1. Определить к какому приходу относился интересующий вас населенный пункт проще с помощью Карты православных и униатских приходов
  2. Уважаемый Гость! Генеалогические исследования на нашем портале стали намного удобнее, потому что у нас появился Каталог-навигатор по фамилиям Вилейского уезда. Обновление этого каталога происходит постоянно, и Вы тоже можете в этом помочь. Подробности здесь.
  3. Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!

Крестьяне в ВКЛ (категории, повинности и пр.)

Тема в разделе "Общие вопросы, советы, обсуждения,поиск документов", создана пользователем Алексей Артемьев-Хщанович, 11 фев 2019.

  1. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта Техподдержка

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.462
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.434
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    blackash и Гайко, пожалуйста, оставьте уток, свиней и поэтические метафоры в покое - здесь всё-таки не форум словесности. Давайте ближе к фактам и документам.
     
    Гайко, Dianis и Bander нравится это.
  2. Dianis

    Dianis Мегапользователь

    Регистрация:
    4 май 2016
    Сообщения:
    188
    Симпатии:
    322
    Ищу:
    Щербицкий, Вяль, Пучковский, Пугавка, Мороз, Сачивко, Чернявский, Анисимов
    География поисков:
    имение Язно и имение Игуменово Дисненского уезда, Быховский уезд
    Каким-то образом освободиться получалось еще и во времена сразу после присоединения к РИ.

    Во вложении отрывок из РС 1795 года по имению Игуменово Дисненского уезда. Запись напротив домохозяйства Гаврилы Пугавки: Прилагаются при сей сказке на вольность Гаврилы Пугавки документы с сынами его Мартином, Киприяном и Иваном (причем только на странице писанной на русском языке, в польском варианте - только само семейство).
    Самих документов к сожалению не было.

    Два маленьких штриха к семейству:
    1) Пугавки жили в Коперовичах как минимум с 16-го века, т.е. были не пришлыми.
    2) Михайло Пугавка в 1750-х годах пытался бежать в другое имение. Был найден и по суду возвращен на прежнее место жительства.
     

    Вложения:

    • 1129об.4.jpg
      1129об.4.jpg
      Размер файла:
      2,8 МБ
      Просмотров:
      6
    • 1129об.3.jpg
      1129об.3.jpg
      Размер файла:
      3,3 МБ
      Просмотров:
      5
    Гайко и Михаил нравится это.
  3. Гайко

    Гайко Мегапользователь

    Регистрация:
    10 фев 2016
    Сообщения:
    329
    Симпатии:
    233
    Ищу:
    Гайко, Коляго,Ворон,Воронько, Петрович, Воропай, Боричевский, Полюхович
    География поисков:
    Вилейский уезд: п. Долгиново (ныне Вилейского р.) ; деревни: Глинищи, Гнездилово, Коляги, Вороны (ныне Докшицкого р).;
    г. Минск и деревни: Крыжовка, Ратомка Минского р. ; деревни Жолкино, Трушево Пинского р. и рядом п. Серники Заречьнянского района - Украина.
    Как законопослушный пользователь - выполняю предписание администратора Михаила.
    Убираю из сообщения "поэтическую метафору", коей является зарифмованное свидетельство о "крепостном праве" современника "крепостного права" А. С. Пушкина.
    Необходимо правда отметить, что действительное состояние дел в конкретный период отображается не только в канцелярских бумагах, но изучается так же и по литературным источникам.

    А милые зверюшки и весь тот зоопарк - НЕ МОЕ ))))))))). Этим не распоряжаюсь.
     
  4. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта Техподдержка

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.462
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.434
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Я, вроде, не просил убрать, я просил не продолжать. А под "поэтическими метафорами" имел в виду, прежде всего, "грады на холме", "сияющие республики" и прочее. В любом случае, давайте продолжать в рамках темы.
     
