Можно обновить данные по Сосновской, Нороцкой и Занароцкой - Узлянской церквям. В НАИБ проводят кропотливую работу по составлению описей книг гродских судов. Есть там фонд 1732 "Ашмянскі гродскі суд". В описи 1 есть дело 2. Охватывает период с 1661 по 1740. Для него есть внутренняя опись. В основном там сплошные завещания собраны. Но есть и другие документы. Вот что удалось найти по Сосновской і Нороцкой церквям: арк. 423 - 423 адв. Фундуш віцебскага ваяводы князя Шчафана Збаразскага Сасноўскай і Норацкай цэрквам на 1 валоку зямлі ў сёлах Мікольская і Кавалі і засценкам паблізу возера Нароч. Дата актыкацыі: 30.07.1666 Дата дакументу: 09.03.1551 арк. 423 адв. - 424 Ліст-фундуш ваяводы князя Шчафана Збаразскага прэсвітару Сасноўскай і Норацкай цэркваў айцу Ерасіму Рамановічу Дата актыкацыі: 30.07.1666 Дата дакументу: 09.03.1551 арк. 424 - 425 Ліст абознага ВКЛ Тамаша Сапегі святару Сасноўскай і Норацкай цэркваў айцу Юрыю (Ежы) Аўдыцкаму на 1 валоку зямлі Папоўская і засценак “ад возера Нарач”, якія быў фундаваны яму ў 1551 г. віцебскім ваяводам Шчафанам Збаразскім Дата актыкацыі: 30.07.1666 Дата дакументу: 20.02.1649 арк. 425 - 426 Інтрамісійны квіт вознага Крыштофа Рудкоўскага святару Сасноўскай і Норацкай Святога Мікалая цэрквам Ежы Аўдыцкаму на 1 валоку зямлі Папоўская і засценак “ад возера Норач” Выпіс з кніг Мінскага гродскага суда ад 14.03.1649 г Дата актыкацыі: 30.07.1666 Дата дакументу: 01.03.1649 арк. 426 - 426 адв. Інтрамісійны квіт возных Паўла Шышлы і Крыштофа Рудкоўскага святару Норацкай царквы Святога Мікалая айцу Юрыю (Ежы Аўдыцкаму) на 1 валоку зямлі Папоўская ў сяле Мікольскае засценка “од озера Нороча” Выпіс з кніг Ашмянскага гродскага суда ад 20.07.1645 г. Згадваецца “война московская” Дата актыкацыі: 30.07.1666 Дата дакументу: 16.07.1645 Таким образом Сосновская церковь (и Нороцкая, видимо, имеется в виду Норачская) была проспонсирована Збаражским аж в 1551 году. Построена, видимо, позже. Через 100 лет Сапега и возные Шышла и Рудковский подтверждают право на владение фундушевым имуществом. Вероятно, одним из первых настоятелей был (Г)ерасим Романович. Через 100 лет там служил уже Юрий Авдыцкий. В визитации 1680-1682 годов указано, что в Сосновской служит уже Михал Авдыцкий. Сын или внук Юрия, скорее всего. По Занароцкой - Узлянской церкви есть такие сведения: арк. 427 - 427 адв. Фундацыйны ліст ашмянскай падкаморыны Данілевічавай Раманавай Катарыны Пацаўны Занароцкай Узлянскай царкве на 0,5 валокі пустой зямлі і 1 падданага з жонкай, дзецьмі і малодшым братам у вѐсцы Макрыца Дата актыкацыі: 20.09.1712 Дата дакументу: 07.07.1696 арк. 428 - 429 Фундацыйны ліст ашмянскага падкаморыча Казіміра Данілевіча прэсвітару Занароцкай царквы айцу Даніэлю Гяцэвічу на 0,5 валокі пустога грунту ў вѐсцы Макрыца і іншае Дата актыкацыі: 20.09.1712 Дата дакументу: 07.06.1704 арк. 429 адв. - 430 Ліст паноў Міхала і Ганны Сулістроўскіх прэсвітарам Занароцкай царквы на падданага з сям’ѐй з вѐскі Кавяжыцы Дата актыкацыі: 20.11.1712 Дата дакументу: 03.06.1706 Подтверждаются данные визитации 1680 - 1682 годов, что церковь в узле была заложена подкоморием ошмянским, Данилевичем.
Здравствуйте. По-моему, речь идёт не о Норицкой церкви, т.к. ее в указанные годы не существовало. Зато была другая со схожим названием.
Добрый день, уважаемые друзья. Интересует Костеневицкий Римско-Котлический приход, где он был в 1884 году? Интересует семья Микульских (родственники моей жены). Я нашел в Метрической книге родившихся ( Костеневицкий Римско-Котлический приход) за 1884 год Микульского Адама.
