Сложная схема получается Да, но при этом жили по новому. Я когда изучал МК Смиловичской униатской церкви 18 века обратил на одну деталь. В некоторых годах переход между годами проходил в "режиме реального времени"; например здесь: 20 декабря это еще 1759 год (самая нижняя строка на левой странице), а 21 декабря -- уже 1760 год (самая верхняя строка правой стороны) Или например здесь: на правой стороне (5-я и 6-я записи), 22 декабря 1765 и 27 декабря 1766 Единственное не понятно все же когда у него (священника) то год то начинался в декабре
К слову, пересматривал свои записи. В ЛГИА есть следующее дело: 604-7-324 Дело о воспрещении крестьянам именования двумя-тремя прозваниями 1844 г. Надо бы при случае посмотреть (правда судя по фонду здесь речь видимо будет в первую очередь про католиков)
Шаноўныя калегi, можа хто грунтоўна растлумача цi падзелiцца спасылкай на адпаведную лiтаратуру: як адбываўся пераход з зямян (ziemianie) у цяглых сялян (ciągli) у часы Рэчы Паспалiтай (у другой палове 18 ст.) на землях ВКЛ (Ашмянскi пав.)? Такое адбылося з маiмi продкамi.
Не думаю, што зямяне па сваiм жаданнi пераходзiлi.. А цiкавiць, чаму чалавека и яго сям'ю пераводзiлi. Якiя маглi быць прычыны? Ну, i юрыдычныя працэдуры, безумоўна. Гэта ж неяк праводзiлася па дакументах. Цi то мусiла быць рашэнне магната, цi нейкага суда. А калi так, то чаму?
Ну як пераводзілі- збяднелі, згубілі зямлю, сталі цяглымі (замест чыншу сталі адбываць павіннасці). Усё ж гэта не шляхта, каб яе куда-небудзь пераводзілі
Тут правда про бояр и Полоцкое воеводство, да и период конец 16 в.: Варонін А.В. Рэестр путных баяр Полацкага ваяводства 1585 г. (книга есть в интернете) Как бояре попадали в собственность к частным владельцам и пытались отстоять личную свободу, а также свои права землю - со стр.6. Некоторым удавалось, большинству нет. Возможно по земянам была похожая ситуация.
Земяне в 18 веке так и растворились. Богатые в шляхте, бедные в крестьянах. Ключевое в 18 веке, т.к немного некорректно сравнивать 16 и 18 век.
Не знаю в какую тему положить. Пусть пока будет в этой. Хозяйке на заметку Тихо сижу <s>починяю примус</s> смотрю МК и ИВ казенного села Калицина Старицкого уезда Тверской губернии. Фамилий в МК не писали до 189х годов, поэтому ориентиры: имя, отчество, примерный год. (Удобно - в МК писали в восприемниках или свидетелях: брат, сестра, сын, отец etc. Неудобно - искать какие они фамилии потом приобрели). В ИВ 1860 и 1850 – необходимые люди есть. В 1840 – нет. В 1834 – нет. Странно. Думаю, наверно их в село перевели. Значит надо в РС. В РС 1850 года они есть, но без пометок. РС 1834 года сходу не находится. Печально. И где их искать? Может в деревнях прихода есть похожие? Нет, ничего не находится. По три раза посмотрел. Случайно взглянул на следующий приход. Внезапно. «Старицкого духовного правления Села Калицино». Ха-ха. Два раза не повторяю, не повторяю. Ан нет, ИВ той же церкви, но священник другой. Необходимые люди нашлись, копаем дальше… Но, черт возьми, Холмс, как? ДВА священника в ОДНОЙ церкви. Одна МК, но две ИВ. Как они крестили или отпевали? Это твой - иди его крести, а это мой – я его отпою? Или это были два помещения, но как бы одна церковь? Как? Есть идеи?
Село большое, возможно. В одного священника не получалось всех обслужить. Вот в две смены и работали. Но вот то, что там отсутствуют фамилии - это жесть. Тут и с фамилиями бывает не разобрать кто откуда куда.
Не могу ответить на ваш вопрос, но поделюсь своим опытом. В моем селе Новгородской губернии два погоста Ивановский и Никольский, и в каждом погосте две церкви летняя и зимняя. В каждом погосте свои Метрики (одна метрика общая на две церкви). К сожалению, священников не записывала. Я сначала нашла в метриках одного погоста жителей своей деревни, стала переписывать (фамилий-то нет, писала всех). Нашла кое-кого из своих, например есть метрика смерти, а рождения нет, и наоборот. Открыла метрики второго погоста, а там как раз недостающие записи. Нашлись ИВ (1860ые и 1830ые) только Ивановского погоста, и просто каким-то чудом там были записаны именно мои предки и пару соседей (соответственно все остальные соседи должны быть в ИВ в Никольского погоста, а книг нет в архивах). Я себе объясняю, что крестьяне ходили в один погост (например из-за помещика), а соседи в этой же деревне, но другого помещика, ходили во второй погост. А вот почему они пошли отпевать не в свою церковь, или наоборот крестить - тоже мне неясно. Восприемников в моем случае не подписывали, без фамилий остается только гадать, кто это был. Помогало имя помещика, например временно обязанные такого-то.
