Вопрос по исповедальным спискам. Там записывались исповедующиеся по семьям или может быть, что записан отец и сын в одном месте, а жена в другом, сестра в третьем?
Семьи были, как правило, в исповедальных списках одного прихода, но только если принадлежали к одной конфессии. А после 1840 г., когда была запрещена униатская церковь на Беларуси и большинство населения Беларуси в "добровольно"-принудительном порядке перевели в православие Московского патриархата, то с этим согласились не все. Тогда зачастую и получалось, что в одной семье прихожане и церкви и костёла.
В рамках одного года, так быть не может, в православных храмах - точно. Причем, в "домовладение" иногда записывалось несколько семей с разными фамилиями. Зачастую это были родственники, в том числе, по женской линии. Ближе к концу XIX века записывали и лиц иной веры, делая пометку, например, «РКИ». Что касается "однофамильцев" разбросанных по ИВ по нескольким «домовладениям» в одной деревне, то у меня с одной стороны есть много примеров, когда они в итоге оказывались родственниками, но так же много примеров когда за 150 лет отслеживания – не оказывались.
Интересно, если исповедальный список из Костела, то людей записывали по мере прихода на исповедь или "посемейно"? Вот у меня пример из Кривического костела 1865 г - записаны Гришкевич Йосеф + 2 его сына. Потом, на другой странице, написана Гришкевич Антонина (я знаю, что у него была жена с таким именем), потом через страницу Гришкевич Франтишка (была у Йосефа сестра с таким именем). Почему они не записаны вместе? Или все таки может это не та Антонина и не та Франтишка.
Вообще говоря ИВ в Российской Империи это отчетный и (ха-ха) финансовый документ. Любой человек был обязан ходить в обрядовое место не важно, как оно называлось: православный храм, римско-католический костел, лютеранская кирха, мечеть или синагога. По уголовному уложению 1840 года за непосещением следовала беседа со священником (как бы он не назывался), если упорствовал и духовные нужды не отправлял – следовал штраф. ИВ это документ именно об этом. Поэтому ИВ составлялись заранее на основе предыдущих, иногда в них видны пометки /Умер etc./. Это не точно, но подозреваю, что в конце года ИВ /как и МК/ зачастую переписывались набело. ИВ как и РС писали по «домовладению». Напомню, что в домовладение могло физически входить несколько семей и физических домов, но надел земли был закреплен за «домовладением». Вариантов может быть множество. Я не специалист в Вашем регионе, но было бы неплохо понимать соотношение католиков/православных. Если содержание православных велико, то Антонина, как впрочем и Франтишка, могли быть замужем за православными и мужья фигурируют в православных ИВ, как и жена Осипа (мать этих двух детей не может быть православной, потому что дети тоже должны быть православными, а они католики). Кроме того, Антонина и Франтишка (или их мужья) могут быть однофамильцами и/или двоюродными (и далее) родственниками. Почему они не могут быть женой и сестрой? Очень просто – разводы запрещены, брак в пределах одной деревни исключительно редок (девок отдавали в другие деревни), среди родственников – невозможен (даже если родство «левое», например по браку или по крещению, поэтому в крестные после 1850 года брали в основном родственников). Следить за этим была обязанность помещика, нарушения карались (См. уголовное уложение 1840 года). То есть в принципе возможен вариант (маловероятный), когда Францишка вышла замуж в этой же деревне (!!!) и сменила фамилию, родились дети желательно хоть один мальчик имеющий возраст выше 12-14 лет (иначе земля уйдет старшим мужчинам в семье), но не строго обязательно (если остались одни незамужние девки, и например их отец старик). Муж умер, она осталась на его земле. Сменила обратно фамилию. Правда в православных ИВ да и нередко в католических около такой фамилии ставили приписку – вдова. Вуаля. Советы следующие: Просмотрите ИВ за другие, близкие, года, проследите за составом семей. Не полагайтесь исключительно на ИВ смотрите МК, брачные обыски, Ревизские сказки. Просмотрите ИВ и МК православных храмов. Просмотрите целевые фамилии по всему ИВ, а не по одной деревне. Очень, очень, очень помогает разобраться МК о браке и брачные обыски, но так как девицы уходили по месту жительства мужа, а замуж выходили по своему месту жительства то браки следует искать в соседних приходах (иногда далеких) – это та еще морока… P.S. Знание отчеств резко снижает неопределенность, но не в 100% случаев.
