Здравствуйте ,уважаемые ,участники Форума.Помогите пожалуйста в поиске информации.Хочу узнать девичью фамилию своей прабабушки Шкленник Камилии Викентьевны.(1878-1951) Прабабушка вышла замуж против воли своих родных,за Шкленника Иосифа Константиновича (1876-1954) Они проживали в м.Крайск.У них было шестеро детей.Елена 1902 г.р. ,Казимир 1902 г.р. ,Вячеслав 1907 г.р.,Мечислав 1911 г.р.,Леонарда 1912 г.р.,Ядвига 1915 г.р..Вероисповедание ,католики.Детские метрики хранились в костеле ,но костёл сгорел ,документы восстанавливали.Прадедушка играл на скрипке .Но был из бедной семьи,поэтому семья прабабушки отказалась признать зятя. Этим летом ездила в Крайск ,но информации не получила .Буду признательна за любую информацию.
У нас на сайте документы по Ольковичскому костелу метрики и исповедки. К сожалению самые ранние документы это 1887 год. Вероятно, что за начало века (190*- е годы), МК костела есть в архиве Гродно. Надо смотреть описи. Все сразу редко горит. Работники культа (что православные, что католики, мусульмане, иудеи, протестанты и т.д.) ежегодно сдавали копии метрических книги в Управления по направлению.
В самом храме обычно хранились черновики. А вот оригиналы естественно передавались ежегодно по иерархии вверх. порой встречаются до 4-х копий одного документа.
Вопрос что назвать оригиналом? Вроде как принято, что черновые МК с помарками, изменениями и т.д. называть первоисточником - оригиналом. На бело переписанный чистовик - уже копия. И не всегда! верная и полная. При этом: указом от 1802 г. Синод придавал консисторскому экземпляру статус подлинника, а приходскому – списка. «В каждом месте при церкви с подлинной метрической тетради верную копию за общим оной всех священно- и церковнослужителей подписанием» Но...если сравнить приходские экземпляры с консисторскими, начиная с середины XIX в., можно сделать следующий вывод: консисторские экземпляры данного периода чаще всего оказывались списком, в то время как приходские оставались оригиналом. Это подтверждает и равномерная спокойная почерковая графика, полное отсутствие оттенков используемых чернил, разные описки, свидетельствующие о копировании, указание одной причины смерти сразу для нескольких записей и прочее. Вопрос из разряда "что первее - яйцо или курица" . Из личных предпочтений - конечно первоисточник.
У Вас один путь - в архивы. Вам очень повезло: метрические книги Ольковичского костела в отличной сохранности за всю вторую половину 19 века и первые два десятилетия 20-го века. Не всем так везет. Узнать девичью фамилию можно: 1) либо из метрики о браке (там же будут указаны и имена родителей). Судя по приведенным датам, брак состоялся где-то в 1895-1901 гг. 2) либо из метрики о рождении - ~1878 гг. Метрики за 1835-1900 гг. хранятся в НИАБ г. Гродно. Фонд 1781 опись 49. Метрики за 1901-1921 гг. хранятся в НИАБ г. Минска. Фонд 915 описи 1,2 и 3. Я бы начал с метрики о браке, тогда заодно узнаете и имена родителей обоих супругов.