    Гайко нравится это.
  5. Гайко

    Гайко Мегапользователь

    Регистрация:
    10 фев 2016
    Сообщения:
    329
    Симпатии:
    233
    Ищу:
    Гайко, Коляго,Ворон,Воронько, Петрович, Воропай, Боричевский, Полюхович
    География поисков:
    Вилейский уезд: п. Долгиново (ныне Вилейского р.) ; деревни: Глинищи, Гнездилово, Коляги, Вороны (ныне Докшицкого р).;
    г. Минск и деревни: Крыжовка, Ратомка Минского р. ; деревни Жолкино, Трушево Пинского р. и рядом п. Серники Заречьнянского района - Украина.
    Грады на холме ))))))))) ????
    А где же тут поэтическое?

    Всегда раньше полагал, что поэтическое - это А. С. Пушкин прежде всего. Так ещё в советской школе научили. Поэтому наивно принял это замечание на наш с Александром Сергеевичем счёт.

    В дальнейшем постараюсь не отклоняться от линии партии.
     
  6. blackash

    blackash Местный

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    97
    География поисков:
    Радошковичи, Гуя, Глушаны, Лисицы, Ермаки, Ломшино, Збаровичи, Агарки,
    Соломеревичи, Колоница, Бориски, Брагин, Бурки, Селец, Соболи, Листвин, Микуличи, Поповка /Ленино/
    Крепосная зависимость (утка) в Республике существовала вне зависимости от того как это де юре называлось ("жареной уткой" или "свиньей"). Судя по всему вы верите, что крепостной зависимости в Республике или не было ("А есть "чудные" орнитологи...") или она (зависимость) быля мягше, чем в соседней империи, но ваша вера пока не очень хорошо аргументирована ссылками на заслуживающие доверия источники.
    Товарищ, Вы о чем?
    Если кто и путает то товарищи из Виленской Археографической Комиссией (том XIV, стр XII, 1887, Вильна), а именно Председатель Я.Ф. Головацкий, И.Я. Спрогис, К.И. Снитко и Ф.Н. Добрянский. Иммено они посмели, сравнить условия жизни крестьян в 1585 году в Республике с рабами американских плантаторов. Кому верить? Я верю уважаемой Виленской Археографической Комиссии.
    Пламенный привет передавайте, авторам в 1887 год.
    Чем Вам не нравится название государственного образования в который входил Вилейский повет с 1 июля 1569 по 3 мая 1795 года?
    Сам ищу. Если интересна жизнь крестьян после отмены крепосного права могу рекомендовать А. Н. Энгельгардта "Из деревни: 12 писем, 1872—1887". Смоленщина всего 400 км от Вилейки. Отуда можно узнать, что колхозы придумали совсем не большевики.

    P.S. О 39 томах вышеупомянутых "Актов Виленской археографической комиссии" все же в курсе. (https://runivers.ru/lib/book3036/). Рекомендую, том XIV особенно.
     
    #26 blackash, 22 фев 2019
    Последнее редактирование: 22 фев 2019
  7. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта Техподдержка

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.462
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    1.434
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    blackash, я попросил уже заканчивать со свиньями и утками. Все эти препирания не по делу в дальнейшем удаляю без предупреждений.

    А за Энгельгардта - спасибо, почитаю на досуге.
     
  8. smal

    smal Местный

    Регистрация:
    30 мар 2016
    Сообщения:
    43
    Симпатии:
    61
    Ищу:
    Шишло
    Кульвановский
    Повинности бояр из Инвентаря Радошковского староства 1789 г

    4to Powinnossći Boiar.


    1mo Boiarowie włośći Radoszkowskiey tak zPołwłocza Siedzibnego| iakoteż iPrzyiemnego Czynszu płaćić maią, po Złł~ch Szesnasćie| ytakowy Podatek corocznie, o Sm Marćinie bez Remanentow wbia|łey Srybney monieci lub Złłotem, wnośić są obowiązanie.

