1. Определить к какому приходу относился интересующий вас населенный пункт проще с помощью Карты православных и униатских приходов
  2. Уважаемый Гость! Генеалогические исследования на нашем портале стали намного удобнее, потому что у нас появился Каталог-навигатор по фамилиям Вилейского уезда. Обновление этого каталога происходит постоянно, и Вы тоже можете в этом помочь. Подробности здесь.
  3. Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!

Хатутичи/Хотутичи

Тема в разделе "Ошмянский уезд", создана пользователем dzmiter, 10 дек 2018.

  1. dzmiter

    dzmiter Местный

    Регистрация:
    8 дек 2018
    Сообщения:
    31
    Фото & Видео:
    1
    Альбомы:
    1
    Симпатии:
    39
    Ищу:
    Шейман, Костюкевич, Берег
    География поисков:
    Городея, Подлесье, Большая Лысица, Щоново, Мокрово
    Хатутичи
    Назва (бел.)
    Хатуцічы
    Название (рус.)
    Хатутичи
    Варыянты
    Хотутичи
    Раён
    Маладзечанскі
    Павет (XVIII ст.)
    Ашменскі
    Маёнтак (XVIII ст.)
    Маркава
    Уласнік (XVIII ст.)
    дзярж.
    Парафія (XVIII ст.)
    Маркава
    Имение (до 1863 г.)
    Марково
    Владелец (XIX в.)
    Государство
    Приход (прав., XIX в.)
    Марково
    Уезд
    Ошмянский
    Волость
    Беницкая
    Приход (прав., нач. XX в.)
    Марково
    Тип
    Деревня
    Сельсовет (1981 г.)
    Лебедевский
    Сельсовет (2011 г.)
    Лебедевский

    Источник информации: https://helper.archonline.by/#

    Наличие метрических книг Марковской приходской церкви по годам хранящихся в Национальном историческом архиве Беларуси в г. Гродно см. во вложенном файле
     

    Вложения:

    #1 dzmiter, 10 дек 2018
    Последнее редактирование: 12 дек 2018
    Михаил нравится это.
  2. dzmiter

    dzmiter Местный

    Регистрация:
    8 дек 2018
    Сообщения:
    31
    Фото & Видео:
    1
    Альбомы:
    1
    Симпатии:
    39
    Ищу:
    Шейман, Костюкевич, Берег
    География поисков:
    Городея, Подлесье, Большая Лысица, Щоново, Мокрово
    Копаясь в бездонном море интернета набрёл на интересную статью воспоминание о переселенцах из Хатутич в Сибирь. Я выбрал из неё наиболее интересные моменты с точки зрения краеведения и генеалогии. С полной версией можно ознакомиться тут https://vk.com/wall-68971768_92593

    ЖИЛА- БЫЛА ДЕРЕВНЯ
    Как родилось и умерло Залесье.
    Автор: Александр ГРИГОРЕНКО
    ........
    По царскому указу

    «Мой дед, Монид Егор Яковлевич, рассказывал нам в 1943 году, как тридцать смелых мужиков: братья Демеши, Михалковы, Сорока, Пасынок, Бобрик, Оверченко, Осипович, Прохоренко, Казакевич, Асташкевич, Наследние, Монид – решили поехать на постоянное жительство в Сибирь из деревни Хатутичи Виленской губернии в Белоруссии в 1907 году.

    Деревня Хатутичи была большой. По выходным дням народ собирался на базарной площади: кто пел, кто играл на гармошке, балалайке, а кто просто приходил послушать пение и посмотреть пляски.

    Однажды базарные выступления прервал местный урядник, он огласил царский указ. В этом указе говорилось, что кто пожелает поехать на постоянное жительство в Сибирь, будет обеспечен бесплатный проезд до места, дана земля, лес на строительство дома, хозяйственный инвентарь: плуги, бороны. Каждая семья будет обеспечена деньгами на покупку одной коровы, двух лошадей, зерновыми для посева. Будет разрешено рубить лес для строительства домов, хозяйственных построек, заготовки дров. А на месте прибытия обещали дать топоры, колуны, пилы для продольного и поперечного распила, столярный инструмент, скобы и гвозди. Сначала должны были ехать одни мужики… Как только будет построена новая деревня, приедут семьи, проезд им будет бесплатный.

    В то время в Белоруссии земля в основном принадлежала помещикам и богатым купцам. У деда, как и у других сельчан, своей земли было мало и делить между сыновьями было нечего. Детей у деда было трое: дочь и два сына. У сыновей было два пути: первый – в батраки, второй – если повезет, в примаки, т.е. жениться на девице и жить в ее доме. Поэтому, поразмыслив, дед решил рискнуть и поехать в Сибирь.

    По дороге, а путь был долгим, выбрали старосту деревни. Им оказался старший брат Демеш. Братья Демеши были мастера на все руки. Они умели делать деревянные колеса для телег, сани, хомуты. Братья Бобрик были умельцами по изготовлению сбруи и дуг. Мой дед был хорошим портным. Он кроил и шил верхнюю одежду, пиджаки, полушубки, тулупы, меховые штаны и прочую одежду. Братья Наследник были хорошими бондарями, делали кадушки любых размеров, ушаты, шайки для мытья в бани. Братья Михалковы были мастерами по столярному делу. Братья Осиповы были замечательными печниками. Братья Сорока занимались изготовлением ручных прялок и ткацких станков. У нас в деревне ткацкие станки назывались кресны, а прялки назывались коловорот.

