-
Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mihail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!
Просматривает записи блогов в категории: мае карані
-
Как-то на куцей лекции по философии, в бытность моего студенчества, наш профессор, ставший в последствии академиком, обронил фразу, которую по моему личному убеждению никто из присутствующих не запечатлил на своей подкорке. Кроме меня. Мысль эта была простая, но мощная, по своей сути. Заключается она в том, что познание - это движение по расширяющейся спирали. Сказано это было в контексте разговора о том, как вообще можно понять что-нибудь из Гегеля и проч. Ответ - перечитывать, перечитывать и ещё раз перечитывать.
К чему я это? К тому, что это же касается всего, и генеалогии в том числе. Нужно постоянно возвращаться к уже просмотренным источником, что бы заметить то, что было просмотрено в прошлый раз. (Просмотрено в смысле пропущено.) Лично я, например, просмотрел генеалогический материал о своей прямой отцовской линии, введённый в научный оборот ещё в 1959 году Но обо всём по порядку.
На днях мне понадобилось уточнить кое-какую информацию по некоторым населённым пунктам ныне Мядельского района. Я как-то уже выкладывал ссылку на сайт myadel.info, на котором был неплохой справочник по населённым пунктам и кое-какие статьи краеведческого плана. Но оказалось, что этот сайт "почил в бозе", что вызвало у меня бурю негодования Даже из кэша google его почистили. Хороший же сайт был. Негодовал, а в памяти сами собой всплывали "ссылки" на материалы, которые там были и, которые я, дурилка, не сохранял у себя. Вспомнил я и о том, что там был инвентарь Мяделя за тысяча пятьсот энный год, причём с фамилиями, причём я так и не удосужился толком в него вникнуть при первом прочтении. Ну и теперь, конечно, резко захотелось.
Начал пытать Google на предмет инвентаря. Но прямой ссылки на документ не нашёл, акромя ссылки на почивший сайт, которая вела в никуда. Параллельно вспоминал, что в инвентаре фигурировала фамилия Мисуна, которая в большом количестве представлена в том числе и сейчас. Причём под Мяделем есть уже полу-живая деревня Мисуны. А инвентарь всё не находился. Разве что несколько ссылок на сайт историка Носевича. Он в начале нулевых написал очень хороший опус об истории белорусской деревни (есть в свободном доступе у него на сайте), в котором он использует ссылки на инвентарь Мяделя, как на один из первых, дошедших до нас инвентарей. Но у него были только экстракты из этого документа. Положение спасло то, что эта книга - научный труд и содержит ссылки на первоисточники. С их помощью я узнал, что инвентарь целиком приведён в сборнике "Беларусь в эпоху феодализма." Т. 1 с. 199 - 208
А вот этот сборник уже легко качается из сети, что я собственно и сделал.
Как оказалось, в 1545 году имение Мядель состояло из трёх частей. Непосредственно самого Мяделя, волости двора Заворноцкого и волости дворца Склениковского. На myadel.info была только первая часть. Я принялся читать. Меня ждало много знакомых фамилий, если честно не мог подумать, что они были настолько древними. Но главное открытие меня ждало в описании дворца Склениковского. Там я нашёл следующую запись:
Ничипор Хвалкович, сыны у него 2 - Демид, Семён, служба, статку волы, кляча, земли под ним навоза на полбочки, простое 15 бочек, сеножати 4 возы, дани даеть бочку жита, бочку овса, за воз сена 3 гр., за колач хлеба грош, сажень неводу, кура, яец 10, ильну десяток.
Наверное это и есть мой исток, главный корень и я обладаю той же Y-хромосомой, что и эти люди. Стопроцентной уверенности нет, но это первейшие претенденты на эту роль. Хотя бы просто по тому, что и в 19-ом веке и в веке 16-ом рядом жили люди с фамилиями: Коробейник (Коробеник), Прокопович (Прокопов), Мехович (Мехович), Захаревич (Захарыч), Бобрович (Бобрович), Бернякович (Бернекович), Мисуна (Мисунич), Мацко (Мацкович), Веребей (Веребеевич). В скобках фамилии из 16 века. Это фамилии самых коренных жителей Мядельщины и окрестностей.
