ЛГИА 378.75.2522 О русском языке в костёлах. 1867. 116л. 378.75.2525 Об обычаях стрельбы при костёлах из орудий во время торжественных праздников. 1867. 21л. 378.75.2527 Об обычаях троекратных перезвонов в костёлах. 1867. 5 л. 378.75.2546 О надмогильных надписях на римско-католических кладбищах. 1868. 3л.
Отпишитесь, кто знает. Православная церковь, 1860-е. Супружеской паре вроде бы запрещается быть крёстными у одного и того же ребёнка. Это сейчас есть отступления от канонов. А на то время кум с кумой абсолютно точно не являются мужем и женой? Могли ли быть исключения? В моём случае у супружеской пары на момент их предположительно совместного кумовства точно двое детей – лет 14-ти и 10-ти. Просто кума – гипотетическая кандидатка в жёны на основании совпадения имени, фамилии, года рождения и деревни (по факту записи о смерти в МК и данных из РС 1858 года). В РС отчество не указано, а у восприемницы оно общее с умершей в 80-е. Метрики о бракосочетании и рождении детей не сохранились.
Может я, и ошибаюсь, но не помню такого требования в каноне. Тем более, на все есть духовный и практический смысл. Инбридинг это плохо, поэтому супругам запрещено иметь связь плотскую или духовную на 4 поколения. Таким образом, взять в супруги родственника духовного родителя (восприемника) нельзя также как и родственника плотского родителя. Но ограничивать поле выбора возможных супружеских пар тоже плохо. Поэтому супругов брали в соседних деревнях, а в восприемники обычно брали родственника первой-второй, реже третьей, линии со стороны каждого из супругов. Т.е. братья/сестры, дядьки/тетки, племянницы/племянники, двоюродные братья/сестры, дядьки/тетки и племянницы/племянники. Поскольку, брак все равно уже запрещен по плотской линии. При крещении родственники супругов приобрели духовное родство, и жениться друг с другом могли также как и брат с сестрой. С другой стороны если крестят уже супруги, то для них ничего не меняется, кроме плоской близости они приобретают еще и духовную, но с практической точки зрения это не выгодно. Смысл крестных родителей в том, что если с настоящими родителями что-то происходит, крестные берут ответственность за ребенка на себя. Естественно, две разные семьи в два раза лучше, чем одна. Другое дело, что все можно было обойти. На браки между духовными родственниками смотрели явно по-другому, чем между родственниками плотскими. Кто в МК полезет смотреть духовное родство восприемников? Более того, если священник не хотел совершать обряд между малолетними или даже кровными всегда можно обратиться с архиепископу. «По крайней нужде обращаюсь, а батюшка имярек обряд совершать не хочет, а очень нужно…» И, представите себе, прошение нередко удовлетворяли. Могли, но исключительно редко. Дворян касалась в меньше степени. Только вчера встретил запись о восприемниках: «дворянин, кавалер и т.п, сын его, дочка его и ее (дочки) мамка». Показать?
blackash, благодарю за развёрнутый ответ по теме, в которой, увы мне, я откровенно невежественен. Ваша помощь помогла мне по конкретному эпизоду из двух вариантов отодвинуть в сторону маловероятный. А позже удалось найти подтверждения в пользу оставшегося. Спасибо.
ЛГИА 378.78.134 Об учреждении при церквях ночных караулов. 1871 г. 25 л. 378.78.802 Об устройстве алтарей в Римско-католических костёлах. 1870 г., 3л.
На ўзроўні дрэннай прыкметы. Яна і ў нашыя часы ёсць - "нельга шлюбным быць кумамі, бо бог аднога прыбярэ"
ЛГИА 378.79.1342 О разъяснении евреям через их раввинов, что посещение еврейским юношеством училищ в субботние дни не нарушает религиозных прав их веры, 1872 г., 43 л.
Вопрос у меня пограничный между религиозной жизнью и экономической. Каким образом священник униатской церкви получал свой надел? И мог ли он его получить вместе с крепостными?