    2do Ciz Boiarowie wedle dawnych Powinnośći y Ustaw, dwie Fury co| Rok do Wilna, w ciężarze pomionym, w czasię sanney| drogi odbywać powinni, aby tedy w takowey Podroży Swoich nie=|psuli Koni, ciężarem nadzwyczaynym obładowani być niemaią| ktorym na iedną Furę dawać się ma, albo Zyta Ośmin Komissyi|nych dziewięc, albo Jęczmienia Ośmin dziewięć, albo Pszenicy lub| Grochu po Ośmin dziewięć, iako ySiemienia Lnianego tyteż. Al|bo Owsa, lub Gryki, lub Konopi, po Ośmin dwanaśćie, albo Pięki| lub Lnu po Kamieni Dzieśćęć, ~ to zaś yMostowe, lub -| przewozy po Traktach, Skarb opłacać powinien, ktorzy od-| tego są wolnemi Expensu. A Jeżeliby Skarb, takowych| do Wilna Fur niepotrzebował, tedy każdy Boiarzyn, za każdą| Furę po Złotych pięć Podrożczyżny zapłacić Powinien.

    3tio Ciz Boiarowie wedle dawnych Ustaw y Powinnośći z Poł-|włocza || włocza Swoiego Siedzibnego, ku Pomocy Ciągłym, każdy zDo|mu Swoiego po dni dziewięc poiedney Osobie dla przyczyn w| powinnośći Ciągłych, w Punkćći № 2do, o Gwałtach przepisa|nym, tę dni tak odbywać powinni, iak Ekonomiczna wy|ciągać będzie potrzeba, Czyłi zUprzężem, czyłi Pieszą.

    4to Tychże Boiar iest Powinnośćią Konieczną, dla odbywania drog-|Wileńskich, lub w Inną Stronę teyże odległośći, w Cięzarze| przyzwoitym, mieć Koni dobrych, do wozu zdatnych, a Jeżeli| by z Boiar tych ktory niemiał Koni, y Sam ku Ubostwu zmie|rzał, tedy takowy, wraz ma bycę w Ciągłego obrocony, a| nato mieysće aby Boiarskiey niebrakowało posługi, Ciągłego dob=|rze się maiącego Krewować na Boiarzyna.
     
  9. Гайко

    Гайко Мегапользователь

    Регистрация:
    10 фев 2016
    Сообщения:
    329
    Симпатии:
    233
    Ищу:
    Гайко, Коляго,Ворон,Воронько, Петрович, Воропай, Боричевский, Полюхович
    География поисков:
    Вилейский уезд: п. Долгиново (ныне Вилейского р.) ; деревни: Глинищи, Гнездилово, Коляги, Вороны (ныне Докшицкого р).;
    г. Минск и деревни: Крыжовка, Ратомка Минского р. ; деревни Жолкино, Трушево Пинского р. и рядом п. Серники Заречьнянского района - Украина.
    Крестьяне в ВКЛ и Российской империи (категории, повинности и пр.)

    Свобода вероисповедания крестьянина Игнатия Степанова – нервозность и растерянность российских губернских чиновников.

    Документ 1830 г. из 391-8-260a ЛГИА:
    «Запросы в Виленское ДДС о подтверждении дворянства».

    Вот таким образом крестьянин Игнатий Степанов в дворянский фонд попал.
     

    Вложения:

  10. blackash

    blackash Местный

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    97
    География поисков:
    Радошковичи, Гуя, Глушаны, Лисицы, Ермаки, Ломшино, Збаровичи, Агарки,
    Соломеревичи, Колоница, Бориски, Брагин, Бурки, Селец, Соболи, Листвин, Микуличи, Поповка /Ленино/
    Забавно конечно, но что в этом нервозного и/или растерянного? В бюрократических жерновах заблудилась справка. Через 40 лет ничего не поменялось. Энгельгард изящно описывал это следующим образом:
    "Знай все законы, все распоряжения, все бумаги. В особенности с бумагами трудно. Придумают что-нибудь, напишут, ты только что выучил, запомнил -- глядишь, новое выдумали, а старое прочь. Когда-то я служил секретарем отделения в одном комитете. Ужасно трудно было сначала, пока не подладился. Что ни день, то бумаги. Нужно "сообразить с делом", собрать справки, подготовить журнал, прочитать -- в комитете, изменить, согласно замечаниям членов. Однако я скоро заметил, что составлять журналы по каждой бумаге совершенно излишне, потому что то и дело одна бумага отменяет другую. Вот и надумал я тогда гнездышко копить. Получу, бывало, бумагу и положу на полку, еще получу бумагу по тому же предмету -- опять положу. Так гнездышко и коплю помаленьку. Бывало председатель говорит: "Что же вы не докладываете бумаг?" -- "Не время еще, ваше высокопревосходительство, -- отшучиваюсь я, -- еще в гнездышках лежат, может, и выведутся". И действительно, смотришь, бывало, и вывелись. Вдруг получаешь бумагу, которая похеривает все гнездышко, так что или вовсе не нужно писать журнал, или всего только один журнал на все гнездышко.
    -- Вывелось, -- радостно докладываю я генералу. Смеется, бывало, старик, добрый был генерал. На улице, бывало встретится, вытянусь, честь отдам.
    -- Не вывелось ли чего? -- смеется.
    -- Насиживаются, ваше высокопревосходительство.
    -- Смотрите, чтоб не заглохло, чтоб заморышей не вышло.
    -- Смотрю, ваше высокопревосходительство, поворачиваю, разве болтун окажется."

