Я неоднократно упоминал, что часть моих предков была прихожанами Фащевского костёла, что находился на Могилёвщине на территории нынешнего Шкловского района. Это очень интересная местность - небольшой католический анклав из десятка деревень среди преимущественно православного региона. К сожалению, центр жизни прихода - величественный храм XVIII века был варварски взорван в 1967 г. В этой теме буду выкладывать интересную информацию, собранную в архивах и не только. Фото сделано предположительно группой А.В. Виннера в 1939 г. Источник: НИАБ, КЦК-1-19.
Краткую историю парафии можно прочитать в брошюре кс. Кароля Тамецкого и Константина Бендова "Гісторыя каталіцкага касцёла ў Фашчаўцы". К сожалению, у меня нет оригинала книжки - эта копия передана мне сестрой моего деда, местной уроженкой. Изучением Фащевского костёла занимается также исследователь Андрей Красовский. Рекомендую две его статьи: Да пытання ўзнікнення рыма-каталіцкага асяродка і парафіі ў вёсцы Фашчаўка Шклоўскага раёна // Гісторыя Магілёва: мінулае і сучаснасць: зборнік навуковых прац удзельнікаў Х Міжнароднай навуковай канферэнцыі, 25-26 мая 2017 г. – Магілёў: МДУХ, 2017 – с. 247-252 Беларуская мова ў Фашчаўскім касцёле // Наша вера: часопіс – 2018. – № 1. – c. 24-33
В 1939 г. Фащевский костёл посетила Экспедиция по учёту памятников архитектуры по Могилёвской области под руководством А.В. Виннера. После войны, уже в 1945 г., по черновикам экспедиции, сохранившимся у Виннера, был восстановлен Паспорт с данными о памятнике архитектуры. Правительственной комиссии по охране памятников при СНК БССР руководитель экспедиции А.В. Виннер представил следующее "архитектурное заключение": Здание характеризуется сухостью и однообразием своих архитектурных форм и имеет ярко выраженный подражательный характер всей своей архитектуры. Всё это делает это здание малоинтересным архитектурным объектом. Государственной охране не подлежит. (Источник: НИАБ, КЦК-1-19) Конечно, такое заключение не означало немедленный приговор храму: он всё-таки простоял ещё 20 лет. Но начало было положено именно в этот момент: что неинтересно и не подлежит охране, не жалко и уничтожить. Интересно, кто же этот А.В. Виннер? Поиск в интернете выдаёт только одну подходящую кандидатуру: Алексей Владимирович Виннер, уроженец Риги (1906 г.р.), советский искусствовед, реставратор, специалист по технике и технологии произведений искусства. В 1939 г. он был ученым секретарём Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также главным экспертом Государственного контроля за вывозом произведений искусства за границу. И, внимание: в 1945 г. работал в Главном управлении охраны памятников архитектуры при Совмине СССР. С другой стороны, мог ли московский специалист, сотрудник Пушкинского музея, заниматься в 1939 г. исследованием белорусской глубинки? Или это были всё-таки наши местные кадры? Кстати, вот таким этот "малоинтересный архитектурный объект" увидел Наполеон Орда:
Ещё одна история, связанная с Фащевским костёлом. Оказывается, его прихожанами некоторое время (до постройки своего храма) были жители одной из крупнейших в Беларуси литовских колоний. Но обо всём по порядку. В сентябре 1887 года Могилёвскому архиепископу поступил рапорт от администратора Фащевского костёла кс. Леопольда Старевича, в котором он просит разрешения внести в приходские списки Фащевского костёла переселенцев из Ковенской губернии в фольварок Софейск Могилёвской губернии в количестве 204 душ, а также освятить новоустроенное прихожанами кладбище. К рапорту было приложено прошение, написанное переселенцами: Его Высокопреосвященству Господину Могилёвскому Архиепископу Гинтовту. Поверенного Осипа Людвигова Скардзило Прошение Вследствие вновь отведённого господином приставом 1-го стана Чаусовского уезда нам кладбища при ф. Софейск мы обратились к Его Высокопреподобию господину настоятелю Фащевского костёла кс. Старевичу, прося освятить нам отведённое кладбище, т.