Церковь апостолов Петра и Павла Косута Первое письменное упоминание о деревне Косута датирована 1499 годом, в это время она была собственностью княжны Ядвиги Гольшанской. C 1518 года имением владел виленский каштелян Станислав Кезгайло и его сыновья[2]. В начале XVII века владельцы имения из рода Сапег и владевший деревней после них Севастьян Святский построили грекокатолический (униатский) монастырь для монахов ордена базилиан[3]. При монастыре существовала церковь и школа. Во время казацко-крестьянской войны 1648—1651 годов имение было разрушено, но после восстановлено. На протяжении XVIII — XIX веков многократно переходило от одного шляхетского рода к другому. В 1672 году в Косуте родился гетман Филипп Орлик[3]. С 1793 года после второго раздела Речи Посполитой Косута, как и вся Вилейщина, входили в состав Российской империи, был образован Вилейский уезд в составе сначала Минской губернии, а с 1843 года Виленской губернии[2]. В 1855 году имение Косута принадлежало предводителю дворянства Мечиславу Тукалло[4]. До постройки каменного храма в имении был деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Если судить по надписи на заложенном в стену храма камне, постройка ныне существующего каменного храма в честь святых апостолов Петра и Павла была начата в 1868 г. Храм был построен на средства казны. По сведениям, зафиксированным в Виленских Епархиальных Ведомостях, храм был освящен в 1878 г. С тех пор в храме постоянно совершаются богослужения; храм не был закрыт и при Советской власти. Рядом с церковью находится часовня великомученика Георгия Победоносца, построенная в конце XVIII — начале XIX века.
Выйшла з друку падрыхтаваная НГАБ кніга "Уніяцкія цэрквы Вялікага Княства Літоўскага XVII ст.: матэрыялы генеральных візітацый" у новай выдавецкай серыі "Святыні Вялікага Княства Літоўскага" (укладальнік Д.В.Лісейчыкаў). У кнізе апублікаваны апісанні 338 цэркваў на тэрыторыі Аршанскага, Ашмянскага, Ваўкавыскага, Гродзенскага, Лідскага, Мінскага, Навагрудскага, Пінскага, Рэчыцкага і Слонімскага паветаў, а таксама Полацкага ваяводства і Інфлянтаў за перыяд 1675-1698 гг. Асноўны масіў дакументаў быў выяўлены ў фондах НГА Беларусі і Расійскага дзяржаўнага гістарычнага архіва (г. Санкт-Пецярбург). З наступнага тыдня кнігу можна будзе купіць непасрэдна ў архіве (Мінск, вул.Крапоткіна, 55, каб. 24 - навукова-даведачная бібліятэка), а таксама ў кнігарні "Акадэмкніга" (Мінск, пр-т Незалежнасці, 72).
Без знания литовского трудно разобраться. Там сведения только по территории совр. Литвы или можно найти по Беларуси? Как?
День добрый! А пан не смог бы озвучить перечень этих 338 церквей и привести образец описания любой из них? Спасибо!
Добры ! Кнігі ў Акадэмкнізе ў продажы ўжо німа - размялі. Я набыць не паспеў. Трэба глядзець у бібліятэцы, ці можа у каго іншага.
https://niab.by/newsite/sites/defau.../public/Unijackija-cerkvi-vokladka-skarot.pdf А сьпic цэркваў глядзiце на мапе ў самым першым паведамленьнi kx-7. Можа яшчэ ёсьць магчымасьць купiць непасрэдна ў архіве (Мінск, вул.Крапоткіна, 55, каб. 24 - навукова-даведачная бібліятэка).
У НГАБе я апошнюю забраў, яшчэ ў сьнежні. Отдельно вынесенного перечня церквей в книге нет, есть только географический указатель. Примерно половина материала уже публиковалось ранее в книге "Візіты уніяцкіх цэркваў Мінскага і Навагрудскага Сабораў 1680–1682 гг.". (в оглавлении нынешнего издания это документы 2.2. и 2.5). Там же можете и образцы описания посмотреть. Добавлены визитации церквей Полоцкой протопопии за 1684 г., церквей Волковысской, Гродненской, Клецкой, Несвижской, Слонимской, Циринской протопопий за 1696-1697 гг. и отдельные документы по церквям в Вольно, Любищицах, Лиде, Пинске, Солтановщине, Молодово, Дмитровичам.
Спасибо, Михаил! А в этом месте нельзя ли поподробней? Что сия тогда охватывала? Хотелось бы, конечно, увидеть его. Как и указатель персоналий. Никак?
Что охватывала, честно говоря, не знаю. Но в книге есть карта с обозначением церквей Полоцкой протопопии, описания которых имеются. Ну почему же сразу никак? Смотрите личку.
Добрый день. Пожалуйста, подскажите, как найти, к приходу какой церкви относилась деревня Хавсты (Хаусты) в 1845-1865 гг. Из архива города Гродно получила ответ, что деревня не принадлежала к приходам церквей города Сморгони Виленской губернии. А церковь в деревне Ручица ( ближайшая большая деревня) посторилась лишь в 1880 году.
Это не так. Церковь там была и ранее. Называлась Ганутской (от. имения Ганута). У мормонов есть записи за 1835-1843 и 1864-1913 гг. на сайте https://www.familysearch.org/search/catalog/results?count=20&placeId=863289&query=+place:"Poland, Wilno, Wilejka, Hanuta"&subjectsOpen=863288-50 В Гродно: МК Ганутская церковь Свенцянского у. Виленской губ. 1868-1900 гг. В НИАБ Минск: МК Ганутская церковь Свенцянского у. Виленской губ. 1901-1941 гг.
Здравствуйте! К какому храму/костлу, относятся эти: Новосёлки. Дисненский у. Виленской губ. Рудокова. Дисненский у. Виленской губ. Забродье, Витуничской волости, Борисовского повета, Минской губ. Кемешевцы, Витуничской волости, Борисовского повета, Минской губ. деревни? Заранее благодарю! Егор!