    Что же касается свободы вероисповедания, так вроде русским по белому "за переход из Греко-Униатского вероисповедания в раскольническую ересь", за что по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. полагалось в РИ: "191. Отступившие от христианской веры православного или другого исповедания в веру не христианскую, отправляются к духовному начальству прежнего их исповедания для увещевания и вразумления. До возвращения в христианскую веру они не пользуются правами своего состояния и на все сие время имение их берется в опеку."

    С другой стороны в Республике была глава 1 конституции 1791 года в которой утверждалось:
    "I. Господствующей польской религией есть и будет святая римская католическая вера со всеми ее законами. Переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество."
    В интернетиках врут, что: "В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства. В 1689 г. обвиненный в атеизме Казимир Лыщинский был по приговору соймового суда наказан смертью. По Уложению 1733 г. православные и протестанты были лишены прав быть депутатами вольного сойма и судьями Главного трибунала."

    Получается, что в Империи свободы вероисповедания было побольше, чем в Республике.

    Что же касается темы этой ветки. Встретил в БО 184Х следующую конструкцию "уволенная из податного сословия". Это как? Уволить из сословия могли вроде только по суду (ст. 24). И как она теперь что? Пыталась записаться мещанкой?
    Brachnye-obyski-po-Radoshkovskoj-cerkvi-za-1846-gody-list013_15.jpg
     
    #30 blackash, 11 мар 2019
    Последнее редактирование: 11 мар 2019
  11. Dianis

    Dianis Мегапользователь

    Регистрация:
    4 май 2016
    Сообщения:
    188
    Симпатии:
    322
    Ищу:
    Щербицкий, Вяль, Пучковский, Пугавка, Мороз, Сачивко, Чернявский, Анисимов
    География поисков:
    имение Язно и имение Игуменово Дисненского уезда, Быховский уезд
    А как тогда быть со старообрядцами? Те же казни в 70-х - 80-х г.г. 17 века, например, Пустозерских страдальцев в 1682 году. И к слову почему тогда часть старообрядцев бежала от гонений у себя дома в Речь Посполитую?

    А сравнивать 19 век РИ и 17-18 века РП... Так можно и до закона 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» дойти.

    При в этом в общем и целом согласен, что равноправия религий в РП не было (можно еще протестантов и контрреформацию по случаю вспомнить). Только это тема обсуждения не этой темы форума.
     