к. старое кладбище закрыто, на что Фащевский настоятель не соглашается без разрешения Вашего Высокопреосвященства, а так же как мы переселились в числе 204 душ обоего пола с Ковенской губернии на жительство в Могилёвскую губернию, покупили землю, желаем приписаться к Фащевскому костёлу, поэтому припадаем к стопам Вашего Высокопреосвященства и покорнейше честь имеем просить предписать Фащевскому настоятелю кс. Старевичу освятить вновь отведённое на нашей земле кладбище и внести нас в приходской список в числе Фащевских прихожан. Могилёвский архиепископ согласился удовлетворить прошение, при условии, что переселенцы подтвердят своё римско-католическое вероисповедание, а на открытие новоустроенного кладбища будет разрешение гражданской власти. В дальнейшей переписке кс. Старевич сообщил, что вероиповедание колонистов подтверждено. Разрешение было получено и 21 января 1888 года крестьяне дали подписку об ознакомлении с ним. В этой расписке поимённо перечислены все переселенцы, включенные в приходской список Фащевского костёла. Я поленился переписывать всех, выписал только имя-фамилию первого в каждом ряду однофамильцев (скорее всего, это будут члены одной семьи): Людвиг Скардзило (+ ещё 6 человек с этой фамилией) солдат Август Скардзило Осип Езельский (+4) Адам Даугелис (+3) Мартин Мустейгис (+7) Викентий Петрович (+6) Константин Козицкий (+7) Михаил Гирынис (+2) Иван Авзевич (+1) Степан Бернатес (+3) Игнатий Яделло (+3) Казимир Полякос (+4) Станислав Гейвенис (+8) Доминик Козицкий (+5) солдат Иосиф Барташис (+3) Викентий Майсанис (+1) Игнатий Левицкий (+1) Иван Майсанис (+1) Игнатий Вейгинис (+6) Балтромей Реубанис (+1) Игнатий Покольнис (+2) Уршуля Реубанис (+3) Петр Якштанис (+5) солдат Михаил Якштанис Иосиф Кунчино (+7) солдат Иван Мазурас (+2) Криштоф Пиотрович (+5) Иван Собельский (+2) Иван Даугелис (+4) Иван Шермукшнис (+1) Иван Даугелис (+3) солдат Станислав Юдис (+2) Сигизмунд Лапенюс (+9) Константин Янушкевич (+6) Константин Полякос (+1) Иван Вейгенис (+4) Викентий Срубес (+1) Доминик Мазурос (+3) Иосиф Рузгас (+7) Игнатий Мазурус (+6) Иван Годзюнос (или Годзионос) (+2) Ипполит Гогелис (+1) Иван Косинский (+3) Розалия Скардзило Иван Войткевич (+1) Августин Томашунис (+3) Юзеф Бойтвидос (+2) Михаил Гиринис За всех упомянутых в расписке по их личной просьбе расписался Осип Людвигов Скардзис (эту фамилию мы ещё услышим). Источник: НИАБ 1781-7-79
Продолжение истории про переселенцев из Ковенской губернии в фольварок Софийск Чаусского уезда. Литовские колонии, в том числе Софийск, были подробно изучены и описаны в 1920-е белорусскими исследователями первой волны: сотрудником Академии наук БССР Викентием Иосифовичем Скардзисом (между прочим, уроженцем Софийска и, судя по всему, – сыном того самого Осипа Людвигова Скардзиса, который в 1887 году составлял и подписывал прошение к могилевскому архиепископу) и В. Овраговым (об этом человеке никаких сведений не нашёл). В наше время эту тему в ряде своих работ затрагивают историки Игорь Пушкин, Юрий Унукович, Андрей Лебедев и другие исследователи. Колония Софийск образовалась в 1886 году на месте фольварка, приобретенного у тульского фабриканта Баташова переселенцами из Ковенской губернии (Вилькомирского и Ново-Александровского уездов). Причинами миграции было малоземелье литовских крестьян и относительная дешевизна земли в белорусских губерниях: продав землю в Литве, крестьянин за те же деньги мог в Беларуси купить значительно больший надел. Плюс к этому можно было получить займ поземельного банка (хотя и под высокий процент). Но история началась чуть раньше, в 1885 году, когда четверо уполномоченных из приходов Вижуны (ныне Vyžuonos) и Лелюны (ныне Leliūnai) попытались приобрести имение Мальковка в Чериковском уезде. Сделка уже была практически оформлена, даже выплачен задаток в 10 000 руб., но владелец, пан Терман, решил перед продажей ещё немного подзаработать на страховке, для чего сжёг бровар, находившийся в имении. Покупатели посчитали такой поворот нарушением условий сделки и подали на Термана в суд, продолжавшийся около двух лет. Эта сделка так и не состоялась, а Мальковку пан Терман позднее всё-таки продал, но уже другой группе литовских переселенцев. Ну, а пока шла судебная тяжба, находившиея в Могилёве литовские уполномоченные узнали о продаже другого фольварка – Софийска. Однако и тут возникли проблемы: владелец имения Баташов проживал в Туле, а местный управляющий отказался вести какие-либо переговоры о продаже без взятки в тысячу рублей. Отказавшись платить управляющему, один из