Добрый день! Попадались ли кому-нибудь случаи, чтобы после кочнины главы семейства (у которого были сыновья и дочь) жена-вдова повторно выходила замуж за крестьянина из другого имения, уходила к нему с дочерью, а сыновья (достаточно маленького возраста) оставались в прежнем имении, при этом их усыновил дядя?
Нет.Есть несколько случаев, когда после нового замужества женщина забирала всех несовершеннолетних детей с собой - очень сложно отследить такое. А потом взрослые дети опять появлялись в деревни отца. Есть случаи,когда незаконнорожденные после совершеннолетия переезжали в деревню в двор рядом с крестным и отчество и имя крестного соврадало( конец 19-нач.20го века).Есть свидетельство родственников,что отец незаконнорожденного был записан крестеным.
Собственно, это наш с Максимом совместный вопрос. Уточню важное, что время действия начало XIX века. Имения принадлежат разным владельцам и они не родственники, насколько мы понимаем.
Цены 1914 года от оценщика. Ножная швейная машинка - 100 руб. Конь серый 6 лет - 200 руб. https://eais.archyvai.lt/repo-ext/view/267866792
Интересное и достаточно разностороннее по фактам и примерам описание крестьянского и местечкового быта: "Местечко Глубокое и его жители на фоне эпохи: XVIII – первая треть ХХ в", стр. 46-91 В книге: Глубокое: память о еврейском местечке http://sefercenter.org/Glubokoe_light.pdf Вот один из характерных фактов в реализации Российской империей классической колониальной политики в Северо-Западных колониях. В данном случае - местечко Глубокое Диснейского уезда Виленской губернии: Стр. 61: "В 1874 г. православные крестьяне м. Глубокого добивались распространения на них льгот, какими пользовались православные русские поселенцы в Северо-Западном крае. В своем прошении на имя виленского генерал-губернатора представители глубокских жителей Андрей Сивко, Семен Лавринович, Николай Филипович, Петр Пашкович, Данила Шевченок, Иван Завадский, Юрий Богданович и Василий Зезюля отмечали: «В 1865 г. мы просители получили надел казенной земли в м. Глубоком, мы православного исповедания из местных крестьян Глубокской волости родом. Осмеливаемся утруждать Ваше Высокопревосходительство покорнейшею просьбою о предоставлении нам как православным льгот, которыми пользуются русские поселенцы»/70/. Будучи насильственно переведенными из мещан в крестьяне, а также из униатов в православные, жители м. Глубокого пытались из этого извлечь хоть какую-либо пользу для себя." /70/ ЛГИА. Ф. 378. Общий отдел, 1874 год. Ед. хр. 826
В. Ф. Голубеў " СЕЛЬСКАЯ АБШЧЫНА Ў БЕЛАРУСІ ХVІ-ХVIII стст. " Беларуская навука, 2008 г. / Голубев "Сельская община в Беларуси в ХVІ-ХVIII вв." (Язык белорусский). Дадзеная манаграфія – гэта першае даследаванне становішча сялянскай абшчыны ва ўсіх відах феад альнага землеўладання на тэрыторыі Беларусі ў ХVІ-ХVIII стст. Паказана становішча абшчыны ў розных рэгіёнах Беларусі, вызначаны агульныя тэнд энцыі і асаблівасц і развіцця ў дзяржаўных, прыватных і царкоўных уладаннях. Разгледжаны асноўныя функцыі грамады як інстытута сялянскай самаарганізацыі, службовых асоб грамады, яе адносіны з землеўласнікамі. https://t.me/uezdy/24109/34591
Нашёл вот про быт белорусских крестьян: Белорусский сборник : Вып. 1-9 / Е. Романов Быт белорусса; Словарь условных языков
Янчук, Николай Андреевич (1859-1921). По Минской губернии : (заметки из поездки в 1886 году) / Н. Янчук. - Москва : Тип. А. Левенсон и К°, 1889. -29, 130 с., 10 с. нот. ; 23 см. - . 1. Россия - Беларусь: из истории взаимоотношений (коллекция). 2. Минская губерния -- Описание и путешествия русские -- 19 в.. ББК 63.3(28-8Мин)5,013 https://www.prlib.ru/item/437605
А в pdf или djvu нет? С сайта билиотеки читать не удобно, а книжка, по началу, стоящая. Я такие люблю.