  12. blackash

    blackash Местный

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    97
    География поисков:
    Радошковичи, Гуя, Глушаны, Лисицы, Ермаки, Ломшино, Збаровичи, Агарки,
    Соломеревичи, Колоница, Бориски, Брагин, Бурки, Селец, Соболи, Листвин, Микуличи, Поповка /Ленино/
    А вот врут, что правовым обоснованием казни была формулировка: за «великия на царский дом хулы» (речь шла о политических карикатурах, которые распространялись в старообрядческой среде).
    Поэтому хотелось бы ознакомится и с материалами дела и УК действовавшим на тот момент, потому как по Уложению 1845 года по 263 статье наказание в виде "лишения всех прав состояния и смертной казни", а по 267 всего лишь "лишения всех прав состояния и ссылка в каторжную работу в крепостях на время от десяти до двенадцати лет, а буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для четвертой степени наказаний сего рода, с наложением клейм".
    Так, куда они все делись?
    "В середине XVIII века Сувалкский край (тянувшийся до Немана), по разным подсчетам, могло пересечь до 100 тысяч старообрядцев."
    "Сейчас в Сувалкском регионе живет примерно 1 тысяча старообрядцев или, как их еще называют, староверов."
    К этому следующий вопрос, почему православные и прочие протестанты бежали в РИ? Не связано это как-то с манифестами 1762 года «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу» и 1763 года «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах». В этих манифестах было одно забавное исключение, но с этим исключением поляки в 20 веке сами справились.
    Конец 18 века и начало 19 сравнивать вполне можно. На мой взгляд. А уж середину 18 века точно можно.
    Так же как и с крепостным правом. Оно /в разных формах/ было везде в Европе и отменено примерно в одно время.
    В общем, да, а в частностях нет. Не полез бы я смотреть уложение 1845 года, не ознакомился бы с разделом вторым. Некоторые пазлы сложились по другому.
     
  13. Fraxinus

    Fraxinus Местный

    Регистрация:
    7 май 2016
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    78
    Ищу:
    Пискур, Шуляк, Томашевич, Ревяко, Радына(о), Король, Рыбинский, Бруй, Бобрович, Кажеко, Ламковский, Шунько, Такуш
    География поисков:
    Пожарищанский / Городокский приход (Новоселки Есьмановские, Бакшты), Яршевичский приход (Яршевичи, Есьмановцы, Адамовцы)
    Вот что указано в инвентаре 1779 г. о моем предполагаемом предке (крестьянин им. Черни под Брестом, принадлежавшего доминиканцам) (переводил с польского, насчет некоторых слов не уверен):
    Антонюк Степан, хозяин 1, имеет сыновей 3, дочерей 2, земли 2/4 волоки, отбывает повинности еженедельной мужской 3 дня, челядной (czeladney) - 3 дня, дает ржи szanek, овса szanek, гуся - 1/4, каплуна - 1/4, кур - 2, яиц - 10, talek - 2, чинша - злотых 17, грошей 8.

    Может, кто-нибудь знает, что это за челядная повинность, что за мера веса - szanek, что такое talki? И много ли это - 17 злотых (насколько я понял, часть этого имения продавали в 1781 году за 550 злотых)?
     
  14. blackash

    blackash Местный

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    97
    География поисков:
    Радошковичи, Гуя, Глушаны, Лисицы, Ермаки, Ломшино, Збаровичи, Агарки,
    Соломеревичи, Колоница, Бориски, Брагин, Бурки, Селец, Соболи, Листвин, Микуличи, Поповка /Ленино/
    Завершая тему крепостного права и рабства:
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  15. Dianis

    Dianis Мегапользователь

    Регистрация:
    4 май 2016
    Сообщения:
    188
    Симпатии:
    322
    Ищу:
    Щербицкий, Вяль, Пучковский, Пугавка, Мороз, Сачивко, Чернявский, Анисимов
    География поисков:
    имение Язно и имение Игуменово Дисненского уезда, Быховский уезд
    О праве на жизнь, здоровье и наказании посягающих на эти права:
    ЛГИА 381.19.5315 Указ Сената об освобождении от наказания управляющего им. Буйвиданцы Матусевича, виновного в смерти 3-х крестьян (умерших от побоев) - 1860 г.
     
    paval, Гайко, Бэлла и ещё 1-му нравится это.
  16. Гайко

    Гайко Мегапользователь

    Регистрация:
    10 фев 2016
    Сообщения:
    329
    Симпатии:
    233
    Ищу:
    Гайко, Коляго,Ворон,Воронько, Петрович, Воропай, Боричевский, Полюхович
    География поисков:
    Вилейский уезд: п. Долгиново (ныне Вилейского р.) ; деревни: Глинищи, Гнездилово, Коляги, Вороны (ныне Докшицкого р).;
    г. Минск и деревни: Крыжовка, Ратомка Минского р. ; деревни Жолкино, Трушево Пинского р. и рядом п. Серники Заречьнянского района - Украина.
    Эта фундаментальная таблица из фундаментальной работы о российском крепостничестве Н. В. Гогаля “Мёртвые души”?