Вы серьезно? далеко ходить не буду, возьму в примеры свои деревни и свои основные 2 фамилии фамилии из выписок по Крайской церкви (до отмены крепостного права и после): 1799-1823, 1827, 1828, 1831-1838, 1867-1869, 1872, 1892-1895, 1897-1900 годы (остальных увы не имею) до отмены КП: 5.11.1805 Сымон Теодоров Крень, Стрыя Анна Стефанова Лапицкая, Стрыя 1.11.1808 Бенедыкт Янов Крень, Стрыя Констанция Андреева Олькович, Стрыя 13.11.1810 Игнацы Дымитрыюшев Крень, Деревно Агата Сергеева Рымаровна, Деревно 22.10.1811 Роман Петров Кальвинковски, Стрыя Зеновия Янова Креневна, Стрыя 2.11.1813 Харытон Рудковски, Стрыя Катерына Креневна, Стрыя 24.07.1821 Андрей Крень, вдовец, Деревно Магдалена Рудковска, Деревно 22.10.1833 Леон Крень, католик, Стрыя Марыся Шымкевичовна, Стрыя 12.04.1836 Иван Крень, католик, Стрыя Катерина Рымарова, вдова, Стрыя 8.11.1836 Габриель Бахар, католик, Гриневичи Антося Креневна, Гриневичи 21.02.1837 Матвей Крень, католик, Стрыя Виктося Креневна, Стрыя 31.10.1837 Иосиф Будковски, Деревно Иосифата Креневна, Деревно После отмены КП 15.10.1867 Семен Васильев Рутковски, 23 года, Деревно Ульяна Степанова Рутковская, 19 лет, Деревно 20.10.1868 Севастьян Осипов Крень, 19 лет, Стрыя Анастасия Максимова Шинкевич, 20 лет, Стрыя 9.02.1869 Викенти Андреев Шинкевич, вдовец, 38 лет, Деревно Ольга Павлова Рутковская, Деревно 9.01.1872 Станислав Иванов Бельский, 39 лет, Солдат 75-го Севастопольского пехотного полка, вдовец, уроженец Стрыи Пелагея Леонова Крень, 22 года, Стрыя 2.02.1892 Василий Алексеев Алькевич, 34 года, Стрыя Анна Игнатьева Крень, 31 год, Стрыя 27.01.1893 Порфирий Павлов Рутковски, 23 года, Стрыя Елена Львова Лукша, 20 лет, Стрыя 18.07.1893 Демьян Иванов Рудый, 29 лет, Деревно София Георгиева Шинкевич, 22 года, Деревно 16.02.1894 Доминик Домиников Лапицки, 23 года, Стрыя Мария Максимова Крень, 19 лет, Стрыя 17.07.1894 Осип Иванов Крень, 52 года, вдовец (3-й брак), Стрыя Юлия Доминикова Лапицкая, 26 лет, Стрыя 22.01.1895 Захари Максимов Крень, 26 лет, Стрыя Фекла Игнатьева Крень, 26 лет, Стрыя 8.10.1895 Павел Игнатьев Крень, 30 лет, Стрыя Мария Мартинова Шинкевич, 20 лет, Стрыя 8.10.1895 Викенти Павлов Петрашко, 32 года, Деревно Вера Михайлова Рутковская, 25 лет, Деревно 15.10.1895 Викенти Николаев Рутковски, 22 года, Деревно Александра Яковлева Рутковская, 22 года, Деревно 9.02.1897 Яков Викентьев Цыбулько, 23 года, Деревно Екатерина Семенова Крень, 19 лет, Деревно 2.07.1897 Василий Романов Алькевич, 26 лет, Стрыя София Осипова Крень, 23 года, Стрыя 25.01.1898 Адам Яковлев Рудковски, 31 год, Деревно Пелагия Яковлева Бахар, 24 года, Деревно 2.02.1898 Лавренти Емельянов Крень, 30 лет, Стрыя Вера Осипова Крень, 22 года, Стрыя 18.10.1898 Евдоким Семенов Цыбулько, 33 года, Деревно Стефанида Семенова Рудковская, 22 года, Деревно 14.02.1899 Онисим Семенов рудковски, 27 лет, Деревно Пелагея Антонова Ковзанович, 20 лет, Деревно Вы считаете это "исключительно" редки? Как вы думаете из выше перечисленных много просто однофамильцев? Это риторический вопрос
