Dia, Занковичей, случайно, не Вы разыскивали? Старенький я, память ни к черту. Я тут одного нашел: #334923/id:YF02812 Zankavich, Zankavich Siamion, b.b 1840, Liuboushy, Belarus Виталий Занкович. Тут: https://forum.molgen.org/index.php/topic,9653.0.html Мой примерно тридцатиюродный родственник по мужской линии.
Здравствуйте. Не знаю в правильной теме я пишу вопрос. В инвентаре Радошковичского староства есть упоминание о Костюшковичском замке. Может есть информация, что это за замок.
Инвентарь замка Радашкович 20 декабря 1549 Книга переписей литовских №5 стр 108. На этом сайте смотрела. не помню сейчас в каком месте.
Два артыкулы пра гісторыю Радашковіч http://www.poznaibelarus.by/радостное-местечко/ http://www.poznaibelarus.by/радостное-местечко-часть-2/
"...еще в 1500 г., это значит задолго до массового окатоличивания шляхты, костелы существовали и относительно недалеко от Гайны — в Острошицах и Радошковичах, а в 1550 году — и в Вязыни (Турона к 1995, 188-189). ... Можна сделать вывод, что в этих селах католическое население происходило от местных балтов, которые были окрещены после Кревской унии. От Гайны и окрестностей ареал проживания балтов в средневековье тянулся в направлении Радошкович и Ивенца, о чем свидетельствует и многочисленная балтская ойконимия (Гаучас 1988, 205-206). П. Гаучас отмечает там такие балтские в основе ойконимы, как Бакшты, Вазгелы, Декшняны, Петюли, Будровщина, Гервели, Гировичи, Юржишки, Кучкуны, Петришки, Брост, Лявда, Айнаровичи (Ейнаровичи), Германишки, Гойжево, Швилы, Удра, Борздынь и другие (Гаучас 1988, 206). Еще во времена Казимира Ягеллончика (1440-1492) среди подаренных некому Яну Тундевичу трех человек в Ракове (теперь Воложинский район) два имели имена Поцюс и Малдутис . Сохранение балтских антропонимов еще в конце XVI в. на востоке нынешнего Молодечненского района прослежено Е. Охманьским в опубликованных инвентарях имения Декшняны с окрестными деревнями. Население имения приблизительно поровну делилось на православных и католиков. Среди последних встречались такие антропонимы, как Юргель, Томко Вазгелович, Локштутевич, Мартинель (Ochmański 1981, 51-53). В Радошковичской волости жили Мостейкович, Рауша, Бутримович, Юргелевич и другие . Е. Охманьский полагал, что еще в XVI в. население половины деревень было или чисто балтским (Вазгелы, Путники) или чисто славянским, население некоторых поселений было этнически смешанным. Интересно, что в грамоте великого князя Александра Казимировича виленскому епископу (18 сентября 1501 г.) дается право назначить владеющих «литовским языком» ксендзов в ряд мест, в том числе в Радошковичи и Койданово. Можно полагать, что местным балтам литовский язык был более понятным, чем польский, или тем более латинский". Цитата из: Зайковский Э.М. БАЛТО-СЛАВЯНСКИЕ КОНТАКТЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ БЕЛАРУСИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ И ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ) Источник: https://etalpykla.lituanistika.lt/o...006~1367161606851/J.04~2006~1367161606851.pdf Оригинал исследования Ежи Охманьского: http://www.oszmianszczyzna.pl/ochmanski.pdf
Статья интересная, подтверждает ряд моих предположений, но я как естественник не очень понимаю такой стиль аргументации. Например: Абзац: «Средневековые балтские анклавы северо-запада и запада Беларуси есть основания считать в одних случаях заселенными потомками латгалов, населения культуры восточнолитовских курганов, в других — остатками ятвягов, пленных или бежавших из-под ига Тевтонского ордена пруссов.» Противоречит абзацу: «В научной литературе неоднократно упоминалось, что после официального принятия католичества в Великом княжестве Литовском в 1387 году одни из первых костелов были построены в Гайне и Обольцах. На основании э т о г о делался вывод, что там сохранялись островки балтского населения, которое и приняло католичество.» Странно было бы принимать католическую веру пруссам и ятвягам