Дзякуй. Гэта спасылка па метрыках у Гарадзенскім архіве: https://www.familysearch.org/search/catalog/1594991?availability=Family History Library А гэта спасылка па метрыках у архіве Вільна: https://www.familysearch.org/search/catalog/2604374?availability=Family History Library Яны ўзаемна дапаўняюць адзін аднаго і збольшага дублююць. Але метрык па гадах ніжэй 1835 там пакуль няма.
В 1860-е имение называлось Волковщина и владел им Юркевич. До этого, видимо, было отдельным имением Улановщина и принадлежало некоему Мору. В ЛГИА есть инвентари за 1840-е гг.: 394-8-2216 Инвентарь им. Волковщина Мора 394-8-2217 Инвентарь им. Улановщина Мора В 1795 г. принадлежало Давиду Базаревичу. Ещё должны быть ревизские сказки за 1795, 1811, 1816, 1834 и 1850. Они сохранились по Вилейскому уезду очень хорошо.
Не уверен, что это та же Улановщизна, но, возможно и она. РС 1834 ф. Улановщизна пом. Мицкевича у нас в Библиотеке
Дзякуй, Міхал і Андрэй, я глядзеў РС па Уланаўшчызне за 1834 г. на vilejski-uezd. Але вядома, што ў РС пасля 1816 г.шляхту не пісалі. Тут можа быць карысны інвентар маёнтка. У наступным месяцы павінен атрымаць доступ да чарговых дакументаў. Нешта будзе больш вядома і магчыма новыя пытанні з'явяцца.
Не совсем так. Как Вы помните, в середине XIX века состоялся разбор шляхты. Тех, кто не смог подтвердить своё шляхетское происхождение, куда только не записывали: и в однодворцы, и вольные хлебопашцы, и в граждане, и в мещане, и в гос. крестьяне. Так вот, все эти сословия были податными, соответственно, и ревизии их проводились. У меня ровно такая ситуация с одной из линией предков на Бобруйщине: они не подтвердили своё дворянство, но тем не менее в метрических книгах вплоть до 1880-х годов именовались "дворянами". В результате, после долгих поисков НИАБе нашел их в ревизии бобруйских граждан за 1864 год. Теперь ищу в более ранних. Если Вы уверены, что Ваши Петровичи подтвердили дворянство - то этот путь не подойдет. А если не уверены - стоит поискать по другим сословиям.
Михаил, спасибо за совет. Но снова хочу дать вам очень вероятную разгадку на вашу загадку. Дополнительные РС 1864 г. граждан и меньшим образом однодворцев это результат событий 1863-64 г., когда дворян 2-го разряда просто толпой загнали в сословие Граждан. Поэтому, если ищете их по «падатным» сословиям ранее 1864 г. года, то «марно». Я когда-то шёл таким же ложным путём. Тут надо работать с дворянским фондом.
Это если они относились к дворянам 2-го разряда согласно Указу 1832 года. Некоторые члены семьи в 1850-х гг. регулярно назывались в метриках однодворцами, так что семья могла быть записана в податное сословие и раньше. В любом случае с дворянским фондом работать буду, спасибо за совет. Сейчас пытаюсь найти эту семью по ревизии шляхты 1816 г. (в 1795 г. нашел). Потом посмотрю несколько оставшихся книг по однодворцам и тогда уже займусь дворянским фондом. Работать по нескольким направлениям одновременно не позволяют правила НИАБа по выдаче пяти дел с ожиданием чуть ли не в месяц. Кстати, встречал Петровичей в браках Радошковичского костела (то ли шляхтичей, то ли однодворцев - не помню уже, обратил внимание на фамилию. т.к. у меня в роду есть крестьяне Петровичи из Батуринского прихода). Может, напишите. кого вы ищете и в каких периодах, если ещё кого увижу - сообщу.
