blackash и Гайко, пожалуйста, оставьте уток, свиней и поэтические метафоры в покое - здесь всё-таки не форум словесности. Давайте ближе к фактам и документам.
Каким-то образом освободиться получалось еще и во времена сразу после присоединения к РИ. Во вложении отрывок из РС 1795 года по имению Игуменово Дисненского уезда. Запись напротив домохозяйства Гаврилы Пугавки: Прилагаются при сей сказке на вольность Гаврилы Пугавки документы с сынами его Мартином, Киприяном и Иваном (причем только на странице писанной на русском языке, в польском варианте - только само семейство). Самих документов к сожалению не было. Два маленьких штриха к семейству: 1) Пугавки жили в Коперовичах как минимум с 16-го века, т.е. были не пришлыми. 2) Михайло Пугавка в 1750-х годах пытался бежать в другое имение. Был найден и по суду возвращен на прежнее место жительства.
Как законопослушный пользователь - выполняю предписание администратора Михаила. Убираю из сообщения "поэтическую метафору", коей является зарифмованное свидетельство о "крепостном праве" современника "крепостного права" А. С. Пушкина. Необходимо правда отметить, что действительное состояние дел в конкретный период отображается не только в канцелярских бумагах, но изучается так же и по литературным источникам. А милые зверюшки и весь тот зоопарк - НЕ МОЕ ))))))))). Этим не распоряжаюсь.
Я, вроде, не просил убрать, я просил не продолжать. А под "поэтическими метафорами" имел в виду, прежде всего, "грады на холме", "сияющие республики" и прочее. В любом случае, давайте продолжать в рамках темы.
Грады на холме ))))))))) ???? А где же тут поэтическое? Всегда раньше полагал, что поэтическое - это А. С. Пушкин прежде всего. Так ещё в советской школе научили. Поэтому наивно принял это замечание на наш с Александром Сергеевичем счёт. В дальнейшем постараюсь не отклоняться от линии партии.
Крепосная зависимость (утка) в Республике существовала вне зависимости от того как это де юре называлось ("жареной уткой" или "свиньей"). Судя по всему вы верите, что крепостной зависимости в Республике или не было ("А есть "чудные" орнитологи...") или она (зависимость) быля мягше, чем в соседней империи, но ваша вера пока не очень хорошо аргументирована ссылками на заслуживающие доверия источники. Товарищ, Вы о чем? Если кто и путает то товарищи из Виленской Археографической Комиссией (том XIV, стр XII, 1887, Вильна), а именно Председатель Я.Ф. Головацкий, И.Я. Спрогис, К.И. Снитко и Ф.Н. Добрянский. Иммено они посмели, сравнить условия жизни крестьян в 1585 году в Республике с рабами американских плантаторов. Кому верить? Я верю уважаемой Виленской Археографической Комиссии. Пламенный привет передавайте, авторам в 1887 год. Чем Вам не нравится название государственного образования в который входил Вилейский повет с 1 июля 1569 по 3 мая 1795 года? Сам ищу. Если интересна жизнь крестьян после отмены крепосного права могу рекомендовать А. Н. Энгельгардта "Из деревни: 12 писем, 1872—1887". Смоленщина всего 400 км от Вилейки. Отуда можно узнать, что колхозы придумали совсем не большевики. P.S. О 39 томах вышеупомянутых "Актов Виленской археографической комиссии" все же в курсе. (https://runivers.ru/lib/book3036/). Рекомендую, том XIV особенно.
blackash, я попросил уже заканчивать со свиньями и утками. Все эти препирания не по делу в дальнейшем удаляю без предупреждений. А за Энгельгардта - спасибо, почитаю на досуге.