Здравствуйте, интересует такая вещь: может ли одна и та же женщина со своей незаконнорожденной дочерью быть в Исповедальных ведомостях сразу приписана к двум деревням? некая крестьянка Анастасия Лукина Стецкая в 1852 рожает незаконорожденную Федору в д. Шалухи (МК Ушанская церковь - ИВ нет, к сожалению, у мормонов). затем Ушанская церковь "переезжает" в Новокрасносельскую и с 1867 г появляются ИВ, где мы видим, что в Шалухах этой Анастасии с Федорой нет. Совершенно случайно нахожу Анастасию Лукину с незак.Федорой и неким Адольфом Адамовичем Сушко в д.Вазгелы. Что за Адольф совершенно не ясно. А в 1868г. в ИВ Анастасия Лукина с Федорой есть в д. Вазгелы с этим Адольфом Адамовичем Сушко/Шушко, а также появляется в д.Шалухи (в отдельном списке, как исповедовшиеся в Рашоковской церки) уже с Адамом Жуковым. 1869г. уже Анастасия Лукина с дочерью есть в ИС и в д.Вазгелы с Адольф Адамовичем, и в д. Шалухи с Адамом Жуковым. С 1870 д.Вазгелы исчезает из ИВ, и я не знаю к какому приходу деревня относится. Я склонна верить, что речь идет об одной же Анастасии Лукиной и Федоре (не думаю, что много Анастасий Лукиных с незаконными дочерьми Федорами). До 1895г Анастасия живет с Жуковым в Шалухах, а с 1895 уже с ней живет в Шалухах наш Адольф Адамович. Как? Есть ли этому объяснение? Я в ступоре. Т.к. не понимаю, то ли это бред, и к этому нельзя серьезно относиться (подумаешь Сушко Шушко, Адам-Адольф), то ли есть какой-то смысл. И еще, имеет ли значение, что в ИВ семья фигурирует всегда в конце списка фамилий деревни, как бы в последнем домовладении? Значит ли это что-то? В общем, буду очень благодарна за любые подсказки или идеи. 1869 Вазгилы 1869 Шалухи 1897 Шалухи
А я отвечу. Если вы копнете глубже каждый из Ваших примеры примеров, то ВНЕЗАПНО выяснится, что одна из сторон (или ее родители) в браке родилась где-то еще (не в этой деревни). Имейте в виду, что жители одной деревни с большой долей вероятности уже родственники и дальнейшее смешивание приводит к инбридингу и вымиранию. Именно о таких браках (на самом деле из одной деревни) я говорил как об исключительности. И потом, 11 случаев за 32 года - не сказал бы, что часто: при 10 браках в среднем в год примерно 3% от всех браков. Уже не помню до какой степени родства нельзя было брать… Троюродных вроде еще нельзя, а четвероюродных уже можно… Конечно, чем больше деревня, тем больше вероятность найти свободную от своей крови пару, про города уже не говорю. В принципе, может. Видите в Шалухах приписана буква «б» - значит, на исповеди была, а в Вазгилах ее на исповеди не было. Что же не ясного – муж. Судя по имени католик или лютеранин, но как то по датам не сходится Анастасии по ИВ 1869 года 1825 г.р. Адольф 1844 г.р. (19 лет разницы это много), Адам 1833 г.р. По ИВ 1897 Адам – 1833, Анастасия 1834 (помолодела на 9 лет). Есть вариант по которому ошибка в Шалухах – Адам не являлся мужем совсем. Шимко-Сушко скорее всего один человек (Адольф Адамович – очень редко) – как священнику назвали фамилию так и записал. Есть еще вариант, когда крестьянин имел несколько фамилий (на самом, деле прозвищ). Не раз такое встречал, могу такое с документом показать. С другой стороны в Шалухах и Вазгилах могут быть совершенно разные Анастасии, вероятность меньше процента, но она есть. Ищите часть вторую часть МК и брачные обыски… Они… Могут еще больше запутать. P.S. Не слишком серьезно стоит относится к родственным связям указанным в ИВ. На практике случалось, что брат оказывался сыном, сын – племянником.