    И вот в мае 1908 года приехали эти умельцы на станцию Иланская с тридцатью подводами, груженными сельскохозяйственным инвентарем и провиантом. Привезли картошку на еду и на посев, зерновые: овес, ячмень, рожь…

    Вот мужики осмотрелись, походили вокруг и выбрали место для строительства деревни на небольшой возвышенности. Определили ширину улицы –примерно сто метров. Мужики разделились на три группы по десять человек. Стали строить три землянки, расчистили площадь для строительства деревни. После того как земля была расчищена от леса, каждый выбрал на свой вкус место для усадьбы. Для каждой усадьбы наметили место, равное 0,9 га. Место выбиралось не только для самого хозяина, но и для подрастающих сыновей. Мой дед застолбил место для моего отца напротив своего дома.

    Одновременно со строительством корчевали лес и распахивали поляны для посева зерновых и картофеля. За первое лето расчистили место для деревни, заготовили мох, тесали бревна для строительства домов. Работали от восхода солнца до захода. Работы было очень много. Толстую сосну, не менее пятидесяти сантиметров в отрубе, опиливали с двух сторон, получалось типа бруса, это шло на строительство домов и амбаров. А опил, типа горбылей, шел на устройство изгородей и заборов.

    Коринки

    Общим согласием постановили до конца строительства деревни жить коммуной. Деревню решили назвать Залесье. Поздней осенью приступили к строительству усадьбы. Каждая землянка, состоящая из десяти человек, отрывала десять березовых коринок. На одной коринке ставили крестик угольком, как метку. Все десять коринок складывали в шапку, перемешивали и вынимали по очереди. Кто вытаскивал коринку с крестиком, тому и ставили избу первому. Общим согласием решали, каких размеров будет изба, а амбар, хлев для скотины, баню рубили одну на три хозяина…

    Расчищали площади под зерновые. Участки полей были под номерами. Как при строительстве изб, так и при наделе земли использовали березовые коринки. Объем земельного надела был не менее двадцати десятин… После раздела земли стали вызывать семьи из Хатутичей. На станции Иланская каждый хозяин встречал свою семью на собственной телеге. По приезде семей все дружно взялись за работу. За короткое время деревня стала зажиточной. Селяне стали покупать сеялки, косилки, жнейки, молотилки на три хозяина в складчину…
    ......После того как деревня была уже построена и наделы земельные были распределены, приехали еще две семьи: Шереметьевы и Казакевичи. Обустраиваться в деревне не захотели, построили свои хутора.
     
    феликс, Bander, Влада и ещё 1-му нравится это.
  3. dzmiter

    dzmiter Местный

    Регистрация:
    8 дек 2018
    Сообщения:
    31
    Фото & Видео:
    1
    Альбомы:
    1
    Симпатии:
    39
    Ищу:
    Шейман, Костюкевич, Берег
    География поисков:
    Городея, Подлесье, Большая Лысица, Щоново, Мокрово
    В продолжении предыдущего поста даю сигнатуры на архивные дела Государственного архива Красноярского края касающиеся обустройства переселенцев из Хатутичей и окрестностей в с.Залесье , Иланской вол. Канского уезда

    Ф.595 Оп.30 Д.379 Дело об образовании Залесьевского сельского общества Канского уезда

    Ф.929 Оп.1 Д.15 Циркуляры вышестоящих ведомственных организаций, присланные для руководства и сведения. Приговоры сходов граждан Залесьевского, Иланского, Копейкинского сельских обществ Канского уезда об отпуске леса для постройки хлебозапасного магазина, школьного здания, жилого 4-х квартирного дома для учителей. План построек

    Ф.930 Оп.1 Д.37 Переписка с Енисейской казённой палатой о зачислении переселенцев на участок Тюльково и в Залесьевское сельское общество Устьянской волости. Посемейные списки переселенцев из губерний России, заселивших участок

    Ф.930 Оп.1 Д.73 Приговоры сходов граждан Архангельского и Залесьевского сельских обществ о назначении опекунства над Кисляковыми Акулиной, Марией и Михаилом

    Ф.938 Оп.1 Д.14 Приговор крестьян Залесьевского сельского схода о выделении земельной доли. Переписка с Енисейской казённой палатой, залесьевским сельским старостой о зачислении и исключении граждан из переселенческого участка. Прошения переселенцев д. Залесье о выделении денежной ссуды.

    Ф.Р-839 Оп.1 Д.76 Дело по иску гражданина деревни Залесье, Устьянского района, Канского уезда Сорока Ивана к брату той же деревни, района и уезда Сорока Антону о захвате религии

    Из всех вышеперечисленных дел, только одно (Ф.938 Оп.1 Д.14) пока оцифровано и доступно в онлайн режиме.