1. Уважемый Гость! В последнее время на нашем портале возросла активность спамеров. Если вы заметили сообщение, тему, статус в профиле, ссылки на другие (нетематические) сайты, рекламу товаров или услуг (мы ничего не продаем и не рекламируем!) и т.п., не соответствующие тематике нашего проекта, сообщите, пожалуйста, администрации: http://vilejski-uezd.by/misc/contact
  2. Неуважаемый спамер! Ты находишься на МОДЕРИРУЕМОМ вебресурсе. Не трать время на создание спамных тем, сообщений, комментариев, статусов, ссылок в профилях – они будут удалены, а твой аккаунт – заблокирован без возможности восстановления. «Вилейский уезд» – некоммерческий, бесплатный проект, помогающий людям восстанавливать историю своей семьи и своего края. Мы ничего не продаем и ничего не рекламируем! Администрация.
  3. Уважаемый Гость! Генеалогические исследования на нашем портале стали намного удобнее, потому что у нас появился Каталог-навигатор по фамилиям Вилейского уезда. Обновление этого каталога происходит постоянно, и Вы тоже можете в этом помочь. Подробности здесь.

Деревни Зборовичи, Ломшино, Лисицы

Тема в разделе "Помощь в поисках предков", создана пользователем blackash, 18 авг 2018.

  1. blackash

    blackash Новый пользователь

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    4
    Коллеги, а никто копая православные МК не сталкивался с деревнями Зборевичи (Сборевичи - 100 человек), Ломшино (170 человек) или Лисицы (100) в 1869 - 1893 году?
    В Роговской (2 км) записей явно недостаточно, причем только о рождении (где они бракосочетались и умирали?), в Радошкевичах (7,5 км) их (записей) практически нет, в Заславле (13 км), к которому относилась 2 из трех деревни, нет от слова совсем, так же как в Соломеречве (10 км) и Вязыни (8).
     
    #1 blackash, 18 авг 2018
    Последнее редактирование модератором: 23 авг 2018
  2. Алексей Артемьев-Хщанович

    Регистрация:
    13 май 2017
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    54
    Ищу:
    (Х)щанович (Chrzczonowicz) Шеймо (Szejmo) Кракуць (Krakuć) Вер(ж)бицкий Бр(ж)озовский Дубровский Мацук Козловский Ловкис Волынец Смолко Чернявский Акелан
    География поисков:
    Жигуны Иодовцы Комаи Королевцы Лопуны Мумишки Ногавки Петюлево Рожки Слободка Трапшевичи Якубовские
    Может ли быть такое, что эти деревни были в основном католическими? И тогда стоит поизучать МК костелов?
    Каких-то детей могли крестить в церквях, например, т.к. кто-то из родителей был православным.

    Также в списке приходов Вилейского уезда этих деревень я не нахожу. Вы уверены, что они относились к Вилейскому уезду и к Виленской губернии в целом? Не к Минской ли? В Рашодковской волости по состоянию на конец 19-го начало 20-го вв. числится лишь фольв. Лисицы с 13 жителями. Ни С/Зборевичей, ни Ломшино я в Вилейском уезде не нахожу. В таком случае деревни, несмотря на близость к приходам Вилейского уезда, могли относиться к более отдаленным приходам Минского уезда.
     

    Вложения:

    #2 Алексей Артемьев-Хщанович, 19 авг 2018
    Последнее редактирование модератором: 23 авг 2018
  3. Barth

    Barth Мегапользователь

    Регистрация:
    11 дек 2015
    Сообщения:
    396
    Фото & Видео:
    4
    Симпатии:
    221
    увы, но нет.
     
    #3 Barth, 20 авг 2018
    Последнее редактирование модератором: 23 авг 2018
  4. blackash

