да, Игнатий Оспипов и Иван Фомин Вышомирские хорошо и близко друг друга знали. причём настолько, что последний вместе со своим братом выдал первому документ подтверждающий единородство (хотя, возможно, дело было лишь в цене вопроса)! увы, это не помогло в подтверждении дворянства, но сам факт, безусловно, примечательный (см. "Гербоўнік...").
25.02.1894 в д. Посад... скончался дворянин Иван Осипов Вышомирский проезжал мимо этого дома пару месяцев назад, он отремонтирован и там живут люди, возможно тому, кто ищет информацию по Вышомирским имеет смысл как-то с ними связаться
а Вы уверено, что там всё ещё живут именно потомки Вышомирских? мне кажется, что потомки (если они вообще были) оставили этот дом в 39м и (как это обычно и было) переехали в Польшу, а сейчас там живут совсем другие люди. но даже если и они, по тому, что есть, получается, что Marcin'a должны интересовать не эти Вышомирские.
у меня бабушка из Носилово/Бояр и она рассказывала про этом, в любом случае, люди унаследовавшие исторический дом также должны обладать какой-то информацией
а вот это кстати вопрос, как они его получили) я просто знаю историю другого т.н. панского дома, так там вроде бы до сих пор дом не в собственности: ну он стоит на балансе ближайшего колхоза, но живут там обычные люди, по сути случайно там оказавшиеся, когда школу закрыли. да, дом большой, как "паны" съехали там сделали школу, потом в города посъезжали дети и школу закрыли за отсутствием должного числа учеников, ну и кто-то успел после там обосноваться сначала как смотрящий за хозяйством, потом уже и как хозяйствующий. но проблема в том, что дом представляет историко-культурную ценность и просто так его купить/приватизировать нельзя, а условия покупки, которые выдвигают, я так понимаю, для жителей дома неподъёмные, вот и получается жить живут, но на птичьих правах...
бабушка жила в соседней деревне, говорит помнит паненку, сейчас там живёт её потомок Виктор Костюк (примерно 90 лет ему сейчас) а кто он был этой паненке сын или муж не знает. У Виктора было двое детей сын, он погиб в аварии и дочь Марута (возможно Мария) она еще жива.
ну, судя по фоткам 2020 года, дом выглядит очень хорошо, ухожено: относительно современный ремонт, т.е. наверняка правнуки заботятся. но из того, что Вы написали, получается, что прямых потомков-то и нету, верно?
Найду ли я в ревизионных списках за 1834 г. (FamilySearch) имущество осташковской волости Костеневичей? Czy w spiskach rewizyjnych za 1834 r. (FamilySearch) znajdę majątek Ostaszkowo parafia Kościeniewicze?
1. Давайте попробуем посмотреть на Ваш случай по другому. Представите, что, к примеру, местный крестьянин сообщит священнику, что он дворянин, то священник его послушает и отметит в МК его “дворянство”? Вот, и я так же полагаю, что скорее священник посоветует такому крестьянину заказать молитву за здравие своей головы.))) Но, тогда почему в Вашем случае неутверждённые: ??? Видимо ответ таков: В многочисленных МК записях Вы могли наблюдать, что православные священники, равно, как и ксендзы, в большинстве случаев очень сяно отличали и отмечали сословное положение и изменения в нём. Так и у Вас, ксёндз хорошо понимал, что и кому он записывает. Делал это сознательно - своего рода форма протеста Имперским властям: “Не вы устанавливаете кем нам быть, а мы сами знаем – кто есть кто!” 2. Не совсем так. Ситуация с упразднением сословий была несколько иная. После подавления антиколониального восстания 1863-1864 годов власти Империи посчитали, что наступил подходящий момент для «окончательного решения польского вопроса»! В который раз! ))) Высочайшим указом от 1864 г. дворяне 2-го разряда огулом переводились в податные сословия ГРАЖДАН, или ОДНОДВОРЦЕВ на их выбор. Это было огромное количество древних (с неоспоримыми документами от 15-17 веков) шляхетных родов, которых в ХУДОРОДНОЕ потомственное дворянство РИ не пускали только по одной «благородной» причине – протопласты этих древних шляхетных родов не являлись РАБОВЛАДЕЛЬЦАМИ! Таким образом, количество шляхты, которую вынудили записаться в податные сословия резко возросло. В подавляющем большинстве случаев, дворяне 2-го разряда выбирали сословие – Граждане. В скорости, в 1868 г., очередным Высочайшим указом были одновременно упразднены сословия Граждан и однодворцев. Для шляхты это было, как: «опять-двадцать-пять»! Так же в Северо-Западных колония Империи было, наконец, ликвидировано сословие «вольные хлебопашцы», которое в самой метрополии, как бы перестало существовать ещё в 1861 г. с царским Манифестом об отмене Рабства в Империи. В основном с 1868 г. по 1870 г. бывшие Граждане, однодворцы и вольные хлебопашцы перешли в сословие мещан. Этот процесс зафиксирован в не мене 12-ти весьма увесистых папках-делах в НИАБ. В самих папка краткие дела на каждую семью. Вот таким образом, Михаил, Ваши предки из граждан в мещане перешли. 