестом на её башне. Эти факты (кроме, разве что, креста на башне), кстати, не соответствуют действительности: Владыцкая каплица изначально принадлежала Ильской-Ильинской униатской парафии, прихожанами которой были жители Владык, а в 1840 г. была переведена вместе со всем приходом в православие. В 1867 г., после конфискации у католиков Ильского костёла был создан новый приход - Ильский-Иосифовский, куда перевели жителей деревни и к этому же приходу переподчинили часовню. Т.е. собственно Римско-католическому костёлу каплица никогда не принадлежала, а до 1840 г. находилась в собственности греко-католиков, но видимо под шумок ревиндикации Ильский ксёндз был не прочь прибрать к рукам и бывшее имущество униатов. К сожалению, документ не даёт ответа, получилось ли это сделать.

    Что интересно, если верить ксендзу Буйницкому, то в 1920-е годы церковь продолжал венчать четырёхконечный крест, хотя уже прошёл почти век после перехода часовни к православной церкви. Почему не удосужились поменять? При том, что церковь явно перестраивалась (в 1847 г. она описывается совсем ветхой, а в 1927 г. - находится в хорошем состоянии).

    В общем, продолжаю собирать информацию. Если у кого-то есть какие-либо сведения (а может фотографии!), то прошу писать сюда или лично мне.