Повинности бояр из Инвентаря Радошковского староства 1789 г 4to Powinnossći Boiar. 1mo Boiarowie włośći Radoszkowskiey tak zPołwłocza Siedzibnego| iakoteż iPrzyiemnego Czynszu płaćić maią, po Złł~ch Szesnasćie| ytakowy Podatek corocznie, o Sm Marćinie bez Remanentow wbia|łey Srybney monieci lub Złłotem, wnośić są obowiązanie. 2do Ciz Boiarowie wedle dawnych Powinnośći y Ustaw, dwie Fury co| Rok do Wilna, w ciężarze pomionym, w czasię sanney| drogi odbywać powinni, aby tedy w takowey Podroży Swoich nie=|psuli Koni, ciężarem nadzwyczaynym obładowani być niemaią| ktorym na iedną Furę dawać się ma, albo Zyta Ośmin Komissyi|nych dziewięc, albo Jęczmienia Ośmin dziewięć, albo Pszenicy lub| Grochu po Ośmin dziewięć, iako ySiemienia Lnianego tyteż. Al|bo Owsa, lub Gryki, lub Konopi, po Ośmin dwanaśćie, albo Pięki| lub Lnu po Kamieni Dzieśćęć, ~ to zaś yMostowe, lub -| przewozy po Traktach, Skarb opłacać powinien, ktorzy od-| tego są wolnemi Expensu. A Jeżeliby Skarb, takowych| do Wilna Fur niepotrzebował, tedy każdy Boiarzyn, za każdą| Furę po Złotych pięć Podrożczyżny zapłacić Powinien. 3tio Ciz Boiarowie wedle dawnych Ustaw y Powinnośći z Poł-|włocza || włocza Swoiego Siedzibnego, ku Pomocy Ciągłym, każdy zDo|mu Swoiego po dni dziewięc poiedney Osobie dla przyczyn w| powinnośći Ciągłych, w Punkćći № 2do, o Gwałtach przepisa|nym, tę dni tak odbywać powinni, iak Ekonomiczna wy|ciągać będzie potrzeba, Czyłi zUprzężem, czyłi Pieszą. 4to Tychże Boiar iest Powinnośćią Konieczną, dla odbywania drog-|Wileńskich, lub w Inną Stronę teyże odległośći, w Cięzarze| przyzwoitym, mieć Koni dobrych, do wozu zdatnych, a Jeżeli| by z Boiar tych ktory niemiał Koni, y Sam ku Ubostwu zmie|rzał, tedy takowy, wraz ma bycę w Ciągłego obrocony, a| nato mieysće aby Boiarskiey niebrakowało posługi, Ciągłego dob=|rze się maiącego Krewować na Boiarzyna.
Крестьяне в ВКЛ и Российской империи (категории, повинности и пр.) Свобода вероисповедания крестьянина Игнатия Степанова – нервозность и растерянность российских губернских чиновников. Документ 1830 г. из 391-8-260a ЛГИА: «Запросы в Виленское ДДС о подтверждении дворянства». Вот таким образом крестьянин Игнатий Степанов в дворянский фонд попал.
Забавно конечно, но что в этом нервозного и/или растерянного? В бюрократических жерновах заблудилась справка. Через 40 лет ничего не поменялось. Энгельгард изящно описывал это следующим образом: "Знай все законы, все распоряжения, все бумаги. В особенности с бумагами трудно. Придумают что-нибудь, напишут, ты только что выучил, запомнил -- глядишь, новое выдумали, а старое прочь. Когда-то я служил секретарем отделения в одном комитете. Ужасно трудно было сначала, пока не подладился. Что ни день, то бумаги. Нужно "сообразить с делом", собрать справки, подготовить журнал, прочитать -- в комитете, изменить, согласно замечаниям членов. Однако я скоро заметил, что составлять журналы по каждой бумаге совершенно излишне, потому что то и дело одна бумага отменяет другую. Вот и надумал я тогда гнездышко копить. Получу, бывало, бумагу и положу на полку, еще получу бумагу по тому же предмету -- опять положу. Так гнездышко и коплю помаленьку. Бывало председатель говорит: "Что же вы не докладываете бумаг?" -- "Не время еще, ваше высокопревосходительство, -- отшучиваюсь я, -- еще в гнездышках лежат, может, и выведутся". И действительно, смотришь, бывало, и вывелись. Вдруг получаешь бумагу, которая похеривает все гнездышко, так что или вовсе не нужно писать журнал, или всего только один журнал на все гнездышко. -- Вывелось, -- радостно докладываю я генералу. Смеется, бывало, старик, добрый был генерал. На улице, бывало встретится, вытянусь, честь отдам. -- Не вывелось ли чего? -- смеется. -- Насиживаются, ваше высокопревосходительство. -- Смотрите, чтоб не заглохло, чтоб заморышей не вышло. -- Смотрю, ваше высокопревосходительство, поворачиваю, разве болтун окажется." Что же касается свободы вероисповедания, так вроде русским по белому "за переход из Греко-Униатского вероисповедания в раскольническую ересь", за что по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. полагалось в РИ: "191. Отступившие от христианской веры православного или другого исповедания в веру не христианскую, отправляются к духовному начальству прежнего их исповедания для увещевания и вразумления. До возвращения в христианскую веру они не пользуются правами своего состояния и на все сие время имение их берется в опеку." С другой стороны в Республике была глава 1 конституции 1791 года в которой утверждалось: "I. Господствующей польской религией есть и будет святая римская католическая вера со всеми ее законами. Переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество." В интернетиках врут, что: "В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства. В 1689 г. обвиненный в атеизме Казимир Лыщинский был по приговору соймового суда наказан смертью. По Уложению 1733 г. православные и протестанты были лишены прав быть депутатами вольного сойма и судьями Главного трибунала." Получается, что в Империи свободы вероисповедания было побольше, чем в Республике. Что же касается темы этой ветки. Встретил в БО 184Х следующую конструкцию "уволенная из податного сословия". Это как? Уволить из сословия могли вроде только по суду (ст. 24). И как она теперь что? Пыталась записаться мещанкой?
