В дореволюционных документах национальность не указывалась, да и не интересовала никого особо. Важны были вероисповедание и подданство. Если в 1907 г. семья Екатерины выехала в Сибирь, то в белорусских архивах подтверждения её национальности Вы не найдёте. Надо искать по её новому месту жительства в российских архивах. Т.к. Жабичи в межвоенный период находились на территории СССР, то по другим Должецким (оставшимся в Жабичах) данные можно найти в Поселенных списках домохозяев 1926 г. Хранятся в НАРБе (здание Нацбиблиотеки). Но в этой переписи принадлежность к национальностям, как правило, определялось просто: католик - значит, поляк, православный - значит белорус. Должецкие же, вроде бы были православными?
Соглашусь с Виолеттой. Должецкие из Жабич - крепостные крестьяне (судя по РС 1834 года). А волынский род Должецких был дворянским, и оставался бы дворянским даже вконец обеднев и не имея ни гроша за душой. Даже после разбора шляхты в XIX веке, не подтвердившие дворянство шляхтичи, хотя и были переведены в другие сословия, но оставались свободными людьми. Так что тут имеем дело просто с однофамильцами.
хоспати -- ПОЛЬКА! =\ или это цитата? прямая речь? так кавычки надо ставить по правилам русского, кстати, языка... национальность -- БЕЛАРУС! потому что вилейщина... не устраивает, да?! что-то мне кажется, что всё было не так просто и шаблонно... но оспорить не могу, не изучал такие поздние документы -- не имел потребности... вряд ли искателя устроит такой расклад -- масштаб, знаете ли, не тот!))
Barth, я отредактировал Ваше сообщение в части намёков на страну-происхождения автора. Такие фразы только провоцируют флейм, а нам этого не надо. Прошу общаться конструктивней. С моими родственниками получилось именно так: все католики в переписи 1926-го года были сплошняком записаны в "поляки", а православные - в белорусы. Но настаивать не буду, т.к. выборка у меня очень небольшая.
примечательно, что профиль пользователя отредактировать у Вас мысли не возникло, правильно -- ведь это флейм не провоцирует! а я так, от нечего делать пишу, на пустом месте... =\ p.s.: кстати бы про то, что мормоны вне закона в рф всё-таки бы оставили... видимо товарищ не в курсе... в не так давно рьяно обсуждаемых беларуских анклавах на территории нынешней Латвии на начало века однозначно по переписным спискам втстречаются р.к. беларусы! вот насчёт православных "поляков" сталкивался только на территории собственно Польши...
Я собираюсь в НАРБ в ближайшее время, могу посмотреть в переписи 1926 года, какая национальность записана у Должецких. Но если вы хотите знать национальность для карты поляка, то там нужны конечно же только прямые предки. Почему Ваша бабушка считала себя полькой, можно только догадываться. Жена Прокопа Емельяновича - Тереса Августиновна, может быть она была католичкой? Имена похоже католические. В России сайт заблокировали с весны этого года. Я Должецкими тоже интересуюсь, если увижу записи о них, то могу высылать, напишите куда. Да... Даже не удосужились приход определить.
Добрый день, Георгий. В НИАБ города Гродно в фонде 1815 опись 1 дело 18 в метрической книге Бесядской православной церкви есть запись о венчании Довжецкого Дмитрия Прокопова. Из этой записи следует что Дмитрий родился примерно в 1858 году. Метрических книг по Бесядской церкви за период 1839-1866 годы я не встречала.
к сожалению, это не аргумент для тех, кто сознательно отказывается придавать этому должное значение и/или (вовсе) отказывает последним в самобытности или даже историческом праве на существование. трите, если мозолит. к нашему большому генеалогическому счастью это окошко покрывается IX-ой и X-ой ревизскими сказками! естественно с известной долей условности содержащихся там именно метрических данных... т.е. звено нащупать по прямой абсолютно реально, а вот дополнительными минорными ветками разжиться увы почти нет.
Здравствуйте. Должецкая Екатерина Дмитриевна моя прабабушка. Ее муж (мой прадед) Букин Терентий Макарович. Мне очень интересно узнать о своих предках. Знаю, что у Екатерины Дмитриевны было семь братьев.Возможно из них: Федор 1884 г.р.,Федот 1884 г.р., Степан 1894 г.р. Дети Букиных: Семен, Ольга, Евдокия (моя бабушка) ,Иван, Лиза, Татьяна, Павел, Мария, Тоня, Николай. Получил много новой информации на форуме. Предлагаю объединить усилия в поиске.
Всем добрый день! Недавно говорили с бабушкой, она вспомнила, что у ее дедушки Михаила был брат (не помнит имя), который уехал в Сибирь, но топом, сказал, что вернулся и одного из его детей уже после войны расстреляли. Уважаемые специалисты, не могли бы вы меня ткнуть (не очень получается пользоваться этими приложениями) в Списки крестьянских хозяйств Логойского р-на, 1925 год. Бесядский сельсовет. где есть Должецкий Михаил Пр. 13 человек. Бабушка говорит, у ее отца было 5 сестер и брат (предположительно значит Должецкий Михаил Пр 7 детей) не пойму почему 13 человек.
