Извините, но аргумент в стиле "А у вас негров линчуют!" Абсолютно согласен с комментарием Алексея выше. Ну, хорошо. Положим, нашлось место, где людям жилось ещё хуже и бесправней, чем крепостным в Российской Империи. И что дальше? Это делает крепостничество гуманным явлением (ну, ведь не вешали же человека по первому подозрению, как в Америке!)? Или, может, помогает нам лучше его изучить? Если уж хотите заняться историческим сравнением, то я бы с интересом посмотрел на сравнение особенностей крепостного права в РИ и иных европейских странах. Это было бы полезней для целей данной темы. И тут не соглашусь. Законы - это одно, а вот исполнение их на местах, увы, - совсем другое. Указанная "лирика" - это по сути "репортаж" о жизни того времени. Документом не является, стопроцентно верить нельзя, но общее представление о ситуации даёт.
Не в плане поспорить. Может кому-то тоже будет интересно и\или сможет посмотреть раньше. ЛГИА 381.24.3048 Указ Сената о правилах направления войск для подавления выступлений крестьян против помещиков (1823 г.) Что официально могло служить поводом для задействования войск? Например, согласно книги Память Миорского района в Узмены в 1841-1846 г.г. периодически вводили на постой войска, чтобы "содействовать" скорейшему переходу местного населения из униатства в православие (стр.609-611).
Вось павіннасьці майго продка, Хадзінскага Тэадора Раманавіча, земяніна Маркаўскага Стараства 1789 год. засьценак Ходні. Павіннасьці 1789: Зямяне, якія за Віліяй пражываюць, акрамя некаторых, якія жывуць у засьценках на самых дрэнных землях, (...?) апісаных, плаціць павінны з паўвалокі чыншу злотых 30, падымнае злотых «?». За морг сенакосу, акрамя лугоў сядзібных, злотых 2. За авёс збожжам дагэтуль давалася грошаў 15, курэй адну або грошаў 10, яек дзесяць ці гроша 3, грыбоў адну копу, або згодна таксы інвентарнай гроша 24. За «трапаны» да гэтага часу давалася гроша 24. За Драніцы дагэтуль давалася па 2 копы, за кожную па грошаў 15. (? ...) За свабоду (магчымасьць) продажу тавараў, куды хочуць на бок, як тое лёну, пянькі, насеньня ільняных і канапляных, злотых 4. Дарогу конна з лістом за 50 міль, або (...?) адбыць павінны. Мёд паловай двару павінен аддавацца. З іншых жа валок столькі чыншу і даніны плаціць павінны ( «столькі» тут, верагодна значыць «столькі ж»). Пытаньне: хто падкажа, што за Драніцы і Трапаны?
Пытаньне: хто падкажа, што за Драніцы і Трапаны?[/QUOTE] драніца Тое, што і дранка. . дранка 1. Тонкія дошчачкі для крыцця даху або для абівання сцен пад тынкоўку. 2. Кожная з такіх дошчачак. "трапаны" - возможно, это про вытрепанный лён
Давайте восстановлю ключевые точки: 1. Негров действительно линчуют. 2. Рабство в РИ было запрещено. 3. Крепостное право ≠ рабству. 4. В Инвентаре имения Раклишки указаны наказания, «равные по своей суровости и неслыханности, наказаниям американских рабов». 1585 5. Стало в ВКЛ крепостным жить лучше после 1585 года? Не думаю, но можете попытаться меня разубедить. Наказания крепостных в Rzeczypospolitej были сравнимы с наказанием американских рабов. Вот в чем поинт. Не согласны – аргументируйте, только без ссылок на Некрасова и прочую лирику. ШТОА? Это Вы явно не мне отвечаете. ИМХО крестьянская жизнь была настолько беспросветна, что на этом фоне крепостной или нет особой роли уже не играло. Вы попробуйте пушной хлеб на досуге для самообразования. Так гг. Я.Ф. Головацкий, И.Я. Спрогис, К.И. Снитко и Ф.Н. Добрянский уже сравнили положение рабов с крепостными в ВКЛ, что вам еще надо? Сложно сейчас установить в какой части «лирику» надо на порядок делить, а в какой умножать. Относится к худлу написанному на потребу 15% населения выходцами из 1% как к «репортажу» - вы смеетесь? Можно таких «уток» гнать 85% нипочем не узнает и во лжи не уличит. Выше тут «Мертвые души» советовали. Письмо Белинского к Гоголю читали? То самое за которое Достоевского потом чуть не вздернули? Белинский подробно объясняет, как правильно надо писать «репортажи». Советы из Швейцарии в Италию (Гоголь жил в Италии, между прочим, на императорской пансион) – знатные репортёры!