Ну во-первых это выписка только там где фигурировали Крени, а не по всем жителям этих деревень, во-вторых если уж хотите считать процент, то считайте не от 32 лет. Выкиньте 1824-1826, 1829-1830 годы (данных за эти годы у меня нет), так что минус 5 лет, ну и в третьих берите процент от всех браков только двух фамилий (Крени и Рутковские), заключенные в этот промежуток лет в Крайской церкви, их зафиксировано с 1805 по 1838 (минус 5 лет) -- 29 браков. Итого 11 браков из 29 были заключены между жителями "одной" деревни, это ну никак не 3%. Короче, читайте изначально внимательно (вроде ж указал что это не по всем жителям и за какие годы метрики) Теперь по поводу происхождения "молодоженов" 1-я пара -- уроженцы Стрыи, их родители также проживали в Стрыи еще до РС 1795 года 2-я пара -- тоже самое 3-я пара -- жених уроженец Стрыи, невеста -- Деревно 4-я пара -- жених уроженец Гриневич, невеста -- Стрыи 5-я пара -- уроженцы Стрыи, их родители также проживали в Стрыи еще до РС 1795 года 6-я пара -- жених уроженец Стрыи, невеста -- Деревно 7-я пара -- жених уроженец Стрыи, невеста -- Неизвестно (варианты Стрыя, деревно, Гриневичи) 8-я пара -- жених уроженец Стрыи, невеста -- Деревно 9-я пара -- жених уроженец Гриневич, невеста -- Стрыи 10-я пара -- уроженцы Стрыи, их родители также проживали в Стрыи еще до РС 1795 года 11-я пара -- уроженцы Деревно (но отец невесты уроженец Стрии) Итого -- 4 брака уроженцев одной деревни, чьи предки проживали как минимум с середины 18 века (точнее с 1750-х -- 1760-х), и одни еще и с одной фамилией (родство не прослеживается из-за не имением документов) Верно, а еще можно было жениться на троюродных дядьках и троюродных племянниках, 7-я вода на киселе, но все же родственники. Вы же утверждаете что это была исключительная редкость. Не такая уже редкость, если хорошо покопаться
Метрики покажите? (Брачную, о рождении супруга, супруги) Можно личкой (ИВ не предлагать семейные отношения там - "то такое"). Стрыи это то, что на "минской карте" называется Стуки? 14 дворов 150 душ по ревизии 1795 года, церковная собственность? Это кое-что объясняет. Вот - это более похоже на правду, тем более, что земля церковная и время до 1861 года. Из моих изысканий: из 60 браков десятка деревень (вилейщина и гомельщина) 3 из "одной" деревни и только в одном случае на самом деле из одной деревни (что смешно одной фамилии) где пересечений веток выяснить на протяжении 3 поколений выяснить так и не удалось. Хорошо, снимаю слово "исключительная". Пусть будет просто "редко" для церковных земель и мелких собственников земли. Такая же редко как имя Адольф по сравнению с Иванами - Степанами - Василиями.