Конечно, может мои истинные предки по прямой отцовской линии не они, может они получили эту фамилию каким другим способом и не являются потомками Ничипора. Но факт в том, что в тех краях в далёком-придалёком 1545 году, когда у руля стоял Жигимонт II Август, жили люди с фамилией с очень-приочень похожей на мою. С помощью РС и метрик я пока установил "самого древнего стопроцентно своего" пращура, коим являлся Андрей Хвалька, родившийся не позднее 1725 года. Между ним и 1545 годом пропасть в 200 лет. Не знаю, удастся ли когда либо преодолеть эту пропасть, но я постараюсь хотя бы уменьшить её.Yanna81, galinak, Алексей Артемьев-Хщанович и 6 другим нравится это. -
Довелось мне благодаря Денису посмотреть записи о венчании Кривичского РК костела с 1804 по 1827 год. У меня была надежда, что на этот период пришлось венчание Юстина и Мелании Пакальнисов. Судя по всему, их старшая дочь родилась около 1814 года, значит брак должен был состояться не позднее 1813 года. Но, по крайней мере в Кривичском РК костеле, это событие не зафиксировано. Если верить возрасту из РС за 1834 и 1850 годы, Юстин был 1791 года рождения. В 1804 году ему в таком случае было 13 лет. Даже если в РС ошибка в возрасте и он был старше на 5 лет, то в 1804 ему всего 18 лет. Смотрел записи сплошняком, благо не в архиве, когда время поджимает, а дома. Прочитал все фамилии, хоть и написано всё было на латинском. И не нашёл ни одного Пакальниса - ни юношей, ни девушек, ни вдовцов, ни вдов. В принципе, даже деревня Половики, особо не представлена. Только в районе 1821 состоялось венчание пары из Половиков.
Зато там есть много Фарин, Гаранинов. Есть парочка Мицкевичей, но крестьян. В целом это, возможно, позволит продвинуться по некоторым веткам достаточно глубоко. Но не по Пакальнисам.
И тут у меня появляется несколько новых и старых вопросов и догадок.
Юстин и Мелания были переведены в Половики из другого места и поэтому венчание состоялось в другом костеле. Нужно проверять насколько они были католиками, вернее с какого времени, с рождения или перешли из униатства.
Нужно проверить за начало 19 века метрики Княгининской и Кривичских униатских церквей. Начинаю склоняться к тому, что они были униатами.Денис Х и Сергей Гулецкий нравится это. -
Не так давно я упорно искал запись о браке Томаша Пакалиса старшего с Казимирой Мацко. Думал, что он родился где-то в Литве и в искомой записи мне прям на блюдечке будет и место рождения, хотя бы уезд, родители... Но фантазии разошлись с реальностью. Томаш оказался уже довольно местным. Роль первопроходца теперь я примеряю по крайней мере на его отца - Юстина, а то и деда - Петра. Соответственно, чем глубже в тьму веков, тем сложнее будет отыскать то место, откуда были эти Пакальнисы, что меня несколько огорчило. НО, Томаш-старший сумел удивить другим.
В 1870 году, вдовствуя, Томаш обвенчался вторым браком с некоей Марцилей Ржечицкой с Мицкевичев, тоже вдовою. Всё бы ничего, да только написано что она дворянка, причём именно от рождения - её отец, Юстин Мицкевич, причислен к благородному сословию. Ржечицкий, её предыдущий муж, так же был благородных кровей. Сказать, что меня это удивило - ничего не сказать. Не было ни одного звука о том, что кто-то там по маминой линии дворянин. (У этой Марцили и Томаша родилось двое детей - Томаш и Ева, и вот этот Томаш-младший - дед моего деда, его брат - Игнат, сын Томаша -старшего - дед моей бабушки). Было настойчивое упоминание о литовском происхождении, которое как оказывается приходится на конец 18 начало 19 веков, а о таком неординарном событии, произошедшем на сто лет позднее - тишина. Почему не ординарном? Да как-то западло было не-крестьянам создавать ячейку общества с крестьянином, несмотря на отмену крепостного права и постройку подземки в Лондоне. Разве что, я чего-то не знаю о материальном состоянии Томаша-старшего. Тем паче, люди они были уже не молодые, ему за сорок, ей под сорок, и прагматизма было больше в этом, чем какой-то любви. Вообще, пролистав не один десяток МК о бракосочетаниях, я ни разу так и не встретил подобной комбинации. Может мне "везло", но явно, такой расклад был крайне редким.
