1. Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mihail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!

Просматривает записи блогов в категории: Хвалько

  • Andzej
    Как-то на куцей лекции по философии, в бытность моего студенчества, наш профессор, ставший в последствии академиком, обронил фразу, которую по моему личному убеждению никто из присутствующих не запечатлил на своей подкорке. Кроме меня. Мысль эта была простая, но мощная, по своей сути. Заключается она в том, что познание - это движение по расширяющейся спирали. Сказано это было в контексте разговора о том, как вообще можно понять что-нибудь из Гегеля и проч. Ответ - перечитывать, перечитывать и ещё раз перечитывать.

    К чему я это? К тому, что это же касается всего, и генеалогии в том числе. Нужно постоянно возвращаться к уже просмотренным источником, что бы заметить то, что было просмотрено в прошлый раз. (Просмотрено в смысле пропущено.) Лично я, например, просмотрел генеалогический материал о своей прямой отцовской линии, введённый в научный оборот ещё в 1959 году :) Но обо всём по порядку.

    На днях мне понадобилось уточнить кое-какую информацию по некоторым населённым пунктам ныне Мядельского района. Я как-то уже выкладывал ссылку на сайт myadel.info, на котором был неплохой справочник по населённым пунктам и кое-какие статьи краеведческого плана. Но оказалось, что этот сайт "почил в бозе", что вызвало у меня бурю негодования:mad: Даже из кэша google его почистили. Хороший же сайт был. Негодовал, а в памяти сами собой всплывали "ссылки" на материалы, которые там были и, которые я, дурилка, не сохранял у себя. Вспомнил я и о том, что там был инвентарь Мяделя за тысяча пятьсот энный год, причём с фамилиями, причём я так и не удосужился толком в него вникнуть при первом прочтении. Ну и теперь, конечно, резко захотелось.

    Начал пытать Google на предмет инвентаря. Но прямой ссылки на документ не нашёл, акромя ссылки на почивший сайт, которая вела в никуда. Параллельно вспоминал, что в инвентаре фигурировала фамилия Мисуна, которая в большом количестве представлена в том числе и сейчас. Причём под Мяделем есть уже полу-живая деревня Мисуны. А инвентарь всё не находился. Разве что несколько ссылок на сайт историка Носевича. Он в начале нулевых написал очень хороший опус об истории белорусской деревни (есть в свободном доступе у него на сайте), в котором он использует ссылки на инвентарь Мяделя, как на один из первых, дошедших до нас инвентарей. Но у него были только экстракты из этого документа. Положение спасло то, что эта книга - научный труд и содержит ссылки на первоисточники. С их помощью я узнал, что инвентарь целиком приведён в сборнике "Беларусь в эпоху феодализма." Т. 1 с. 199 - 208

    А вот этот сборник уже легко качается из сети, что я собственно и сделал.

    Как оказалось, в 1545 году имение Мядель состояло из трёх частей. Непосредственно самого Мяделя, волости двора Заворноцкого и волости дворца Склениковского. На myadel.info была только первая часть. Я принялся читать. Меня ждало много знакомых фамилий, если честно не мог подумать, что они были настолько древними. Но главное открытие меня ждало в описании дворца Склениковского. Там я нашёл следующую запись:

    Ничипор Хвалкович, сыны у него 2 - Демид, Семён, служба, статку волы, кляча, земли под ним навоза на полбочки, простое 15 бочек, сеножати 4 возы, дани даеть бочку жита, бочку овса, за воз сена 3 гр., за колач хлеба грош, сажень неводу, кура, яец 10, ильну десяток.

    Наверное это и есть мой исток, главный корень и я обладаю той же Y-хромосомой, что и эти люди. Стопроцентной уверенности нет, но это первейшие претенденты на эту роль. Хотя бы просто по тому, что и в 19-ом веке и в веке 16-ом рядом жили люди с фамилиями: Коробейник (Коробеник), Прокопович (Прокопов), Мехович (Мехович), Захаревич (Захарыч), Бобрович (Бобрович), Бернякович (Бернекович), Мисуна (Мисунич), Мацко (Мацкович), Веребей (Веребеевич). В скобках фамилии из 16 века. Это фамилии самых коренных жителей Мядельщины и окрестностей.

    Конечно, может мои истинные предки по прямой отцовской линии не они, может они получили эту фамилию каким другим способом и не являются потомками Ничипора. Но факт в том, что в тех краях в далёком-придалёком 1545 году, когда у руля стоял Жигимонт II Август, жили люди с фамилией с очень-приочень похожей на мою. С помощью РС и метрик я пока установил "самого древнего стопроцентно своего" пращура, коим являлся Андрей Хвалька, родившийся не позднее 1725 года. Между ним и 1545 годом пропасть в 200 лет. Не знаю, удастся ли когда либо преодолеть эту пропасть, но я постараюсь хотя бы уменьшить её.
  • Andzej
    Сегодня наконец-таки снова посетил НИАБ в Гродно. Вчитывался в дела так, что прям глаза заслезились от напряжения. Пришлось прервать изучение. Это, по сути, второе посещения этого архива, хотя сам в Гродно живу. :(

    Пока занимаюсь изучением ветки Пакальских. Они были католиками, посещали Кривичский РК костёл, поэтому просматриваю метрические книги Вилейского деканата. В юрисдикции этого костёла была деревня Задубенье. Это та, откуда мать Максима Танка родом была. Так вот, в свете этого открывшегося для меня недавно факта было интересно проследить присутствие или отсутствие этой фамилии в МК.