Да, Михаил, «разбор шляхты» после указа 1832 г. вылился приводимому в самый массовый «секвестр» шляхты. Второй раз – в 1864 г. после восстания шляхту «добивали» как только могли. В том числе и по статусу били – убирали дворян 2-го разряда. А в промежутке между этими датами тихо «на удушение» работали чиновники из Герольдии. Тем не менее многим однодворцам удавалось «причислиться» к своей ФАМИЛИИ, если ФАМИЛИЯ была уже утверждена Герольдией ранее. Но многим и отказывали. Это ясно по протоколам ДДС. Шляхта, попавшая в Граждане после 1864 часто писались в документах с интересной формулировкой – «дворяне, не утвержденные герольдией» и их, продолжали заносить в родовые древа в делах ДДС. Поэтом не удивительно, что и в метриках так было. Думаю, что Вы располагаете достаточно информации, чтобы начинать работу в дворянском фонде НИАБ. Только ещё одно заявление на разрешение написать придется, а это то же время определенное. Поэтому не тяните.
Вот коротко по Пиотровичам Piotrowicz. В ДДС Минской губернии 7 дел на Piotrowicz. Большинство дел – «утверждённые» Герольдией. В деле Piotrowicz моей ФАМИЛИИ более 500 листов. ФАМИЛИЯ первую комиссию по "разбору" проходила в 1817 и затем в 1835 вторую. Оба раза успешно с "утверждением". Но в 1838 г. чиновники Герольдия сказали, что снова надо доказывать, «что не верблюд» и "подвесили" как дворян 2-го разряда. После 40-летнах баталий с чиновниками Герольдии ФАМИЛИИЯ была утверждена осенью 1856, но "с изъятием". К примеру, "изъяли " из семьи младшего из 4 сыновей поручика Войска Польского Казимира Пиотровича – Михала и его детей. Они остались во 2-ом разряде дворян. В деле один из старших сыновей Мартин вопрошает Герольдию : «Мы же с Михалом родные братья, одних родителей будем?». Ответ Мартин Казимиров Пиотрович от властей получает в 1864 г., когда 68-летнего шляхтича кидают в Минскую тюрьму «по подозрению в мятеже», а Михала и его детей записывают в Граждане. В 20-ых и 30-ых семья Михала - в приходе Красносельского костела, где крещены дети: Иосиф, Бернард и Хелена. Сын Иосифа мой прадед Антон рождается ориентировочно в 1855 г. (по РС 1864 ). Известно что в 60-ых живут в С… (Возможно Старинки?) Первого стана Вилейского уезда. Все живут в Вилейском уезде. Бернард живет отдельно.
В списках за 1869 г. в графе "Место проживания" дан "ребус". Приблизительно это так: Вилейский уезд (Известно точно по иным документам) 1 Стана ( Похоже как и в других записях списка) в Ста.. (Тут возможно Старинки). По метрикам Красносельского костела в 1827 и 1833 г. семья Пиотрович/Петрович живет в Суходольщине, которая между Красным и Олехновичами. В 1835 г. - рядом в Улановщине. Это немного ближе к Красному. Надо определиться, что за село может быть? и по какому костелу дальше работать? P. S. Анализ по исповедальным на vilejski-uezd результата пока не дал. Фамилия была, но имена не совпадали. Надо: Михаил Казимиров, Иосиф, Бернард и Хелена Михайловы, Антон и Розалия Иосифовы.
Похоже на Старинки. А можете выложить всю страницу. чтобы посмотреть примеры почерка в других словах.
Спасибо Михаил,но полной страницы нет и записи сами по себе очень плохие во всех отношениях и в большинстве по всей книге. Даю более полный вариант. По Вашей рекомендации смотрел на familysearch метрики Радошкович и ещё Красносельские за 1860-1862. Расчитывал увидеть Розалию Иосифову, которой по РС 1864 г. 3 года. Обнаружил другое – у дворянина Бенедикта Пиотровича в 1860 г. рождается дочь, но у Иосифа младший брат по метрике – Бернар. Конечно скажения с имёнами в метриках имеют место быть. Какие ещё костелы в округе имее смысл глядеть?