Профессор Сергей Токть и известный краевед Андрей Вашкевич предлагают нам захватывающее путешествие в мир белорусского крестьянина середины ХІХ века, а именно в 1840—1850-е годы — двадцатилетие перед отменой крепостного права, периода, на который, кстати, приходится взросление будущих участников восстания Кастуся Калиновского. Тем более интересным является тот факт, что авторы рассказывают о Гродненщине, на территории которой в 1838 году родился Константин. Так что, эпидемии и климатические аномалии, описанные в книге, непосредственным образом затронули и его. Книга притягивает внимание уже самым названием — «Холод, голод и зараза: климатические аномалии, эпидемии и социум в Беларуси в 40—50-е годы ХІХ века». Она ценна прежде всего тем, что написана на материалах, хранящихся в Национальном историческом архиве в Гродно. Это позволило авторам существенно детализировать картину, а иногда создать образы микроистории. Книга состоит из двух частей. В первой авторы ищут ответ на вопрос, что послужило причиной значительного сокращения населения и возможно ли было каким-то образом уменьшить потери. Во второй предпринята попытка нарисовать картину состояния белорусского общества под крепостничеством.
Теперь и у нас есть. Спасибо за информацию. Книжка прикольная. http://vilejski-uezd.by/resources/p...odu-n-janchuk-moskva-tip-a-levenson-i-k.1274/
Если кого-то интересует народный костюм по Вилейскому уезду ( а так же Игуменскомий уезд и по Новогрудчине, Лидчине и Логойщине) - обращайтесь. Я как раз занимаюсь реконструкцией - шью себе женский костюм Вилейского района. Сразу хочу отметить, что то что вы увидите в сети и книге М. Романюка "Беларускае народнае адзенне" - https://knihi.com/Michas_Ramaniuk/Bielaruskaje_narodnaje_adziennie.html# - это лишь верхушка айберга. В настоящее время земли, которые входили в Вилейский повет/уезд, находяться в составе Вилейского, Мядельского, Молодеченского и Воложинского районов. На основе музейных экспонатов и литературы, я выделили три типа костюма, которые отличались по крою и декоративной отделке друг от друга: Вилейский, Молодечно-Радошковичский и Воложинский. У Романюка это все один тип - Вилейский. Итак по женскому костюму, все три типа состоят из рубахи, гарсэта, юбки (спадница или андарак) и фартук. Пояс - не обязательно. Головной убор девуше - платок, замужних дам - каптур и поверх платок. У всех трех типов отличаются декоративная отделка рубах, крой и отделка гарсэтов, отделка фартуков и расцветка юбок. По мужскому костюму - рубаха, штаны/порты, пояс, безрукавка. Тоже есть различия в декоративной отделке рубах.
Это хорошо, но не понятно: 1. Каких годов, какого века? 2. Какого состовия: крестьяне, мещане, рабочие? 3. Какого сезона: зимний/летний? 4. Какого статуса: выходной, повседневний, домашний, рабочий? 5. На какой возраст? P.S. В одежде не разбираюсь. Не отличу прусский, литовский, латский, латгальский, польский или русский от беларусского народного костюма.