Дворяне, так дворяне, - подумал я и принялся искать что-нибудь о них. Первоначальная установка была на то, что эти Мицкевичи за душой, кроме своего дворянства ничего не имели. Это хоть как-то бы могло объяснить этот брак. Но даже поверхностный поиск выдал мне такой результат:
myadel.info - "Куликово - деревня в Кривичском сельсовете. В 1868 г. деревня Будславской волости Вилейского уезда Виленской губернии, 4 двора, 37 жителей. В 1904 г. в деревне 63 жителя, рядом с деревней одноименное поместье, владение Мицкевича, 36 жителей, 404 десятины земли."
vgd.ru - список дворян Виленской губернии согласно адрес-календаря 1897 года, Вилейский уезд:
Мицкевич, Ан. Венед., фольв. Куликово.
Мицкевич, Викт. Ив., кр., г. Вилейки.
Мицкевич, Георг. Степ., застенок Полосы.
Мицкевич, Ив. Венед., фольв. Куликово.
Мицкевич, Ив. Ксеноф.-Игн., ка., фольв. Бородзин.
Список населённых мест Виленской губернии 1873 года выпуска - То ли в 1861, то ли в 1865 - им. Куликово принадлежало Мицкевичам.
Фольварок Куликово находился недалеко от м. Будслав и включал в свой состав как сам двор с одноименной деревней, так и часть деревни Новосёлки. Всего 34 ревизские души. Про застенок Полосы информации так и не удалось собрать. Фольварок Бородзин был в окрестностях Куренца, но их там несколько, под номерами. Тем более не ясно, когда этотим Бородзином завладели Мицкевичи.
С этими смутными представлениями я попросил у Михаила сфоткать исповедальные ведомости про то самое Куликово плюс Вытрески, всё это входило в Будславскую парафию. И теперь, когда я их просмотрел картина осталась не менее смутной. В имении Куликов в 1865 году проживала семья дворян то ли Ясинских, то ли Ялинским, во главе с Осипом Геронимовичем. Никого из Мицкевичей. Или уже продали, или ещё не купили они это имение, а может за участие в восстании Калиновского - лишились. Или сдавали в аренду, как вариант. Короче, ничего конкретного сказать пока нельзя. В тоже время, в Вытресках нет никого с фамилиями Ржечицкий и Мицкевич. Как оказалось, сами эти Вытрески содержали очень мало католиков. Только Мацейковичевна Анна с Оношков - немного созвучна в фамилии, да и то, по мужу. Теперь совсем всё не понятно. Почему в записи о браке она записана как-будто из Вытресок? И к тому же, там впоследствии и похоронена. Или она начала проживать в Вытресках в период с 1865 по 1870, или за эта время поменяла вероисповедание на католическое, проживая и до 1865 в тех самых Вытресках. Тоже касается и Куликова. Может они православными были, эти Мицкевичи?
С другой стороны, я просил сфотографировать и деревню Капустичи. Так вот в ней нашёл таки дворянина Ржечицкого Осипа Флорьяновича, 32 лет. Но жена - Катерина с Гинтовтов. У него был брат Михаил, 42 лет, женат на Михалине с непонятно кого, но не с Мицкевичев, короче фамилия. Там же был и Гилярий Яцына, - девичья фамилия матери Марцели.
Поиски продолжаются. -
Пока в виде pdf-файла. Потом проработаю получше. Практически все, кто там есть - из Вилейского уезда. Кроме линии Ирины Поклад. Под каждой персоной с нашего уезда указан населённый пункт, в котором проживал или родился человек. Кое-где указаны временные рамки брака. Занесены только непосредственные участники строительства моего днк. Родители некоторых персон требуют проверки, они обозначены тремя вопросительными знаками.