уполномоченных немедленно направляется в Тулу, но пана Баташова там не находит – тот уехал на лечение в Ялту. Тогда, в апреле 1886 года уполномоченный вместе с маклером едет в Крым, разыскивает владельца и после недолгих переговоров сделка, наконец, совершается. Всего была куплена 1801 десятина земли (по 13,9 руб. за десятину) плюс всё движимое и недвижимое имущество. Земля между поселенцами была разделена пропорционально вложенному капиталу. Постройки, мебель, скот, птица, зерно – были распределены между колонистами путём продажи с торгов. Деньги, собранные при ликвидации остального имущества фольварка, пошли на погашение расходов по сделке купли-продажи. С весны 1886 года в Софийск начинают прибывать колонисты. Первое время все теснились в панском доме и хозяйственных постройках. Даже на четвёртый год ещё не все обзавелись собственными домами и необходимым инвентарём. Не хватало пашни: из купленной земли только 120 десятин было распахано, остальное находилось под лесом, который требовалось выкорчёвывать. В итоге колония оформилась двумя небольшими деревнями: собственно Софийск (в 1886 г. – 29 хозяйств на 146 человек) и выселок Супоничи в полутора верстах (7 хозяйств на 21 человека). Однако, через несколько лет Супоничи расформировались, колонисты разберлись кто куда, а земля была продана соседней белорусской деревне. В Софийске также была ликвидирована часть хозяйств. Основная причина – невозможность платить по долгам поземельному банку. В итоге к 1893 году осталось только сотня переселенцев с 795 десятинами земли. Но эти, самые крепкие хозяйства продолжали развиваться. К 1923 году население увеличилось в три раза до 327 человек (некоторый вклад в прирост внесли военные беженцы из Литвы, осевшие в Софийске у сородичей), снова начал ощущаться недостаток земли. По уровню благосостояния литовская колония была не лучше окружающих белорусских деревень. Взаимотношения с белорусами были добрососедские, без какой-либо национальной враждебности, случались и смешанные браки. Вплоть до прихода советской власти переселенцы и их потомки сохраняли литовский язык как основной для домашней коммуникации, а белорусский осваивался детьми лишь в подростковом возрасте, хотя достаточно было и взрослых, совершенно не говоривших ни по-белорусски, ни по-русски. В 1918 году в Софийске открылась школа первой ступени, даже была попытка организовать обучение на литовском языке, но она не удалась из-за отсутствия преподавателей, им владеющих. Потому образование велось на русском и белорусском языке, что значительно ускорило ассимиляцию жителей. Способствовали этому также отсутствие литовских книг и газет, браки с белорусами из соседних деревень, антирелигиозная кампания. Но даже при советской власти община продолжала оставаться довольно замкнутой, сохранялась высокая религиозность. В Софийске действовала собственная каплица, а с 1917 года на праздник Спаса (6 августа) проводился ежегодный фест, на который съезжались литовцы со всех окрестностей. Даже после образования колхоза поселенцы упорно отказывались работать в религиозные праздники несмотря ни на какую агитацию. Окончательно колонию добили коллективизация и раскулачивание, миграция в города, репрессии и депортации 1930-х годов. Так, согласно данным “Мемориала” было подвергнуто арестам не менее двенадцати уроженцев и жителей деревни, в том числе и упоминавшийся выше историк, публицист и поэт Викентий Скардис. Правда, отделался он довольно мягким для "члена литовской национал-фашистской организации" приговором, получив в 1937 году высылку на 5 лет в Казахстан, где и остался жить. Много литовцев после Великой Отечественной войны переселилось на родину, в теперь уже советскую Литву. Деревня Софийск существует и теперь, но о её литовском прошлом сейчас напоминает уже на так и много. Вот такая вот история. Кому интересно почитать подробнее про Софийск и другие литовские поселения в восточной части Беларуси - предлагаю ссылки на оригинальные статьи Оврагова и Скардзиса: Аўрагаў В. “У процэсе асіміляцыі (Нарыс з жыцьця літоўскае колёніі ў Беларусі)”. Артыкул у часопісе “Чырвоны Сьцяг”, № 3-4 за 1925 г. Скардзіс В.І. “Літоўцы на Беларусі (Нарыс аб літоўскіх колёніях)”. Артыкул у часопісе “Наш край”. № 6-7 и 8-9 за 1929 г.