    Или – “Господа Головлёвы” М. Е. Салтыкова-Щедрина, или – совсем не смешного рассказа “Му-му” из “Записок охотника” И. С. Тургенева?
    И далее по списку классиков бытописания жизни в Российской Империи начиная с “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева 1790 Год.
    Все эти произведения из школьной программы советского периода (да, пожалуй и теперь) русской литературы.
    Самым горячим и неравнодушным читателем весьма сложного по стилю
    произведения “Путешествие…” А. Н. Радищева. Была императрица Екатерина II.
    На полях радищевской книги она оставила множество комментариев:

    «Бунтовщик хуже Пугачёва!»;

    «Уговаривает помещиков освободить крестьян, да никто не послушает...»!

    «…едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то не оспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет по всей вселенной!» и Т. Д.…


    В доказательство «императорской правды» см. фундаментальную таблицу выше! ))))


    Р. S. А читать документы из ЛГИА и НИАБ не рекомендуется! Ибо они зачастую хотят испортить прекрасную картину передового русского крепостничества лучше которого “нет по всей вселенной “!
    И пусть негры Америки бесконечно завидуют простому счастью крепостного мужика “от Москвы до самых до окраин”.

    “Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!” – припев-эпиграф к означенной выше фундаментальной таблице о преимуществах русского крепостничества.
     
    #36 Гайко, 26 май 2019
    Последнее редактирование: 26 май 2019
    paval и Бэлла нравится это.
  17. paval

    paval Местный

    Регистрация:
    26 фев 2018
    Сообщения:
    166
    Симпатии:
    75
    Ищу:
    Хадзінскі, Мачальскі, Галіноўскі, Міна, Лях, Бледзька, Зярнятка, Шабан, Сіняк, Стаўбуновіч, Каранеўскі, Хадан, Канаш, Сенькевіч, Рудзінскі, Какашынскі, Шэшка, Бурак, Гіль, Квяткевіч, Сыракваш, Яськевіч, Пазьняк, Гук, Завадзкі, Місюль, Рогач
    География поисков:
    в. Ходні, в. Новыя Зімодры, в. Журыхі, в. Куты, в. Камары, в. Сакавічы, в. Высокая Прыстань, в. Тураўшчына, в. Талуць, в. Астравы
    Вось павіннасьці майго продка, Хадзінскага Тэадора Раманавіча, земяніна Маркаўскага Стараства 1766 год. засьценак Ходні.

    Павіннасьці 1766:
    З валокі аседлай па 20 злотых, з прыемнай па 10 злотых, з лістамі ці іншымі пасылкамі падводамі або конна, куды двор загадае, за свой кошт езьдзіць абавязаны, на гвалты на плаціны, вадаспускі, на мяжы і на лоўлю па сваіх днях хадзіць і езьдзіць абавязаны пры наглядчыку дворным, (Мёд) пчол хатніх і лясных вымаць, мёд напалову з дваром Маркаўскім дзяліць на сяброўства і іншыя патрэбы, пчол у чужыя воласьці аддаваць не павінны пад страхам штрафу 10 кап на двор, і суровага пакараньня, гэтаму штрафу i пакараньню, апісанымі за раздачу пчол, уся воласьць Маркоўскага староства падлягаць павінна,
    у царкве ці касьцёле па нядзелях і ў сьвяты бываць павінны, з накладаньнем штрафу на карысьць царквы ў ¼ фунта воску і пакараньня дворнага), дзяцей сваіх на староннюю службу аддаваць не павінны пад пагрозай суровага пакараньня, разам з чыншам па вянку баравікоў аддаваць павінны.
     