Всё-таки похоже на Старинки, вернее Стажинки. Есть недалеко одни Старинки. но не факт. что это они - уж очень распространенный топоним. Шляхтичи, как вольные люди могли селиться и креститься где угодно. Может они в это время, вообще, где-нибудь в Вильне гостили, мало ли. Там и ребенка покрестили. Ближайшие костелы кроме Красного были: - в Хожово (закрыт в 1865-66); - в Дуброво (закрыт в 1865-66); - в Холхло (закрыт в 1865-66); - в Радошковичах.
Спасибо Михаил. Ваша информация помогла мне составить "дорожную карту" дальнейшего поиска. Я уже "пробил" на familysearch метрики по всем костёлам Вилейского деканата в определенные годы. Имею на сегодня отрицательный результат, который то же результат. Думаю теперь "обратить взор" на костёлы в соседних уездах по периметру Вилейского с привязками к разным Старинкам-Старжинкам. Старинки под Олехновичами интересны тем, что семья в 20-ых и 30-ых жила не далеко в Улановщине и Суходольщине. Тут буду еще смотреть костёл в Дуброво, которое рядом и в Минском уезде. Еще поинтересуюсь Старинками-Старжинками под Воложином, которые то же находились в Вилейском уезде, но в Раковской парафии. Может и у Вас будут еще предложения? Сориентироваться географически помогло бы знание, как тогдашнее МВД делило уезд на станы. Но наверное сегодня это ни кому не ведомо?
Наоборот, это очень легко установить. Всего было три стана: 1-й - с центром в Молодечно, 2-й - с центром в Долгиново. 3-й - с центром до 1870-х в Мяделе, а позднее - в Дуниловичах. Дальше, есть такой справочник: "Сведения о населенных местах Виленской губернии, собранные губернским статистическим комитетом МВД по предписанию Министра внутренних дел от 9 апреля 1859 г.". Онлайн его можно посмотреть в Ельцинской библиотеке, вот здесь. В справочнике есть практически все населенные пункты Вилейского уезда по состоянию где-то на 1860-1865 (не позднее) с указанием количества жителей и их конфессионального состава. Населенные пункты сгруппированы как раз по станам и к каждому стану есть алфавитный указатель, так что ориентироваться легко. Вот страницы по Вилейскому уезду: 262 - 1-й стан 307 - алф. указатель к 1-му стану 314 - 2-й стан 362 - алф. указатель ко 2-му стану 366 - алф. указатель к 3-му стану 373 - 3-й стан 419 - список православных приходов с принадлежащими им деревнями. Таким образом, оказывается, что в 1-м стане было шесть Старинок. Кроме вышеприведенных Старинок под Олехновичами могу подсказать ещё две: - Лукавецкие Старинки - принадлежали Батуринскому католическому приходу. - Хотенчицкие Старинки - принадлежали Хотенчицкой православной церкви, а вот куда относились католики точно не помню, кажется к Ильскому костелу.
после М.Мицкевича Улановщиной владел Море, затем в в 1849 г.- помещица Твардоматская, в 1850 г. помещица Жаковичева,а в 1857 г. помещик Юревич. Узнала об этом, изучив метрические книги, ревизские сказки и другие документы на этом сайте.
Старынки рядом с Лукавцом, владение Шумских, с 1853 - Боровских - https://www.google.by/maps/place/St...!4d27.4264342!16s/g/12hhhh1vn?hl=ru&entry=ttu Ильянская церковь, костел Ольковичский и Ильянский. Тема по костелу и церкви здесь - http://vilejski-uezd.by/forums/ilja-zabore-obodovcy-i-okrestnosti.33/
Усім, каго ўспоміў і не успомніў, дзякуй за удзел і дапамогу ў пошуку. Сапраўды, надалей, з іншых дакументаў высвятліў, што сям'я прапрадеда ў тыя часы перабралася ў вёску Свечкі, што зусім не далёка ад ранейшага іх мешкання. Таму худчэй, той неразборлівы запіс ёсць Свечкі, а не Старынкі ? Так сама, пэўна тады, змяніўся прыход з Краснага на касцёл у Дуброва. А з МК па касцёлу Дуброва сёння зусім дрэнна. Яшчэ раз усім дзякуй.