Добрая навіна! На сайце НЭБ з'явілісь алічбованыя ЛЕВ.Спасылка- Веснік Віленскага прав.брацтва-https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_INFOCOMM5_1000319647/; ЛЕВ -https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_INFOCOMM5_1000340046/ ЛЕВ можна глядзець ці скачваць з 16 старонкі і да канца.
Спешу поправить! В 70-х годах священника Груздо-Полочанской Свято-Пречистенской церкви звали Евфим Иванович Кудасов (не Евгений), его жену - Олимпиада Пакнратьевна. Я их пра-пра-пра-внук. С уважеием, Артем.
Можа каму трэба . Литовские Епархиальные ведомости 1863,1864 год. 55 рублей http://ay.by/lot/litovskie-eparhialnye-vedomosti-1863-1864-god-5023486125.html
Аднымі з найбольш цікавых матэрыялаў, на мой погляд, з'яўляюцца гістарычныя даведкі пра храмы. Наконт вілейскага павета ёсць вось такі артыкул у выпуску №23 ад 1869 г.: "Долгіновское і ошмянское благочінія вь 1784 году. (Ізвлеченіе із візіть)". Нажаль, але мне так і не пашанцавала знайсці такі ж дакумент па хаценчыцкай царкве (лукавецкай/батурынскай капліцы) лагойскай пратапопіі мінскага сабору. Вялікая просьба, калі хто сустрэне ў момант прачыткі падобную інфармацыю па указаным цэрквам, паведаміць аб гэтым.
Siabry, Niadau'na dawiedau'sia, szto maje prodki chadzili u Walożynski kaściol (Aszmianski pawiet). Wikipedia pisza: В 1864 г. костёл был закрыт российскими царскими властями и переосвящён в православную церковь. В 1921 году, после того как Воложин вошёл в состав Польши, храм вернули католикам. Napeu'na, paślia 1864 g. jany i stali prawaslau'nymi i chadzili użo u carkwu. Dumaju, takaja źjawa nie magla prajści niezau'ważna, pawinny byli zastacca kipy roznych dakumentau'. Pytańnie: jakich? i dzie ich szukać? Piszu u getym raździelie, bo, napeu'na, u "Литовские епархиальные ведомости" moża być niejkaja infarmacyja. I, uwogule, jak prachodziu' gety praces? Ci bylo niejkaje "aficyjnaje" pieraachryszczennie, "prysiaga na wiernaść" ci nieszta takoje? Upierszyniu z getym sutyknuu'sia... Dziakuj!
Працэсс пераўтварэння каталікоў у праваслаўных зўсім не быў падобны на эвангельскі цуд - пераўтварэння вады ў віно. Пэўна таму, што рабіл гэта не Хрыстос, а царскія ўлады. Таму, рабілася як заўсёды : "добровольно-принудительно", если не просто принудительно. Аб гэтым вельмі сцісла ў вікіпедыіі: https://ru.wikipedia.org/wiki/Католицизм_в_Белоруссии А больш падрабязна ў іншай літаратуре. Даваў раней. Глядзіце ў тэме: Полезныё ссылкі. Ёсць (там дзе захавалася) унікальныя поўныя пасямейныя спісы "прихожан" расфарміраваных парафій за 1864 г. Калісці сутыкаўся з такімі ў ЛДІА (ЛГИА).
З таго, што памятую: гэта былі "приходские списки 1869 г." касцёлаў Ракава, Каменя і Першаёў. Там па асобку знаходзяцца спісы сямей з суседніх парафій, дзе касцёлы былі ліквідаваны. Спісы вельмі поўныя. У іх адзначан сацыяльны статус сям'і і хто перайшоў у праваслаўе. Такіх была меньшасть і ў асноўным сяляне. Асабіста для сябе я тады нячого на знайшоў, таму пакуль ўсё, што ўспамінаю, але ведаю хто больш дакладна можа паглядзець і калі трэба пішыце ў лічку.
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/10731/ О проекте Интернет-проект «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке» ставит перед собой цель совместными усилиями верующих создать как можно более полную биографическую базу данных о православных пастырях ХХ века и представить как можно более полное и яркое собрание материалов о их жизни и служении. Проект является открытым, координируется Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. На этом замечательном сайте можно посмотреть / скачать pdf различные "Епархиальные ведомости" Российской Империи, в т.ч.: 1) Литовские епархиальные ведомости. Вильна, 1863–1916 1a) Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства. Вильна, 1907–1916 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/10870/ 2) Гродненские епархиальные ведомости. Гродно, 1901–1915 3) Минские епархиальные ведомости. Минск, 1868–1920 4) Могилевские епархиальные ведомости. Могилев-на-Днепре, 1883–1917 5) Полоцкие епархиальные ведомости. Витебск, 1874–1918 Полная комплектность и хорошее качество сканов. Работает поисковик. На сайте много и другой информации по духовенству, я всё не анализировал. В этой связи возникает вопрос к спецам-технарям: как бы это загнать весь массив изданий Литовских епархиальных ведомостей в одну программу и там проводить поиск? Если просматривать по одному экз. - уйдет куча времени, а информации там много полезной. Я наобум просмотрел несколько номеров и в каждом нашел что-то интересное по своим церквям.
Коллеги, может у кого есть Литовские епархиальные ведомости. 1866. №10 ? На вышепредставленном сайте его нет, хотя там собраны почти все номера. А этот номер мне очень нужен. Или подскажите, где еще посмотреть
У мяне ёсць частка,старонак 10.На сайце РНБ памылкова стаіць №10 1865 года,але мне рабілі копію з папяровага асобніка ў бібліятэцы.
Пользователь Михаил разместил новый файл: Литовские епархиальные ведомости - Выпуски за 1863-1909 и 1914 гг. Выложил подшивку с РусНЭБа. Теперь можно скачать её сразу всю одним файлом (почти 70 ГБ), ну или просматривать по отдельным выпускам.
Может спецы-технари подскажут, как лучше проводить поиск по ключевым словам во всех этих номерах. Хочу собрать весь объём информации по своим церквям.
Там в первом номере каждого года оглавление всех статей за весь год есть. Но рубрики с местными новостями и распоряжениями всё равно нужно в каждом номере отдельно просматривать. Поиск по словам там не работает, т.к. текст не распознан.
А может у кого-то есть выпуски «Минских епархиальных ведомостей» 1990-х гг.? Периодичность выхода в свет в 1989–1997 годах была непостоянной; один выпуск совмещал зачастую несколько номеров. В 1989 году вышло 15 номеров, в 1990 году — 1, в 1991-м — 6, в 1992-м — 8, в 1993-м — 8 и праздничный оттиск, посвященный 200-летию Минской епархии, в 1994–1996 годах — по 1 номеру в год. С 1997 года журнал издается ежеквартально. Мне бы 1990, 1996 и весенний выпуск 1993 (не знаю, какой точнo)