Как крестьяне женились и куда за невестами ходили Всегда полагал, что в этом вопросе всё достаточно понятно. Простой берёшь и изучаешь метрические книги по конкретной церкви или костёлу в Беларуси и сразу видишь, что: 1. Браки у крестьян заключаются, в основном между прихожанами своего прихода, но бывают, значительно реже, и из других, как правило из соседних приходов. 2. Молодожёны очень часто из одного села, а если нет, то из соседних деревень. 3. Не редки браки между однофамильцами. Но однофамильцы ли они? 4. Если к исследованию добавить ревизии и инвентари имений, которые находятся на территории прихода, то видно, что браки (за редкими случаями) заключаются между крестьянами одного имения. Не зависими, какое это имение: помещичие, казённое, монастырское. Поэтому абсолютно прав в своих сообщениях Ingwar841, когда на конкретных примерах показывает, что браки были в подавляющем большинстве случаев между крестьянами одного имения из того же самого села или соседнего. Далеко за невестой не ходили. Были исключения, но это – исключения. Ситуация изменилась, только после отмены крепостного права, но и тогда, чаще невест брали из своего или соседнего села. Это всё наглядно видно из документов метрик и казалось о чём спорить? Но, спор разгорелся. С одной стороны – факты и действительность, а с другой – предположения и фантазии, которые очень сильно пытаются навязать в качестве истины. Каким образом? На, что опираются? А дело в чудных законах Российской Империи, которые очень часто кардинально отличались от обыденной жизни подданных Империи в сторону самодурства и абсурда. По российским законом м, к примеру, нельзя было вступать в брак мужчине с “….дочерью падчерицы внука;.... с падчерицей прадеда или прабабки; с дочерью падчерицы или пасынка деда; с бабкой жены внука …” и т. п. https://www.kommersant.ru/doc/3280446 (Много и иных источников.) Однако общеизвестно, что в реальной российской жизни: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». И «Самые плохие законы — в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет» – говорил, имеющий богатый опыт губернского чиновника, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Конкретно по этому вопросу,ещё в 1811 году, высказался и автор “Истории государства Российского” Н. М. Карамзин: "… епископы в своих епархиях могут, по усмотрению, дозволять браки сомнительные свойством жениха с невестою; иначе в небольших деревнях скоро нельзя будет никому жениться от размножения свойства". Поэтому, практически во всех метрических книгах, действительная ситуация по крестьянским бракам, именно такая, как на конкретных примерах её показывает Ingwar841. Сталкивался с этим всегда во множестве метрик различных приходов. И последнее, относительности родства в браках между «однофамильцами» из одного села, или местности. Из-за ограничений по многим метрикам рубежом 18 ст. – это проследить не всегда удаётся. Но доводится заниматься околичной шляхтой Пинского повета, а там, как правило, родословные идут от начала 16 ст. и конкретно видишь, что браки из одного села не однофамильцев, а родственников. Например, с историком Анищенко делали дерево рода Боричевких. Он часть материала выложил у себя здесь: http://arhisan.com/rodosloviya/a-jo/1768-borichevskij-vyvod-roda Привожу ниже на фото, пример брака Боричевских, которые из одного села и общую родословную имеют. Подобных примеров достаточно, и это только родство по мужской линии. Р. S. Но главное, чтобы информация на vilejski-uezd.by не была преднамеренно (ну, возможно, и не преднамеренно) искажена и не отправляла, тех кто её использует в поиск «на деревню к дедушке».