Ну, нет. Приход стандартный на 1860 год в районе 2 тысяч человек. Как в тех же Радошковичах. Дело в том, что такое творилось с 1825 по 1840 год. Поделили они его, надо сказать, почти поровну. Когда людей было меньше. То есть меньше людей двое не справляются, а стало больше и один сойдет? Не сходится. Как говорит молодёжь "норм". Село, имя, отчество, год, восприемники - вполне себе отслеживается. МК, ИВ, РС почти полностью аж до первых ревизий. ИВ с шагом в 10 лет (иногда чаще). Лепота. Забавно, что не только прихожане без фамилий, священники тоже без них. Такое ощущение - "Зачем нам фамилии? И без них нам комфортно!". Иногда я думаю, что фамилии только запутывают дело. Особенно если их свободно меняют. Примак берет фамилию тестя, потом бросает ее, берет свою фамилию, его сын уходит в примаки... А несовпадение фамилий в РС и МК? А когда, как в Брагине, например, священник пишет у Георгия родился сын Федор и все. Ни фамилии, ни отчества, ни деревни, ни жены, ни восприемников... Вот, подозреваю, у меня с Заславлем также. Такое ощущение, что люди из моих деревень только женились, изредка рождались и не умирали. Изредка их вылавливаешь в Рогово или тех же Радошковичах. Может быть все проще. Брачный обыск подписывал (да и писал) помещик. Куда он и его люди были приписаны, туда и следовал обыск. Рождения/смерти в ближайшую/удобную/"так захотелось" церковь. Рождения/смерти случаются значительно чаще, чем свадьбы. Вообще? Печально. Вот еще, что заметил. В Твери/Москве запись о женитьбе в приходе жениха, а не невесты как в Вилейке. Невероятно экономит время.
Я посмотрела фото, что я делала в архиве, по моим церквям у священников у всех есть фамилии, да и крестьяне иногда встречаются с фамилиями. У меня у прадедов/прабабок у всех фамилии именные: Романовы, Михайловы, Осиповы, Тарасовы, Илларионовы... Я уже предвкушаю, что в метриках все предки будут без фамилий.... А вот с прапрадедом из Новгородской губернии интересно получилось, он сам в 1900м Петр Васильевич Васильев, его отец оказался Василий Васильев, и дед Василий Васильев, вот уж истинные Васильевы. Что касается браков, то по Новгородской губернии также: запись в приходе жениха, то же самое у молдован, ну по крайне мере с теми метриками, что я работала...
Все от времени зависит. По Московской и Тверской губерниям примерно к 70 годам начинают появляться фамилии у клира, к 80 у казенных крестьян (иногда раньше, но интересно, что в один год может быть с фамилией, потом без, потом с фамилией) потом у всех остальных. При этом на Полтаве фамилии аж с 17 века прям с Андрусовского перемирия. Золотоноша - Черкасы - Очаков - Чернигов в приходе жены. С Очаковом несколько сложнее, но тем не менее.
Вот и конец истории, но не ответ на вопросы. Такое творилось с <s>1825</s> 1750 по 1840 год. Будете смеяться, но в некоторых церквях еще Тверского уезда (не Старицкого) число священников на один приход доходило… до четырех, Карл! До 1750 года - один, но я к этому был готов. Хозяйке на заметку ИВ 1720-1740 годов Тверского наместничества информации почти не несут. Возраста – нет. Детей, малолетних – нет. Домов – нет. Загадка номер два, но простая. Что делал поп села Лотошина, жена попа села Афонасова в селе Калицино и где в это время был поп села Калицино? Оцените слог, стиль и почерк ИВ 1731 года.
В документе сер. 18 в. встретил выражение "do powinności zamkowych, czynszów, danin" в отношении крестьян крупного села. Никаких замков там никогда и близко не было. Видимо, это общее определение каких-то обязанностей/работ, выполняемых крестьянами. Кто-нибудь с таким сталкивался? Как это правильно перевести и что это были за повинности? (czynszów, danin - с этим понятно)
https://repozytorium.uni.lodz.pl/xm...3/9-229_247-Sierba.pdf?sequence=1&isAllowed=y Посмотрите здесь. Может поможет. Упоминается замковый налог.