Когда кто-то, землевладелец, решал построить у себя церковь, он вроде бы должен был обратиться в церковные органы, дабы они благословили сие. Это во-первых, а во-вторых всё бремя финансирования ложилось на него же ну и кто-то мог добавить денег или другого рода капиталов ещё. Плюс, помимо финансирования постройки здания церкви, землевладелец, как правило, выделял кусок земли из своих угодий под плебань, где должен был жить настоятель будущего храма. Размер зависел от состояния землевладельца, но насколько я помню, по тем фундушам, что видел, это была в основном 1 или 2 волоки. Плюс, часто, и 1 - 2 семьи крестьян на них, для того, чтобы это всё обрабатывать. Земля и крестьяне становились церковными, закреплялись за приходом. Настоятель жил с доходов получаемых с этого участка и крестьян. Как минимум. Всё это прописывалось в фундушевой записи, юридическом документе, который запечатывал на бумаге сей процесс. Копии вносились в гродские книги того повета, в котором находился приход. В трибунальные тоже наверное что-то могли внести, если ранг фундатора был высоким. Дополнительно в фундуше мог быть указан размер денежного "довольствия", получаемого настоятелем ежегодно от землевладельца. Т.е. землевладелец мог по своей доброй воле обязываться ещё и какое-то количество денег давать настоятелю ежегодно. Плюс, могли оговариваться вопросы изъятия десятины в пользу прихода с имения землевладельца. Ну и в последствии фундуш мог дополняться. Например, новые владельцы имения, через лет 100 после образования прихода занимались починкой здания храма и докидывали земли или крестьян приходу. Итого. Земля и крестьяне записывались приходу. Священник был лишь пользователем.
Надзел у асабістае карыстанне святару называўся бенефіцыя, а не фундуш, пра які таварыш вышэй расказаў. Бенефіцыю маглі даць святару (і не толькі яму) за сумленную і доўгатэрміновую службу. P.S Вы ж пра Радашкоўскіх братоў-святароў пытаецеся? Мог бацька-дзед аставіць якраз з такой бенефіцыі. Ну, ці яны былі з мясцовай шляхты,як варыянт
Ужо абмяркоўвалі гэтае пытанне з Вамі. Сустракаў толькі царкоўныя надзелы, якія адносіліся да царквы, а святары ў іх "прыходзілі і ўходзілі". Падобныя фундушавыя запісы не редкі ў першых РС да 1816 г. і затым ў дадатковых РС да 1839 г. - разгрому/пагрому грэка-каталіцкай царквы ўладамі Імперыі. Аб бенефіцыях святарам "не ў курсе". Пэўна бенефіцыямі не раскідываліся? Звычайна уніяцкія святары былі з шляхты: Дастаеўскія, Барычэўскія ... Больш прозвішч і матэрыялу аб тым можна чытаць: Щеглов Г. Знаменитые выпускники Минской духовной семинарии. — Жировичи, 2016 г. (Ёсць у інтэрнеце). Можа Радашковіцкія там будуць, калі іх дзеці перайшлі на службу ў Маскоўскую ПЦ.
Думаю, усё ж шляхетства - гэта не абавязковая ўмова святарства) Да 1840-ых, калі царкоўныя маёнткі/надзелы былі секулярызаваныя дзяржавай: ""В губерниях Витебской, Гродненской, Могилёвской, Виленской и Минской, Белостокском крае, а также Подолии и Волыни земли архиерейских домов и монастырей были секуляризованы указом от 25 декабря 1841 года, а земли приходов по указу от 10 мая 1843 года.""
Это называлось "аннуата". Вот недавно смотрел в НИАБе пару дел на эту тему по Илье. После конфискации имения у Радзишевских в казну в 1831 году, в Илью приехал командированный чиновник, занявшийся люстрацией имения. И ему настоятель Ильского костёла кс. Заусцинский предоставил документы, по которым ещё Соллогубы в 1773 году утвердили костёлу ежегодную аннуату. Хозяева имения сменились уже несколько раз, а аннуата продолжала действовать. Новый управляющий имением тоже подтвердил её и все 1830-е годы выплачивал Заусцинскому пособие: частью наличными деньгами, а частью - зерном. Даже расписки в деле имеются.
Пра ўмовы нячога не казалася, гаворка ішла аб статысцыцы. Тут прасцей за ўсё зазірнуць у даведнік Шчаглова па святарам - у большасці з збяднелай шляхты будуць, нават калі Шчаглов і забывае аб гэтым паведаміць у біяграфіі аб кім с выпускнікоў семінарыі, как, напрыклад, па Барычэўскаму І. П. . А да таго, акрамя выпускнікоў семінарыі, і шмат іншых грэка-каталіцкіх, а затым Маскоўскай ПЦ шляціцаў-святароў было. З такіх шляхетна-святарскіх дынастыі былі Дастаеўскі Ф. М., Баршчэўскі - аўтар "Шляхціца Завальні" і шмат іншых выбітных асоб. Але, сапраўды, неабавязкова што з шляхты. Вось і дзед маёй бабушкі, Тярентій Ганчарэнка, быў святаром праваслаўным у г. Тыраспале/Тирасполе. Ён паходзіў па саслоўю з казакоў украінскіх. Толькі, то была ўжо другая палова 19 ст. у РІ.
Подскажите, пожалуйста, какие костелы в Воложинском районе не были закрыты и продолжали работать в 1970х, кроме костела в Вишнево? Спасибо.