Все зависит от того в какое время и какое место рассматриваем. Перечисленное скорее относится к времени до 1861 года, даже ближе к концу XVII века. Ближе к концу XIX века это совсем не так. Только и успевай жен из соседних /иногда очень далеких/ приходов вылавливать. Минуточку, это как из ревизии видно? По шагам если можно. На практике, скорее не имениями, а владельцами. Тем не менее, сравните размер охотничьих угодий какого нибудь Матвея Кукеля (6 дворов, 60 душ), упомянутой выше церковной землей около Крайска (3 деревни, 620 душ) с условным Михаилом Прездецким, Фомой Оборским не говоря уже о Радзивилах. Вы зря думаете, что я с Ingwar841 не соглашаюсь. Моя оценка 3% браков из одной деревни (родители супругов жили в одной деревне) у крупных лендлордов, чуть больше у мелких. К концу XIX века процент существенно уменьшается. Какая Ваша оценка? В цифрах? В документах? Так где эти документы, метрики? Представьте? По данным Ingwar841 оказалось 4 (четыре) брака за 30 лет. По моим 1 за примерно тоже время. От 1 до 4%. Нет, конкретно в вашем случае, так может быть, но это не значит, что было en masse. Не выдавайте желаемое за действительное. Указанное в «статье» отборный бред и ваш тезис не подтверждает. «В обеспечение же этого условия они назначают в том письме заряд (неустойку), что если жених в установленный срок означенной девицы не возьмет, или же отец своей невесты на срок не выдаст, то взять на виноватом 1000, 5000 или 10 000 рублей денег, сколько будет написано в записи». У крепостного 1000 рублей. Серьезно? «И если после свадьбы муж обнаруживал, что жена ему противна, выход был один — отправить ее в монастырь.» Крепостной, жену, в монастырь? Серьезно? «бежавший из России подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин» Серьезно? «Но "дщерь Петрова", императрица Елизавета Петровна, изменила установленный отцом порядок и указом 13 декабря 1744 года запретила лицам, формально обрученным, самовольно оставлять друг друга.» Серьезно? Где изменила? Как? Ссылка на закон, решение сената, указ императрицы? РГИА для журналистки закрыли? Любое подобное решение находится за два щелчка пальцев. «Хотя для лиц других сословий,— замечал профессор Никольский,— его законодательством и не определено никаких сроков, тем не менее можно предполагать тайное желание императора, чтобы и они по возможности согласовались с этим возрастом». (???!!!) Просто ясновидящий профессор. 90% статьи или дикая чушь или не имеет отношения к крестьянам и вообще ссылаться на «Комерсантъ» mauvais ton. Вы за другими чушь-то не повторяйте. Это дворян касается 1%. Неисполнение закона, особенно крестьянством, было редкостью, а не правилом: "Начну с того, что, занимаясь хозяйством как делом, в которое влагаю душу, которым живу (да и не в материальном только отношении), я не могу легко относится к потравам. Мои цветы, мои овощи, мой лен, мой клевер, мой хлеб дороги мне до такой степени, что, если бы мне предложили за мою капусту вдвое против того, что она стоит, лишь бы я позволил свиньям свободно рыться в моем огороде, я не согласился бы на такую сделку. ... Крестьяне к потравам тоже относятся чрезвычайно строго. Известно, что крестьяне в вопросе о собственности самые крайние собственники, и ни один крестьянин не поступится ни одной своей копейкой, ни одним клочком сена. Крестьянин неумолим, если у него вытравят хлеб; он будет преследовать за потраву до последней степени, возьмет у бедняка последнюю рубашку, в шею наколотит, если нечего взять, но потраву не простит. Точно так же крестьянин признает, что травить чужой хлеб нельзя, что платить за потраву следует, и если потрава действительно сделана, то крестьянин заплатит и в претензии не будет, если вы возьмете штраф по-божески. ... крестьяне избегают, по возможности, общих огульных работ, и если вы наймете, например, четырех человек рыть канаву издельно, с платой по-саженно, то они не станут рыть канаву вместе, но разделят на 4 участка, и каждый будет рыть свой участок отдельно. Если можно, то крестьянин будет травить помещичье поле -- это без сомнения. Попавшись в потраве, крестьянин, хотя внутренне и признает, что за потравленное следует уплатить, но, разумеется, придет к помещику просить, чтобы тот простил потраву, будет говорить, что лошадь нечаянно заскочила и т. п., в надежде, что барин, по простоте, то есть по глупости, как не хозяин, как человек, своим добром не дорожащий -- известно, барин! -- посердится-посердится, да и простит. ... Я никак не могу согласиться с петербургским собранием, что "штрафы ведут только к неприятным столкновениям". Никаких неприятных столкновений не будет, если хозяин требует вознаграждения за свое добро, если берет штраф соразмерно с действительной потравой, подобно тому как берет мужик с другого мужика, одна деревня с другой деревни (я до сих пор еще не видал случая, чтобы мужик не взял с другого мужика за потраву или одна деревня не взяла с другой, -- и никаких неприятных столкновений между двумя мужиками или двумя деревнями при этом не бывает), если нет придирок, каприза, вымогательства, желания посредством штрафов заставить крестьян отбывать какую-нибудь работу на невыгодных для них условиях, так называемого стремления приучить крестьян к исполнению и уважению закона и т. п. Причиною неприятных столкновений обыкновенно бывают каприз, прижимки, ссора. Начинается война, и так как мужик не любит беспокойства и в особенности судов, то обыкновенно покоряется; но я думаю, что если бы мужик уперся, то и пану пришлось бы уступить, потому что насколько мужику нужен выгон и пр., настолько же пану нужны руки.» Крестьяне и сами за законом следили и другим пытались не позволить его нарушать. См. дело, например, Баумана. Я с Николаем Михайловичем согласен. А ТЕПЕРЬ посчитайте сколько крестьян в небольших деревнях у мелких помещиков по сравнению с числом крестьян у крупных. Прикиньте соотношение браков. По моему все очевидно. То, что у Вас много браков между родственниками это исключение, а не правило... Чисто статистически. Ну так с ВАМИ тогда все понятно. И со шляхтой тоже... Вырождение-с. Не-не-не. Про дворян я ничего не говорил. Это 1% населения внутри вполне мог размножаться. От генетических проблем дворяне были защищены голубой кровью. Романовы и Габсбурги это подтверждают.
Короче предлагаю закончить этот бессмысленный спор. Как говориться, есть два мнения -- "мое и неправильное" (это сарказм если что)
А вот интересно. До 1861 года было крепостное право. А что потом? Крестьяне получили надел и платили оброк?
http://az.lib.ru/e/engelxgardt_a_n/text_0020.shtml Вы хотите, чтобы я писал вам о нашем деревенском житье-бытье? [Так как у вас, вероятно, найдется свободное время, то вы могли бы употребить его с пользою..., изобразив современное положение помещичьих и крестьянских хозяйств". (Из письма М. Е. Салтыкова-Щедрина от 31 марта 1871 года). -- Н. Э. Здесь и далее даются пристраничные примечания автора или его сына, Николая Александровича Эигельгардта, готовившего посмертное переиздание "Писем" отца (в том случае следует пометка Н. Э.).] Исполняю, но предупреждаю, что решительно ни о чем другом ни думать, ни говорить, ни писать не могу, как о Хозяйстве. Все мои интересы, все интересы лиц, с которыми я ежедневно встречаюсь, сосредоточены на дровах, хлебе, скоте, навозе... Нам ни до чего другого дела нет. 5 февраля я праздновал годовщину моего прибытия в деревню. Вот описание моего зимнего дня. ...Поужинав, я ложусь спать и, засыпая, мечтаю о том, что через три года у меня будет тринадцать десятин клеверу наместо облог, которые я теперь подымаю под лен. Во сне я вижу стадо пасущихся на клеверной отаве холмогорок, которые народятся от бычка, обещанного мне одним известным петербургским скотоводом. Просыпаюсь с мыслью о том, как бы прикупить сенца подешевле. Проснувшись, зажигаю свечку и стучу в стену -- барин, значит, проснулся, чаю хочет. "Слышу!" -- отвечает Авдотья и начинает возиться с самоваром. Пока баба ставит самовар, я лежу в постели, курю папироску и мечтаю о том, какая отличная пустошь выйдет, когда срубят проданный мною нынче лес. Помечтав, покурив, надеваю валенки и полушубок. Дом у меня плоховат: когда вытопят печи, к вечеру жарко до-нельзя, к утру холодно, из-под полу дует, из дверей дует, окна замерзли, совершенно как в крестьянской избе. Я было сначала носил немецкий костюм, но скоро убедился, что так нельзя, и начал носить валенки и полушубок. Тепло и удобно. Наконец, баба, позевывая, несет чай. Одета она, как и я, в валенки и полушубок.
Смотрю ревизскую сказку за 1811 г. Обычно в графе куда выбыл между переписями стоит либо умер, либо переведен, либо непонятное слово. Может кто встречал? Никак не могу разобрать. Кроме как "бежал" никаких идей нет. И в графе возраста на время переписи прочерк. Значит, что то с ним случилось... А что?