бежавших из-под ига Тевтонского ордена. Как мы знаем из повествования Петра Дуйсбурского у пруссов, куршей и ятвягов были оригинальные языческие верования скорее совпадавшие со славянскими, чем германоскандинавскими. Славяне, кстати, в отношении балтских племен методы геноцида не использовали. «нетрудно заметить балтские основы фамилий и даже некоторых имен» Трудно упомянуть «балтские основы» не вспомнив Топорова, но автору это удалось. «Сухая Гора Белоручского сельсовета сохранились курганы с каменными обкладками, которые считаются балтским этнокультурным признаком». Кем считаются? «Интересно, что в грамоте великого князя Александра Казимировича виленскому епископу (18 сентября 1501 г.) дается право назначить владеющих «литовским языком» ксендзов в ряд мест, в том числе в Радошковичи и Койданово». Интересно, что считал «литовским языком» великий князь Александр Казимирович? И откуда автор об этом знании знает? «Ориентировка костяков — западная с отклонениями на северо-запад или юго-запад». Но позвольте, широко известно, что балты и славяне в языческий период (железный век) практически без исключений практиковали трупосожжение. «Обычно э т о т топоним объясняли использованием для обозначения восточной границы летописной Литвы». Объясняли кто? «В летописях под 1128 годом сообщается: « В т о же лето посла Мстислав во Литву ко Изяславлю всех князей со великим множеством вой и тамо повоеваша и возвратишася со великою користию». Эти летописи написаны на каком языке? И почему именно на нем? В заключение можно сказать, что последние исследования в области молекулярной генеалогии, если и подтверждают выводы статьи, то лишь в небольшой части. Интересующихся в последних достижениях отсылаю к книгам О.П. Балановского «Генофонд Европы» и «Русский генофонд на русской равнине». Есть у него и интересное интервью, но что бы не разжигать страсти ссылку на него я приводить не буду. P.S. Да и главное: под литовским и балтийским языком мы понимаем, собственно, что? Можно привести исторический источник на литовском языке тех времен? Вильно, Ковно, Русь, Путники, Изѧславль, Свислоч, Березина, Рыбчанка, Мышанка, Чернявка, Илия, Рогово, Головачи, Пухляки, Володьки, Граничи, Повязынь, Ярмаки, Лисицы – это все балтийские топонимы? Нет? Почему?
Автор - уроженец Раковского сельсовета, к.и.н., археолог, специализирующийся на захоронениях неолита и бронзы в Беларуси. Так что в отношении погребений, думаю, он знает, о чем пишет. Я бы с удовольствием пообщалась с ним и задала бы парочку (как минимум) вопросов, тем более, что он Зайковский, но увы... реквизитов для личных контактов в сети не обнаружено.
Так это и удивительно. Трупосожжение в железном веке - общие место и неудобно за к.и.н. В неолите и бронзе, извините, никакой литвы не было - был балтославянский, который разделся на балтские и славянские языки только в раннем железе, возможно позже. Д.ф.м., академику РАН или д.б.н. я верю больше, чем к.и.н. при всем уважении. Сколько у Э.М. Зайковского публикаций в Nature?
В работе Зайковского Э.М. речь о Средневековье, что явствует из заголовка. Не углубляясь далеко в гугл нашла, например: Актуальные вопросы антропологии. Сборник научных трудов. Выпуск 10 - Сборник статей - Google Книги Со страницы 187 статья о результатах раскопки курганов 11-12 веков в Полоцком Подвинье, фото найденных черепов, указание руко- и ногоположения.
А Вы считаете, что специалист по неолиту и бронзовому веку также специалист по средневековью и лингвистике? Увы, это не так. А вот с этим никто не спорит. «Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — большой церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием).» Проблема только в том, что топонимика создавалась в поздней бронзе и железе. А по положению (или отсутствию) костяка и культурному окружению погребения сложно рассуждать на каком языке говорил усопший. Это и лингвисты с трудом разруливают (скорее не разруливают) и в это гиблое место к.и.н. лезть не стоит.