    Бэлла, Dianis, Михаил и 2 другим нравится это.
  18. Fraxinus

    Fraxinus Местный

    Регистрация:
    7 май 2016
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    78
    Ищу:
    Пискур, Шуляк, Томашевич, Ревяко, Радына(о), Король, Рыбинский, Бруй, Бобрович, Кажеко, Ламковский, Шунько, Такуш
    География поисков:
    Пожарищанский / Городокский приход (Новоселки Есьмановские, Бакшты), Яршевичский приход (Яршевичи, Есьмановцы, Адамовцы)
    Раз уж тут начался новый виток споров о правах крепостных в России, вставлю и свои "5 копеек". Советую почитать воспоминания Адама Богдановича (отца поэта Максима Богдановича) о жизни крестьян в XIX веке. http://old3.zviazda.by/wp-content/uploads/2016/04/Адам-Богданович.pdf
    Живое повествование, изобилующее интересными деталями, и в то же время с достаточно объективным взглядом на тогдашние нравы.
     
    malco, Бэлла, Dianis и 3 другим нравится это.
  19. blackash

    blackash Местный

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    97
    География поисков:
    Радошковичи, Гуя, Глушаны, Лисицы, Ермаки, Ломшино, Збаровичи, Агарки,
    Соломеревичи, Колоница, Бориски, Брагин, Бурки, Селец, Соболи, Листвин, Микуличи, Поповка /Ленино/
    Подробности будут? Материалы дела? Сам указ может быть? Нет? Я так и думал. Может там состав по ст. 98-109 Уложения и что тогда это дело доказывает?
    Эдак на основании 605.2.37.107 (ЛГИА 1840 год) "Дела о пьянстве викарного Ильской церкви священника Игнатия Мороза" можно делать вывод что все священники алкаши? Или нет?
    Может, я не внимательно читал раздел 10 уложения? Может там есть статья разрешающая убийство по сословному признаку? Вроде нет. Вот есть ст. 1854 и 1855 весьма любопытные три года в Томск за подделку документов о закрепощении с насилием так и первая степень. И вообще весь раздел 9 хорош. Вы ознакомьтесь, не ленитесь. А потом с новыми знаниями на борьбу с рабством.

    Нет, а какие есть претензии? Эти обобщения общеизвестны. Вы не стесняйтесь, поконкретней, со ссылками на "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г." Дела можно привести из ЛГИА, да и НИАБ пойдет.

    Товарисч, я Вам по секрету одну вещь скажу, только Вы никому. По ст. 1860 уложения рабство запрещено и карается каторгой до 10 лет, а ст. 1861 (sic!!! как угадал кровопийца Николай I в 1845) запрещена торговля африканскими рабами с соответствующими наказаниями. Только строго между нами. Постарайтесь не проболтать.
    Лирика ни о чем скипнута. Гоголь, Тургеньев, Салтыкова-Щедрина и Радищев против «Божіею поспѣшествующею милостію, Мы, NN, Императоръ и Самодержецъ Всероссійскій, Московскій, Кіевскій, Владимірскій, Новгородскій; Царь Казанскій, Царь Астраханскій, Царь Польскій, Царь Сибирскій, Царь Херсониса Таврическаго, Царь Грузинскій; Великій Князь Финляндскій, и прочая, и прочая, и прочая» - слабовато.

    А давайте почитаем документы из ЛГИА и НИАБ! Документы в студию!
     
  20. Алексей Артемьев-Хщанович

    Алексей Артемьев-Хщанович Мегапользователь

    Регистрация:
    13 май 2017
    Сообщения:
    284
    Симпатии:
    291
    Ищу:
    (Х)щанович Волынец Chrzczonowicz Шеймо Гримачонок Szejmo Блажевич Кракуть Пупкевич Krakuć Вербицкий Русак Брозовский Дубровский Смолко Козловский Ловкис Недведский Мацук Чернявский Акелан Кар(а)вацкий Казуро
    География поисков:
    Жигуны Иодовцы Комаи Королевцы Ногавки Мумишки Слободка Петюлево Трапшевичи Рожки Якубовские Субаче Лапуны Маньковичи Волынцы Козий Ручей
    Как по мне, так смысл не в том, чтобы сказать, кто/где/кому лучше/хуже. Что это даст кроме бросания камней в огород друг к другу? Зачем? Да и возможен ли в принципе столь однозначный вывод? Смысл же в том, чтобы понять, как по факту жили люди, а не где бы им жилось лучше/хуже.
     
    malco, Михаил, Влада и 2 другим нравится это.