Данные о составе семьи Михаила Прокопьева Должецкого в период 1917 года есть в исповедальной ведомости Бесядской церкви за 1917 год. Прилагаю фрагмент этого документа.
Списки хранятся в архиве НАРБ в Минске, фонд 30 опись 2 дело 1479. На сайте их нет. Там же, в НАРБ, фонд 30-2-6278 - поселенный список домохозяев Логойского р-на, д. Жабичи 1926? год, Должецкие: Должецкий Мирон М Белорус 4 мужч. 1 жен. Должецкая Мария Иван Белорус 2 мужч. 3 жен. Должецкий Михаил Прок Белорус 1 мужч. 3 жен. Должецкий Николай Кон Белорус 5 мужч. 3 жен.
Вставлю свои пять копеек в разговоры про национальность. Чем дальше я изучаю данный вопрос, тем больше убеждаюсь в том, что если предки не были по каким-то причинам направлены на земли бывшего ВКЛ из Польши (напр., чиновники, учителя, священники), то это белорусы. Сведений об иных переселениях на эти земли с исконно польских территорий не находится. В принципе как и особых поводов для переселения польского дворянства со своими крестьянами на восток. Здесь местных крестьян хватало. После объединения с Польшей местное дворянство постепенно ополячилось, все делопроизводство со временем было переведено на польский язык, польскость достигла своего расцвета. Зваться поляком было престижней и выгодней. Белорусский язык и культура были уделом простого люда. Как крестьяне становились католиками? Какое вероисповедание принимал первоначальный владелец, в такое и крестьян своих обращал. Кто территориально находился ближе к Польше, до того скорее доходило католичество, в которое он и обращался, по происхождению же являясь тем, что сегодня принято называть белорусом. Далее, уже в 20 в. в польские времена, времена наших прадедов, ситуация была аналогичной -- зваться поляком было и престижней, и безопасней (польскость -- "билет в жизнь"), + школьное образование было преимущественно на польском (каждый учебный день ребенок начинал со стихотворения "Хто ты естэшь? -- Поляк мауы!"), + народ записывали/записывался в поляки (о переписях 1921 и 1931 гг. можно почитать в работах Северина Вислоуха), + сегодняшних представлений о национальности не было как таковых (крестьянин рассуждал так: жил в России -- был русским, живу в Польше -- значит, поляк; либо так: раз католик -- значит, поляк, а белорусом был бы, если б был православным). Поэтому неудивительно, что бабушка называла себя полькой-полячкой. (Оба варианта, кстати, равноправны.) По сути же поляками были только присланные чиновники и учителя. Если предки из их числа, то можно говорить об их польском происхождении. В остальных же случаях речь скорее всего идет об ополяченных белорусах. Это если хочется знать, кем на самом деле были предки по происхождению. На протяжении столетий белорус в силу обстоятельств лавировал между доминирующими этносами, что в общем-то продолжается и по сей день. Так, сегодня одна часть белорусов усердно ищет бумаги, где было бы написано "поляк", другая считает себя русским. Быть собой, белорусом, по-прежнему, кажется, недостаточно престижно... Хотя в советские времена, конечно, молодежь стала более мобильной, началось смешение этносов и многие сегодня действительно носят в себе целые букеты советских народов. Как вариант: брат женился, привел жену во двор, у них родились дети; сестры могли взять мужей в примаки. Могли вместе жить несколько семей + пожилые родители + батраки. В целом в семье могло быть рождено больше детей, чем впоследствии уцелело. Младенческая смертность в былые времена была очень высокой.
всё верно сказано. респектую! зваться беларусом требует смелости и определённой силы характера! чего многим, как правило, трудно сыскать... хотя даже тут, к сожалению, находится место для меркантильности: безусловно, есть и те, кто зовётся беларусом на т.н. "хайпе" или из-за каких-то политических дивидендов... что, увы, бросает тень... но происхождение, по своей сути, вне политики! меняются границы, меняются вожди, геополитические ориентиры... неизменной остаётся кровь текущая по нашим венам! вопрос только в том, хотим ли понимать и принимать, где исток, и готовы ли взять на себя за это ответственность... или же лучше смалодушничать и спрятаться за удобными, популярными, но (!) чужими формулировками... каждый, конечно, решает для себя сам! но, к счастью, от этих решений не зависит объективная сторона дела.
Уважаемые специалисты, большое вам спасибо!!!, нашла отца моей бабули Павел...бабуля говорит была еще одна сестра у ее отца, наверное она умерла уже (приблизительно в 10 лет), кода писалась эта ведомость(((...и я так понимаю они были все православного вероисповедания....Еще раз спасибо!!