Ну, вот и опять "утки" полетели. Русский классик 19 века, такое возбуждённо-монархическое состояние пробовал охарактеризовать стихами: «…Мы ж без царя как раки Горюем на мели» А. К. Толстой Но, шутки-шутками, а как-то надо решать, чтобы подобными "манёврами" людей не беспокоить и иметь возможность работать спокойно и по существу.
Попробуйте найти тут http://nlr.ru/e-res/law_r/content.html Очевидно, Вам нужен том 38. То, что рабовладельцы по старой республиканской привычке наказывали крепостных "наказаниями равными по своей суровости и неслыханности, наказаниям американских рабов"? Например. Или ответ на простой литовский бунт по пьяни. См. вырезку из Военно-статистического обозрения Российской Империи. Том IX. Часть 2. Виленская губерния. 1848ю Авторитетный источник? Технологией «содействия» можно поделится? Как авторы «книги Память Миорского района» себе это представляют технически? Я с историей этих мест не знаком, но предположим, что в Клястицах стоит церковь Святых Апостолов Петра и Павла построенная 1826 году греко-католического исповедания, после Полоцкого собора ее епархия с ее же согласия вернулась в греко-российское исповедание. Чем ввод войск в Узмены будет "содействовать" скорейшему переходу? "Жителей же в Дриссенский уезде (1892) 81832 человека, в том числе православных 51041, раскольников 395, католиков 20112, протестантов 270, евреев 10014". Население РИ в 1835 году 61 млн., в 1897 - 129, что дает примерно коэф 2. Т.е. в 1841 году в уезде было около 25 т.ч. греко-католиков (на самом деле меньше в силу законов РИ). Теперь с войсками: "По имеющимся статистическим данным на 1862—1869 годы около 70-77 % российского армейского офицерства составляли православные при общей доли православных в населении империи порядка 68 %. Кроме того, католики составляли около 13 % офицеров при общей доле в населении около 8 %, протестанты порядка 7 % при доле в населении 3 %. (Национальный состав российского офицерского корпуса)" В каком размере их вводили? Батальон, полк, дивизию? В полку около 2000 человек. По одному на 10 человек греко-катлического исповедания. Примерно так: Взвод солдат под командованием риммокатолика Зайковского приходит в деревню Ковали сортирует униатов от римокатоликов и строем на... (на что кстати? Перекрещивать униатов не надо, а в Петропавловской церкви уже все православненько)... праздник Троицы. По пути взвод собирает и местное население (таки надо добить до соотношения 10 к 1). Иногда попадаются евреи (1 из 10) их тоже конвоируют в церковь. Господь потом сам разберется. Крестьяне упираются, но идут (за не приход штраф), солдатики следят за местным населением, подгоняют прутком, как утят на бойню. Но чу, лошадка снег почуяв у Фотия сына Кондратовича фамилии Глыба и законной его жены Клеопатры дочери Леоновой в деревни Шалашники родился ребенок. Надо крестить. Унтер-офицер Зайковский, бросая взвод, спешит на помощь! Гнида Зайковский, римско-католического исповедания первым браком, хватает бедное униатское дитё и с дьявольским хохотом крестит его по греко-российскому обряду и в восприемники записан. Наглец какой! Вы с графчиком промахнулись. Не та цитата, не в том контексте. Что РИ, что РП – оба хуже. «A plague o' both your houses! They have made worms' meat of me: I have it, And soundly too: your houses!» Так вам шашечки или ехать? Если ехать - изучайте законодательство РИ и РП и прочие первичные документы. Если шашечки - так изучайте «репортажи» дворянчика Некрасова с шляхтичем Сенкевичем.