Реально сохранившиеся народные( костюмы сельских жителей) костюмы - это конец XIX - до 1939 года. Летний и зимний сезоны отличались наличием дополнительной одежды к базе. Повседневный, домашний и рабочий - это упрощенная форма, как правило без декора и из более грубых тканей от праздничного...Что вы относите к понятию "выходной"? Возраст - взрослые, детский - это тот же крой, что и у взрослого, но с другой вышивкой для праздничного. Мещане и рабочие - это условной "городской костюм". Надо отметить, что все регионы западнее Минска и вокруг городов в конце ХIХго века очень быстро перенимали "городскую" моду, в том числе и вышивку из альбомов для вышивания. В Беларуси более 40 видов региональных народных костюмов. В Национальном художественном музее Минска до 12.12.2023 проходит выставка народного костюма Беларуси - это 96 манекенов, но не все регионы. к сожалению. Для выставки были собраны фонды Национального художественного музея, музея Академии наук и более 10 музеев и домов ремесел из разных регионов Беларуси. По Вилейскому повету стоит один манекен с женским костюмом - подписан Молодеченский район - это общая подпись, не отдельно по вещам. Фартук с Воложинского, рубаха с Вилейского. Каптур на Вилейский будет с другими лентами и юбка в сине-бело-желтой, серо-сереневой. сине-серой гамме На 3-ем фото как раз Воложинский район имение Вялое - фото графа Бенедикта Тышкевича 1899 год По Вилейскому району думаю надо отдельный пост
Ижа вероятно да - есть информация по Королевцам, это рядом... Свирь и Войстом - По этой части детально ничего нет в литературе. В Свире есть краеведческий музей в школе - надо смотреть, что там есть по вышивке.и текстилю + надо фото указанных населенных пунктов 1980-1939 годов с людьми в нац.строях тогда можно будет сказать точно. Так же надо съездить в Комарово - у них вроде тоже в агрокомплексе было что-то по народному быту. В музеях Минска, в Строчицах и Раубичах костюмов, на указанный вами регион, нет. По общим описаниям до Вильни помимо юбки (андарка/спадніцы) и рубахи всегда был каптур и гарсэт, но какого кроя. рубаха и гарсэт, какого цвета юбка, каптур и гарсэт, какая вышивка на женской и мужской рубахах- ничего сказать не могу. В Мядельском музее выставлены два костюма с совершенно не характерной вышивкой для всего Вилейского повета, даже сотрудница Вилейского музея выразила своё недоумение по поводу этих костюмов. Там вопрос - эти костюмы музей получил из областных фондов, они местные или они от переселенцев... С 1921 года в Вильне действовал беларуский музей Луцевича. В 1921-39 его сотрудники проводили этнографические экспедиции по Виленской губернии. В 1944 музей расформировали и большая часть коллекции осталась в Литве. Так, что если кто-то в Вильне, то имеет смысл писать запросы в Нац.художественный и Нац.исторический - пока не нашла информацию куда точно попала этнографическая коллекция....а еще там были печати полоцких князей, доспехи, монеты, картины, иконы и др....и это все беларуским музеям было не надо - да их приглашали при расформировании и они отказались
На карте нанесла примерные!!! контуры распространения строев. Изучаю дальше - это не константа. Если у кого-то есть фото с людьми в народных костюмах нач. ХХ-го века по данному региону - присылайте в личку с пометкой деревни. Буду очень благодарна и это поможет дальнейшему определению границ. Так же пока такая информация по Вилейскому строю. Сейчас вышиваю фартук и рубаху. Процесс не быстрый и качество покупного льна по ровности ниток в ткани в разы хуже, чем было в начале ХХго века. По шляхте (был вопрос в личку) - я занимаюсь реконструкцией шляхетного костюма 17-18 века уже лет 15 - там мне все понятно и могу сшить.
Артыкул Ларысы Мятлеўскай "Рэканструкцыя вілейскага строя". Крыніца: Культурны ландшафт Вiлейшчыны: матэрыялы Вілейскай рэгіянальнай навукова-практычнай канферэнцыі, Вілейка, 26-27 ліпеня 2003 года. Мінск: Мінсктыппраект, 2004.