А как тогда быть со старообрядцами? Те же казни в 70-х - 80-х г.г. 17 века, например, Пустозерских страдальцев в 1682 году. И к слову почему тогда часть старообрядцев бежала от гонений у себя дома в Речь Посполитую? А сравнивать 19 век РИ и 17-18 века РП... Так можно и до закона 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» дойти. При в этом в общем и целом согласен, что равноправия религий в РП не было (можно еще протестантов и контрреформацию по случаю вспомнить). Только это тема обсуждения не этой темы форума.
А вот врут, что правовым обоснованием казни была формулировка: за «великия на царский дом хулы» (речь шла о политических карикатурах, которые распространялись в старообрядческой среде). Поэтому хотелось бы ознакомится и с материалами дела и УК действовавшим на тот момент, потому как по Уложению 1845 года по 263 статье наказание в виде "лишения всех прав состояния и смертной казни", а по 267 всего лишь "лишения всех прав состояния и ссылка в каторжную работу в крепостях на время от десяти до двенадцати лет, а буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для четвертой степени наказаний сего рода, с наложением клейм". Так, куда они все делись? "В середине XVIII века Сувалкский край (тянувшийся до Немана), по разным подсчетам, могло пересечь до 100 тысяч старообрядцев." "Сейчас в Сувалкском регионе живет примерно 1 тысяча старообрядцев или, как их еще называют, староверов." К этому следующий вопрос, почему православные и прочие протестанты бежали в РИ? Не связано это как-то с манифестами 1762 года «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу» и 1763 года «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах». В этих манифестах было одно забавное исключение, но с этим исключением поляки в 20 веке сами справились. Конец 18 века и начало 19 сравнивать вполне можно. На мой взгляд. А уж середину 18 века точно можно. Так же как и с крепостным правом. Оно /в разных формах/ было везде в Европе и отменено примерно в одно время. В общем, да, а в частностях нет. Не полез бы я смотреть уложение 1845 года, не ознакомился бы с разделом вторым. Некоторые пазлы сложились по другому.
Вот что указано в инвентаре 1779 г. о моем предполагаемом предке (крестьянин им. Черни под Брестом, принадлежавшего доминиканцам) (переводил с польского, насчет некоторых слов не уверен): Антонюк Степан, хозяин 1, имеет сыновей 3, дочерей 2, земли 2/4 волоки, отбывает повинности еженедельной мужской 3 дня, челядной (czeladney) - 3 дня, дает ржи szanek, овса szanek, гуся - 1/4, каплуна - 1/4, кур - 2, яиц - 10, talek - 2, чинша - злотых 17, грошей 8. Может, кто-нибудь знает, что это за челядная повинность, что за мера веса - szanek, что такое talki? И много ли это - 17 злотых (насколько я понял, часть этого имения продавали в 1781 году за 550 злотых)?
О праве на жизнь, здоровье и наказании посягающих на эти права: ЛГИА 381.19.5315 Указ Сената об освобождении от наказания управляющего им. Буйвиданцы Матусевича, виновного в смерти 3-х крестьян (умерших от побоев) - 1860 г.
Эта фундаментальная таблица из фундаментальной работы о российском крепостничестве Н. В. Гогаля “Мёртвые души”? Или – “Господа Головлёвы” М. Е. Салтыкова-Щедрина, или – совсем не смешного рассказа “Му-му” из “Записок охотника” И. С. Тургенева? И далее по списку классиков бытописания жизни в Российской Империи начиная с “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева 1790 Год. Все эти произведения из школьной программы советского периода (да, пожалуй и теперь) русской литературы. Самым горячим и неравнодушным читателем весьма сложного по стилю произведения “Путешествие…” А. Н. Радищева. Была императрица Екатерина II. На полях радищевской книги она оставила множество комментариев: «Бунтовщик хуже Пугачёва!»; «Уговаривает помещиков освободить крестьян, да никто не послушает...»! «…едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то не оспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет по всей вселенной!» и Т. Д.… В доказательство «императорской правды» см. фундаментальную таблицу выше! )))) Р. S. А читать документы из ЛГИА и НИАБ не рекомендуется! Ибо они зачастую хотят испортить прекрасную картину передового русского крепостничества лучше которого “нет по всей вселенной “! И пусть негры Америки бесконечно завидуют простому счастью крепостного мужика “от Москвы до самых до окраин”. “Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!” – припев-эпиграф к означенной выше фундаментальной таблице о преимуществах русского крепостничества.