Я считаю, что каждый склонен верить в то, во что ему хочется верить. И повлиять на этот процесс не в силах ни приставки вроде к.и.н. или д.э.н., ни журнал Nature. Меня при первом прочтении инвентаря Декшнян поразили имена/фамилии и показались странными. Это статья объяснила мне мои ощущения и указала на первоисточник лингвистического анализа инвентаря, дав пищу для дальнейших размышлений. Уже за это, по моему мнению, автору стоит сказать спасибо. И я не вижу нарушения логики в том, что автор опирается на лингвистический анализ топонимов (проведенный, кстати, не им) применительно к более древнему периоду, затем переходит к результатам раскопок могильников (которые всегда свидетельствуют о культурной принадлежности как минимум хоронивших, если не захороненных), а затем сообщает об отсутствии археологических признаков дополнительных переселений на эти земли представителей культуры, которую исследует, и на этом основании делает вывод о принадлежности части населения территории к исследуемой культуре в более ранний и в исследуемый периоды.
Я считаю, что «Орешек знанья твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет» Киножурнал «Хочу всё знать!» Кроме того, то что автор «уроженец Раковского сельсовета, к.и.н., археолог, специализирующийся на захоронениях неолита и бронзы в Беларуси» это Ваш аргумент, не мой. Для веры не поможет. Для знания – поможет. Потому как академик АН СССР или д.б.н. в Nature это уровень, не только непосредственных знаний, но и аргументации. Но источниками автор не поделился, поэтому за это его надо пожурить. Вы же знаете, что около Радошковичей велись археологические раскопки на рубеже XIX-XX веков. Нигде не могу найти ссылку на научные результаты этих раскопов, а мне это жутко интересно и тут меня автор подвел. Обоснования аргументов автора скрыты. Кто решил, что «Докшицы, Кобели» - балтские ойконимы? Автор? Он, что лингвист? Где описание методологии определения? Если кто-то другой – где ссылка? «В одном из курганов на левой руке погребенной обнаружен металлический браслет с зооморфными концами, характерными для балтов». Это автор о чем? Это он обнаружил и как специалист по неолиту и бронзе определил балтийскую зооморфность? Тогда, где рисунок? Где описание методологии определения? Если не он, где ссылка? Мне очень интересна первичная информация, а авторская интерпретация не очень. «Курганы датируются по найденным украшениям и керамике второй половиной XI - началом XII в». Кем датируются? Так понимаю, что на радиоуглеродный метод денег не хватило? Где, вообще, методология разделения балтославянского, балтийского и славянского, что языка, что культуры, что религии? Вы, Dia, как «Перунаса» от «Перуна» отличаете? А религия, вообще говоря, основа культуры.
Дазвольчы прывілей 1584 года Івану Кміце Беразавецкаму аб продажы яго маёнтка (фальварка) на рацэ Чуя (Гуя???) пад назвай "Костюшковский" каля Радашковіч пану Яну Глебавічу на Дуброўне. У свой час Іван Кміта выслужыў гэты маёнтак ад вялікіх князёў, але з-за вялікі даўгоў быў вымушаны яго прадаць, чаму і прасіў дазвол у вялікага князя і карая Стэфана Батрыя. З геаграфічных назваў згаданы сам фальварк Касцюшкоўскі. рака Чуя, на якім ен стаяў і Радашковічы, з якіх у свой час ен быў вылучаны Крыніца: Метрыка ВКЛ, кніга №70
Спасибо большое. Теперь, относительно, понятно, где это имение Костюшковское могло находиться. Очень приятно осознать этот факт. Места красивейшие.
ЛГИА 378.74.1292 По рапорту священника Баландовича о закрытии Радошковского костёла и переделке оного в православную церковь. 1869, 11 л.
Радашковічская гімназія апошнія гады, перад тым як польскія улады зачынілі… (здымкі з рэсурса васьміног)