Вложения:
-
Ещё недавно, до шикарнейшего жеста Михаила, я полагал, что о фамилии Пакальский я уже знаю всё. Что Томаш-старший есть родоначальник этой фамилии в границах Вилейского уезда. Что сюда он попал с фамилией Пакалис, а уже сдесь она эвалюционировала до современного вида. Что он имеет балтские корни, а сама фамилия содержит балтский корень "kaln", который на русский переводится "гора, возвышенность, холм", а приставка "pa" эквивалентна русскому "под". И фамилия в смелом приближении соответствует русскому "подгорный". Однако, я малёк ошибся.
Я с нетерпением выкачал то, что нафотографировал Михаил и сперва посмотрел РС за 1850 год. У меня была версия, что если Томаш пришлый, это пришествие должно было случится именно в это время и как-то отразится в ревизии. И вот я листаю страницы, на которых запечатлены имена жителей Половиков и под номером 11 нахожу семью Пакальниса Юстина Петровича, которому не много ни мало 59 лет. Был там и Томаш. Ему 21 год и он живёт с женой, Казимирой Игнатовной Мацко, которой 22. Смешанное чувство разочарования и радости посетило меня. Догадка в этот раз разошлась с реальностью. Но зато я теперь знаю больше о родителях Томаша . Например теперь точно Пакальские имеют именно литовские корни, а не латышские. Пакальнис именно литовская фамилия, которую я уже встречал на территории современной Литвы. Пройдёт пять лет и в метрических записях буковка н редуцируется, введя меня через 160 лет немного в заблуждение и заставит распыляться ещё и на латышей. Кстати, теперь я начинаю смутно представлять откуда ноги растут у Ионоса Пакальниса, захороненного на кладбище в Кривичах. Но по прежнему смутно. Получается у кого-то была связь с исторической родиной, но у кого? Кто эти странные родственники, которые двести лет оставались именно Пакальнисами? Это загадка.
Таким образом, Томаш-старший не первопроходец. А уже существенно коренной. Юстин? - возникает резонный вопрос. Что-то я уже и насчёт него сомневаюсь. Судя по электронному атласу Минской губернии за 1795 год в составе имения Княгинин находился фольварок Покутье и там числилась одна душа. Даже если предположить, что фольварок только-только построили, то Устину в 1795 было только 4 года и он на роль первого не подходит.
Просмотр РС за 1834 показал, что Пакальнисы были в Половиках уже и в 1816, когда проводили предыдущую ревизию. Хотя, просматривая РС им. Сервеч д. Ге(а)девичи в 1850 нашёл семью Хонявок без каких-либо пометок о предшесвовавшем перемещении сюда, а в 1834 их нет и следа. Или данные о перемещениях могут быть не верны?
Короче, большой объём новой информации безусловно, поспособствовал общему прорыву в деле откапывания корней и воскрешения забытых имён, но с новыми ответами появились и новые вопросы, а значит самое интересное ещё впереди.С. Ж. нравится это. -
Мы живём в эпоху буквоедства. Ошибка при написании фамилии сегодня может обернуться большими проблемами. А всего век назад, особенно в крестьянской среде, фамилия могла претерпевать серьёзные метаморфозы без каких-либо последствий для её носителя. Так произошло и с моими Пакальскими.
Семейная "легенда" повествовала о том, что Пакальские берут своё начало от некоего Пакалиса, который строил панский дом в Покутье и был родом откуда-то из Литвы или Латвии. Мои архивные изыскания подтвердили по крайней мере то, что в Половиках действительно жили некие Пакалисы, вернее один, которого от книги к книге величали то Фомой, то Томашем. В браке с Казимирой Мацко у него родилось довольно много детей. В НИАБ Гродно имеются мк Кривичского костёла с 1854 по 1900. Рождения Пакалисов зафиксированы мной начиная с 1855 года.