Вось павіннасьці майго продка, Хадзінскага Тэадора Раманавіча, земяніна Маркаўскага Стараства 1766 год. засьценак Ходні. Павіннасьці 1766: З валокі аседлай па 20 злотых, з прыемнай па 10 злотых, з лістамі ці іншымі пасылкамі падводамі або конна, куды двор загадае, за свой кошт езьдзіць абавязаны, на гвалты на плаціны, вадаспускі, на мяжы і на лоўлю па сваіх днях хадзіць і езьдзіць абавязаны пры наглядчыку дворным, (Мёд) пчол хатніх і лясных вымаць, мёд напалову з дваром Маркаўскім дзяліць на сяброўства і іншыя патрэбы, пчол у чужыя воласьці аддаваць не павінны пад страхам штрафу 10 кап на двор, і суровага пакараньня, гэтаму штрафу i пакараньню, апісанымі за раздачу пчол, уся воласьць Маркоўскага староства падлягаць павінна, у царкве ці касьцёле па нядзелях і ў сьвяты бываць павінны, з накладаньнем штрафу на карысьць царквы ў ¼ фунта воску і пакараньня дворнага), дзяцей сваіх на староннюю службу аддаваць не павінны пад пагрозай суровага пакараньня, разам з чыншам па вянку баравікоў аддаваць павінны.
Раз уж тут начался новый виток споров о правах крепостных в России, вставлю и свои "5 копеек". Советую почитать воспоминания Адама Богдановича (отца поэта Максима Богдановича) о жизни крестьян в XIX веке. http://old3.zviazda.by/wp-content/uploads/2016/04/Адам-Богданович.pdf Живое повествование, изобилующее интересными деталями, и в то же время с достаточно объективным взглядом на тогдашние нравы.
Подробности будут? Материалы дела? Сам указ может быть? Нет? Я так и думал. Может там состав по ст. 98-109 Уложения и что тогда это дело доказывает? Эдак на основании 605.2.37.107 (ЛГИА 1840 год) "Дела о пьянстве викарного Ильской церкви священника Игнатия Мороза" можно делать вывод что все священники алкаши? Или нет? Может, я не внимательно читал раздел 10 уложения? Может там есть статья разрешающая убийство по сословному признаку? Вроде нет. Вот есть ст. 1854 и 1855 весьма любопытные три года в Томск за подделку документов о закрепощении с насилием так и первая степень. И вообще весь раздел 9 хорош. Вы ознакомьтесь, не ленитесь. А потом с новыми знаниями на борьбу с рабством. Нет, а какие есть претензии? Эти обобщения общеизвестны. Вы не стесняйтесь, поконкретней, со ссылками на "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г." Дела можно привести из ЛГИА, да и НИАБ пойдет. Товарисч, я Вам по секрету одну вещь скажу, только Вы никому. По ст. 1860 уложения рабство запрещено и карается каторгой до 10 лет, а ст. 1861 (sic!!! как угадал кровопийца Николай I в 1845) запрещена торговля африканскими рабами с соответствующими наказаниями. Только строго между нами. Постарайтесь не проболтать. Лирика ни о чем скипнута. Гоголь, Тургеньев, Салтыкова-Щедрина и Радищев против «Божіею поспѣшествующею милостію, Мы, NN, Императоръ и Самодержецъ Всероссійскій, Московскій, Кіевскій, Владимірскій, Новгородскій; Царь Казанскій, Царь Астраханскій, Царь Польскій, Царь Сибирскій, Царь Херсониса Таврическаго, Царь Грузинскій; Великій Князь Финляндскій, и прочая, и прочая, и прочая» - слабовато. А давайте почитаем документы из ЛГИА и НИАБ! Документы в студию!
Как по мне, так смысл не в том, чтобы сказать, кто/где/кому лучше/хуже. Что это даст кроме бросания камней в огород друг к другу? Зачем? Да и возможен ли в принципе столь однозначный вывод? Смысл же в том, чтобы понять, как по факту жили люди, а не где бы им жилось лучше/хуже.