1. По расшифровке этого глубокого текста: “графчик” – русский писатель А. К. Толстой. О нём в википедии тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Толстой,_Алексей_Константинович А “дворянчик Некрасов” – русский писатель Н. А. Некрасов. О нём в википедии тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Некрасов,_Николай_Алексеевич Пробовал обнаружить в википедии великого литературного критика с псевдонимом blackash, но странно (???) не нашёл??? Но надо отдать должное blackash. Принижать и оскорблять тех кто тебе уже ни как не ответит – дело по мнению ,blackash, беспроигрышное и успешное. А если ещё это все люди известные, авторитетные и общепризнанные, то если укусить (как паразиты в живой природе) – глядишь и прицепишься к чужому: авторитету, известности и признанию. Вот это оно в действительности и есть по blackash: Нет, спасибо, …. В Ваши “шашечки” – пожалуйста сами с собой и неприлюдно практикуйте. Но почему blackash так, Некрасова панически боится? Ведь никто кроме blackash о Н. А. Некрасове пока и не упоминал? Но если будет настаивать – возможно придётся blackash порадовать и Некрасовым. 2. А откуда вообще у blackash такая махровая русофобия и оголтелая ненависть к русской литературе и культуре? Совсем не нравится blackash школьная программа по русской литературе: Ну, не любит blackash великую русскую литература от начала до конца. Ведь очень мешает она blackash “творить” “альтернативную историю”. Вот, все эти “графчики” да “дворянчики” и иные “писаки-мараки” всё предупреждали, предупреждали ... власти в империи, что нельзя так, что одумайтесь, что беда будет! Беда и случилась! Время рассудило! Оказалось, что все эти “графчики” да “дворянчики” были просто писателями-реалистами! Отсюда и вся неукротимая нелюбовь “альтернативного историка” blackash к русской классике! 3. Признаю, что ошибался. Думал, что господин blackash с подобными высказываниями просто “слегка не в себе”: Но нет. Действительность оказалась куда сложнее. По всей видимости имеют место быть действия профессионального интернет-бота и провокатора, которому весьма успешно удалось заблокировать работу в таком важном и актуальном разделе на vilejski-by : "Крестьяне в ВКЛ (категории, повинности и пр.)" Да и драгоценное время господин blackash забирает на вычитывание разных: “уток”, “градов на холме” и прочего графоманства. 4. Совсем недавно уважаемый форумчанин Dianis выложил весьма интересные документы, где сообщается о повинностях и пр. крестьян ВКЛ в 16 ст. Это на стр: http://vilejski-uezd.by/threads/fol...evni-pugovki-girgeli-sojchino.1354/#post-8304 Информация очень полезная для раздела "Крестьяне в ВКЛ (категории, повинности и пр.)". Интересно было бы спокойно это проанализировать. Но разве интернет-бот теперь позволит такую роскошь? Возможно, без вмешательства администраторов восстановит нормальную, по существу работу в разделе "Крестьяне в ВКЛ (категории, повинности и пр.)" будет сложно.
Категория граждан, не имеющие своего хозяйства/дома проживающие у кого-то, например у родственников. Они занимали "угол" (кут) в их хате. Кутники занимались различными ремёслами, промыслами, нанимались в работники и т.д. Вообщем типа арендаторы, без претензий на хозяйство, соответственно не выполняли всякие тягловые работы положенные для двора.
Дополню еще выдержкой из книги Козловского "Крестьяне Белоруссии во второй половине XVII-XVIII в.": Что же касается моего опыта, то, да, часто это родственники. Осиротевшие племянники, двоюродные братья и т.п. Могут быть и осиротевшие крестники, которые тоже в той или иной мере имели родственные связи. В других случаях, возможно, я просто не установил степень родства за неимением нужных документов. Также это могли быть и беглые крестьяне. Особенно если фамилия нетипична для данной местности. Т.е. сбежал от своего пана к другому, нанялся на работу, был подселен в семью с нехваткой мужских рук. Подтверждением тому могут быть инвентари, особенно об убывших/найденных беглых крестьянах.