3. Осталось теперь понять, как произошло, что: Обычно это означает, что Ваши предки, однодворцы из шляхты, предпринимали активные действия по утверждению во дворянстве, но не получилось. А переход в сословие Граждан из однодворцев им достался, как «утешительный приз». Поэтому, с большой вероятностью, может быть дело Ваших Граждан/однодворцев в дворянском фонде и протоколах ДДС. Что бы тут не быть голословным, то в качестве примера можно сослаться на дело рода Воропаев. Есть в томе Гербовника на «В», который обсуждается в этой теме. Представители одной из семей Воропаев (и то не в полном количестве) активно боролись за дворянский статус. В результате, стали Гражданами и фигурируют в Гербовника. А другие Воропаи, которые о том не озаботились, после восстания 1831 г. из дворян были зачислены в вольные хлебопашцы. Это хорошо прослеживается по дворянским РС 1795, 1811 и 1816 годов и др. документам. 4. В чём было преимущество Граждан, перед другими податными сословиями? Совсем не случайно дворяне 2-го разряда, когда их сословную категорию ликвидировали, в подавляющем большинстве, переводились именно в Граждане. Это давало основное преимущество среди иных податных сословий – возможность откупиться деньгами от САМОЙ СТРАШНОЙ повинности в Российской Империи! От РЕКРУТСКОГО набора! В НИАБ есть посемейный список бывших Граждан, а ныне мещан за 1874 г. В конце дела, где около 2000 семей (даю по памяти) указаны те, кто попал в рекруты. Уже в следующем,1875 г., рекрутская повинность в РИ была отменена.
Спасибо за экскурс! Но вот с тем, что в моём случае запись "дворянами" была формой протеста - не согласен. Эта моя ветка Гуриновичей с момента своего переселения в Бобруйский уезд в ~1816 году была православного исповедания (до этого арендовали землю в Слуцком уезде и тамошние метрики я ещё не изучал). И все записи дворянами происходили в Бобруйском Николаевском православном соборе, чьими прихожанами они и являлись. Так что моя версия, что священник как раз-таки не особо разбирался ни в законах, ни в сословной принадлежности прихожан. Ну, понятно, крестьянина он бы дворянином не записал. Но в данном случае он знает, что "это кто-то повыше крестьян", называют сами себя дворянами... Ну что, он будет документы о шляхетском происхождении перепроверять? Вот глянул свои записи: в 1856 г. мой предок Игнатий при крещении ребёнка - однодворец, а в 1859 - снова дворянин. Все его дети по определению Минской казенной палаты в 1864 причислены в число граждан г. Бобруйска (официальные документы об этом нашёл). И вот в 1867 г. его дочери выходят замуж: одна в июне - как гражданка, вторая в сентябре - но как дворянка. В свидетелях у обоих - их родной дядя: в июне он гражданин, а в сентябре - однодворец. А записи в метрической книге - на соседних страницах (!). Вот такой бардак с сословиями: походу, писали со слов или "от балды".
В списках дворян Вилейского уезда владеющих землёй за 1833г. есть Иван и Антоний Вышимирские. У Ивана в семье 3 мужчины и 4 женщины, а у Антония 4 мужчины и 1 женщина. https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3QHV-V3X9-P9CZ-W?mode=g&cat=2826844
Имение Осташково РС 1834.(крестьяне) https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3QHK-N3T1-5FQ4?i=161&cat=3534682
всё те же, упомянутые в "Гербоўнікe...", Ян-Фелікс-Казімір и Ян-Антоні... примечательно, что про "теодоровичей" упоминаний нет!
хаха, бинго! я оказался прав! =) ну и крестили, как я и предполагал, там же где и его брата, в Кревском костёле. единственное, что в источниках, на которых базируется "Гербоўнік..." (фонд Менского ДДС, как я понимаю), ошибка: 12го -- этого дата не крещения, а рождения, крестили 16го. дело закрыто!
Является ли церковь в Завишине филиалом церкви в Ольковицах? Czy kościół w Zawiszynie to filia kościoła w Olkowiczach? Я спрашиваю, потому что крещение Валерии и Брониславы Вышомирских произошло в церкви в Завишине, а свидетельства о рождении находятся в церкви в Ольковицах. Pytam bo chrzest Walerji i Bronisławy Wyszomirskich odbył się w kościele w Zawiszynie, ale akty urodzenia są w Kościele w Olkowicach