    Ещё раньше, на просторах интернета, я нашёл на radzima.net сообщение о поиске родственников в Задубенье по фамилии Хвалько. Там фигурировали сплошь, как мне показалось, "польские" имена Теодор, Ян, Михал и др. Я как-то сразу не сообразил, что Теодор - это просто Тодор, вполне такое белорусское имя. И поэтому по умолчанию считал их католиками.

    В своё первое посещение архива в Гродно я просмотрел МК о родившихся за 1854-1866 годы. И в них искомая фамилия не встретилась ни разу. Ни в Задубенье, ни где бы то ни было ещё.

    Сегодня я просмотрел МК о РБУ за 1887, 1898-1900 и так же ничего не нашёл. Заглядывал и в книги Будславского костёла, с оглядкой на статью в "Нарачанке" про Николая Хвалько, как там написано, коренного будславчанина. Но тоже ничего, кроме правда встреченной не единожды фамилии Малько, которая также густо, как и Хвалько, встречается в районе Мяделя. Разве что однажды в восприемниках у Дзяконских упомянута некая Агата Фальчевая, жена Александра. Намотаю конечно на ус, но видимо не на долго.

    Пока, у меня созрел естественный вывод - Хвалько, жившие в Задубенье были православными, как видимо и коренной житель Будслава. Нужно будет глянуть метрики Кривичской, а за одно и Княгининской церквей.
    zoska1005, С. Ж. и Олег нравится это.
  • Andzej
    В детстве она меня раздражала. Потом начало раздражать, что меня всё время называют хохлом из-за окончания. Но прошло немного времени и я даже смирился с этим, принял как данность.

    А потом я занялся генеалогией и всё понемногу стало становиться на свои места. Дело оказалось в языке. В русском эта фамилия не склоняется, не изменяется по родам, остаётся такой же для единственного и множественного числа. Но в быту, конструкция "там живут Хвалько" произносилась "там живут Хвальки". Я задумался, а почему? Ответ пришёл как-то сам собой. Потому что мы белорусы. И язык у нас не русский, а белорусский. Белорусские фамилии следует рассматривать в плоскости белорусского языка, потому что они вышли из среды белорусскоязычных. В итоге, в голове у меня родилась версия, что раз её носители жили на берегах озера Мястро и Нарочи, она вполне могла бы звучать как Хвалька. Видимо они были рыбаками.

    Это было моё предположение, пока я не наткнулся на очередную интересную статью. В ней, мастадонт белорусской археологии Михаил Чернявский писал:

    Не ведаю, з якой моўнай традыцыі зараз пішуць Скурко, Малько, Хвалько. На Мядзельшчыне спрадвеку было — Скурка, Малька, Хвалька, з націскам на першым складзе. Таму і для маіх бацькоў род Максіма Танка быў — Скуркі.

    Мои рассуждения подтвердились. Конечно, это не доказывает рыбацкое происхождение, ведь помимо всего прочего Хвалька - это одна из форм имени Хвалимир, или даже Фалалей. Но до чего же приятно очистить свою фамилию от копоти времени и найти её первоначальную форму.
    С. Ж. нравится это.
  • Andzej
    Уже больше года занимаюсь изучением своих корней. И за это время успел сделать несколько интересных открытий. Одно из них - современная Мядельщина, которая когда-то частично входила в состав Вилейского уезда, оказалась вдвойне родней мне, чем я думал об этом прежде. Если о предках своей матери я с уверенностью мог сказать, что они там жили, то я совершенно не был готов к тому, что и предки моего отца так же были оттуда, хотя всю свою сознательную жизнь я ассоциировал их с окрестностями Воложина.

    По сути, во мне 3/4 крови из Вилейского уезда. 2/3 из этого количества приходится на фамилию Пакальский, которую носили отец и мать моей матери. Я полагал, что они были однофамильцами, однако это оказалось не так. У них, в не очень отдалённом прошлом, был общий предок, что стало для меня ещё одним нежданчиком. Они компактно проживали в деревне Половики, что недалеко от ст. Княгинин. Оставшаяся 1/3 кровей приходиться на фамилию моего отца - Хвалько. Её носители густо заселили деревню Новосёлки, что раньше была возле Мяделя, а теперь вошла в его состав и стала называться улицей Олега Бычка. В радиусе пешей прогулки находятся: Студеница, Некасецк, Моховичи, Мисуны в которых также проживали Хвалько, и я думаю, проживают и по ныне.

    Между упомянутыми выше микрорегионами сейчас 20 минут езды на автомобиле. Значит и ранее представители и одной и второй фамилии, не говоря о других, влившихся в них, могли очень легко контактировать друг с другом. Этот факт был осознан мной только недавно. Хвалько и Пакальские раньше для меня существовали на разных глобусах, однако это было ложное представление. То, что казалось глобусами, оказалось половинками чашки Петри.

    Более того, неспешно копошась в интернете, узнал, что некие Хвалько из деревни Задубенье, проживали на территории, принадлежащей к кривичской римско-католической парафии, к которой так же принадлежали и Пакальские. Это вообще 10 минут езды, с учётом крайне убогого состояния дорог между этим населёнными пунктами на данный момент. Это даже не чашка Петри, а сингулярность какая-то получается. Остаётся только найти возможные связи Мядельских Хвалько и Задубеньских. Тем более, что как-то скармливая гуглу очередной запрос "мядельщина + Хвалько" случайно напоролся на информацию, что у Максима Танка, который родом из Пильковщины, мать была из Задубенья и звали её Хвалько Домна Ивановна. В этот момент у меня случился когнитивный диссонанс. Беларускi клясiк может оказаться моим далёким родственником.