"Первенец" (в смысле, первый найденный мной ребёнок, могли быть и более ранние рождения) родившийся в 1855 записан как Степан Покалисъ. Канонично. Следующий ребёнок, Игнатий, родившийся в 1856 записан уже как Покализов. Прошёл всего лишь год, и уже фамилия превращается в "первую производную" от фамилии отца. Сын Покалиса - Покалис(з)ов сын. Мало того, что добавляется -ов, так и "с" превращается в "з". Книга - не оригинал, а список, в смысле копия для деканата. Писалась на русском. Не знаю ничего про то, на каком языке написан оригинал. Может на польском. Но всё равно не понятно, почему, если там и было написано, например, Pokalski, в русском варианте это стало Покализов. Даже если оригиналы на польском, почему Pokalis в следующем году превратился в Pokalski? Но идём дальше. В 1859 году появился на свет Казимир Пакалисъ. Прошло три года и фамилия снова прежняя. В 1861 году Людвиг записан уже как Покализов. А через 5 лет, в 1866 году Иосиф был записан как Пекалисов. Если переход между "а" и "о" ещё объясняется различиями в белорусском и русском языках, то с чего бы это вдруг появилось "е". Невнимательное переписывание с оригинала?
70-ые остаются пока не исследоваными. Но в 80-90-ых предки записывались только как Пакальские. Те самые Игнатий, Людвиг, Иосиф, записанные при рождении как Пакалисы (Пакализовы) стали Пакальскими. За одним исключением. В 1890 году в возрасте 70 лет умирает Томаш Пакалисъ. В записях его фамилия именно Пакалисъ. Больше никто не записан в эти годы под такой фамилией. Это даёт мне основания полагать, что он и есть тот Пакалисъ, который что-то строил в Покутье.С. Ж. нравится это. -
Уже больше года занимаюсь изучением своих корней. И за это время успел сделать несколько интересных открытий. Одно из них - современная Мядельщина, которая когда-то частично входила в состав Вилейского уезда, оказалась вдвойне родней мне, чем я думал об этом прежде. Если о предках своей матери я с уверенностью мог сказать, что они там жили, то я совершенно не был готов к тому, что и предки моего отца так же были оттуда, хотя всю свою сознательную жизнь я ассоциировал их с окрестностями Воложина.
По сути, во мне 3/4 крови из Вилейского уезда. 2/3 из этого количества приходится на фамилию Пакальский, которую носили отец и мать моей матери. Я полагал, что они были однофамильцами, однако это оказалось не так. У них, в не очень отдалённом прошлом, был общий предок, что стало для меня ещё одним нежданчиком. Они компактно проживали в деревне Половики, что недалеко от ст. Княгинин. Оставшаяся 1/3 кровей приходиться на фамилию моего отца - Хвалько. Её носители густо заселили деревню Новосёлки, что раньше была возле Мяделя, а теперь вошла в его состав и стала называться улицей Олега Бычка. В радиусе пешей прогулки находятся: Студеница, Некасецк, Моховичи, Мисуны в которых также проживали Хвалько, и я думаю, проживают и по ныне.
Между упомянутыми выше микрорегионами сейчас 20 минут езды на автомобиле. Значит и ранее представители и одной и второй фамилии, не говоря о других, влившихся в них, могли очень легко контактировать друг с другом. Этот факт был осознан мной только недавно. Хвалько и Пакальские раньше для меня существовали на разных глобусах, однако это было ложное представление. То, что казалось глобусами, оказалось половинками чашки Петри.
Более того, неспешно копошась в интернете, узнал, что некие Хвалько из деревни Задубенье, проживали на территории, принадлежащей к кривичской римско-католической парафии, к которой так же принадлежали и Пакальские. Это вообще 10 минут езды, с учётом крайне убогого состояния дорог между этим населёнными пунктами на данный момент. Это даже не чашка Петри, а сингулярность какая-то получается. Остаётся только найти возможные связи Мядельских Хвалько и Задубеньских. Тем более, что как-то скармливая гуглу очередной запрос "мядельщина + Хвалько" случайно напоролся на информацию, что у Максима Танка, который родом из Пильковщины, мать была из Задубенья и звали её Хвалько Домна Ивановна. В этот момент у меня случился когнитивный диссонанс. Беларускi клясiк может оказаться моим далёким родственником.Tulippy, Олег, Сергей Гулецкий и ещё 1-му нравится это.