Михаил, здравствуйте! Если бы Вы только знали, как я Вам благодарна за эту информацию, за эту историю! Моя бабушка Стефания Антоновна (до замужества Виткус) родилась в 1911 году в Софийске. Сохранилось даже её свидетельство о рождении. Но ни одна из двух её дочерей не смогли ответить мне, как такое могло быть, почему в БССР. Т.к. мои прадед и прабабушка Розалия (до замужества носившая фамилию Skardzis, предположительно 1887 года рождения) после войны жили уже на территории Литвы, где у них моя мама несколько раз и бывала в детстве. Никто из дочерей не говорил, что ранее они жили на других территориях. Для меня это просто ошеломительный прорыв в знаниях истории предков. Я теперь понимаю, где ещё можно искать следы их жизни. Мне только очень жаль, что Вы не указали имена всех колонистов в прошении. Это материалы не отцифрованы? К ним возможен доступ только через читальный зал? Дело в том, что я, увы, живу в другом городе, в другой стране.
Добрый вечер. Да, это очень интересная история. Кстати, как-то в читалке НИАБа встречал ещё одного потомка выходцев из Софийска. Да, мне было лень переписывать имена всех двухсот человек, потому выписал только глав семей. Дело не оцифровано, доступно только в читальном зале. Но Вы можете дистанционно заказать у архива его цифровую копию. К сожалению, не отметил у себя номер страницы со списком переселенцев, но там всё дело не очень большое - можно его и полностью отснять.
Ещё раз спасибо! Попробую заказать электронную копию в архиве (не делала этого пока). Тем более, что источник Вы указали.
Добрый день! У меня получилось! Архив выслал мне электронные образы данного дела. В ближайшее время я размещу здесь список всех переселенцев, указанных в документе. Михаил, ещё раз спасибо за эту страницу истории, которую Вы для меня открыли. Благодаря ей я в своих поисках из века 20-го смогла "спуститься" в век 19-ый.
Добрый день! Сам родом из этих мест. Спасибо за информацию, было очень интересно погрузится в историю. Помню только своего деда, родом из деревни Старые Чемоданы. Сигизмунд Степанович Субоч 1923 года рождения. Списки, которые вы приложили, не смог почитать. Может есть там что-то созвучное с этой фамилией, выложите, пожалуйста. Может еще кусочек истории дополнится. Пока версия происхождения фамилии Субоч- из Польши. Но может все было не так. Помню, что дед говорил, что его папа, мой прадед получается, жил в тех местах и была у него своя пивоварня. Но он чем-то заболел и умер молодым, 30 лет или чуть больше. Если будет возможность, то поделитесь информацией, пожалуйста.
Михаил, доброго времени суток. Обратила внимание, что вы помогаете людям в поиске родных. Фамилия моих предков связана с Фащёвским костёлом. Бальтазар Стефанович Гельтзль (жена Марьяна Корженёвская), Иосиф Бальтазарович Гельтзль (София Петровна Протасова) были прихожанами данного костёла (первая половина, середина 19 в.). Если у вас есть информация по этим именам, фамилии, буду очень благадарна, если вы её мне предоставите.
Добрый день. Сходу такие фамилии вспомнить не могу - надо покопаться в своих записях. А годы жизни этих людей известны? И в каком населённом пункте они жили?
Михаил, доброго времени суток! Благодарю вас, что откликнулись на моё обращение. Информация, которой располагаю: Фамилия в разных источниках записывалась Гельц, Гельтцль, де Гельтцль. Официально установлена фамилия Гельтзль; Выписка из исповедной ведомости прихожан Фащёвского костёла Горецкого уезда Могилёвской губернии за 1864г., где сказано: "Имение Сальники -Иосиф Гельц - 59 лет"; Выписка из метрической книги об умерших за 1876 г. по Фащёвскому костёлу Горецкого уезда Могилёвской губернии, где указано: "Иосиф Гельтзль. №10. 1876 года Апреля 16-го дня в губ.городе Могилеве скончался Дворянин, Землевладелец, Доктор Медицины и Хирургии, Статский Советник и Кавалер Ордена св.Владимира 3 степ. Иосиф Бальтазарович Гельтзль более от старости, нежели от болезни, был причащён Св. тайне. Оставшейся вдовою Софии урождённой Протасовой муж имевший от роду около 83 лет, Фащёвского Костёла прихожанин, оставивший после себя трёх сыновей: Владимира, Александра и Иосифа". Моня интересует сохранилось ли кладбище со старыми надгробиями Фащёвского Костёла, в Могилёве, Шклове.