    blackash Новый пользователь

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    4
    Быть может, но:
    1. Когда кто-то из родителей католик в МК так и писали. "Крестьянин деревни _имя_ _имя_ православного вероисповедания и законная жена его _имя_ римско-католического вероисповедания". Я же говорю о тех, которые "оба православного". Обычное, но не частое, дело: католик перешел в православие (есть запись в МК), женился как православный (запись в МК), рождаются дети и т.д. Кстати, и в ИВ о иной вере делали пометки.
    2. Православные жинились и умирали и так же часто, как католики. Почему детей они крестили в православном приходе, а женились в костеле? ИМХО, так оно не работает.
    3. Нельзя просто так стать православлым (или католиком), в МК о таком делали запись в разделе "о присоединившихся". Где эти записи? Подозреваю, там же где и записи о бракосочетавшихся и умерших.
    Впрочем, я посмотрю и МК костелов, но это маловероятно.
    Я, вроде, об и этом же и написал. Они принадлежали к Заславльскому приходу Минского уезда, но в МК Заслявля эти деревень нет. В одной из церквей нет, другой церкви нет в списках Минского благочиния. В Заславле было на тот момент две церкви, хотя источники и путаются в показаниях. Могут две церкви в одном городе относится к разным православным благочиниям? Кто нибудь такое видел?
    Я встречал, чтобы деревня относилась к приходу "через" церковь. Те же Заборцы, вместо того чтобы пойти в церковь в 1.5 км в Рогово, пилили в Радошковичи за 10 км, проходя мимо Рогова. Но "через" две церкви? Прошли Рогов, Радошковичи и в... Красное село? Эдак, чтобы пожениться или похоронить надо круг не меньше 40 км сделать.
    Вот и возник вопрос, не встечал ли кто эти деревни вне моего круга обзора в Вилейском уезде. Не знаю, в Ушанской или Старо/Ново Красносельской? Кстати, а почему тут: https://www.radzima.net/ru/blagochinie/molodechenskoe.html только одна Красносельская церковь и ни одной Роговской? Странный источник.
     
    #4 blackash, 20 авг 2018
    Последнее редактирование модератором: 23 авг 2018
  5. blackash

    blackash Новый пользователь

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    4
    Беда, печаль. Носилово вычеркиваем. :)
     
    #5 blackash, 20 авг 2018
    Последнее редактирование модератором: 23 авг 2018
  6. Barth

    Barth Мегапользователь

    Регистрация:
    11 дек 2015
    Сообщения:
    396
    Фото & Видео:
    4
    Симпатии:
    221
    c'est la vie
     
    #6 Barth, 20 авг 2018
    Последнее редактирование модератором: 23 авг 2018
  7. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.129
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    974
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Было два прихода в Заславле: Изяславский-Преображенский и Изяславский-Рождества-Богородицы (открыт в 1867 г. вместо костёла) . Оба принадлежали ко 2-му благочинию.
    Кроме того, относительно недалеко от этих деревень были приходы в Сёмковом Городке (расстояние примерно такое же, что и до Заславля) и в Соломоречье (даже немного ближе).
     
  8. blackash

    blackash Новый пользователь

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    4
    Спасибо. Именно по Преображенскому приходу я и смотрел за те годы которые у мормонов есть, а есть они до, емнип, 1860-ых т.е. в то время когда приход был один и записей о этих деревнях - нет. Есть конечно небольшая надежда, что они из неизвестного прихода перешли в Рождественскую, но слабая.
    Соломоречье - смотрел - мимо.
    Приход в Семковым Городоке - если это то, что фигурирует в списках 1-благочиния как Городокская Рождества Богородицы церковь - то во-первых ее МК (1840х-1860х) есть (видел, помню), а во--вторых от Семково в Рогово прямая дорога была еще в те времена. Спасибо большое, будем смотреть.
    Потому, что никому это не нужно. Сейчас эти записи интересны нам и историкам. Мы проиндексируем небольшую часть - которая нам интересна - причем большенство даже не подумает выладывать индекс. Историкам нужны общие цифры - которые уже есть. Кто в наше время заклядывает в первоисточники? ;Р (2:1!)
     
  9. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.129
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    974
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Они могли быть прихожанами Заславского костёла до того, как его переосвятили в Рождественскую церковь. У меня была такая ситуация с Батуринским приходом: в 1867 г. католический приход стал православным, и практически вся католическая паства стала православной в том же храме. Посмотрите метрики Заславского костёла до 1867 г. (если они сохранились) - есть ли там прихожане Ваших деревень.
    Наверное, она, но я точно не уверен. В 1-м благочинии ближе к концу 19 в. появиась ещё Острошицко-Городецкая. Может, Городокская - это Острошицкая?
     
  10. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.129
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    974
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Вот в подтверждение моей идеи Карта народонаселения Минской губернии по исповеданиям, 1864 год. Полностью посмотреть можно здесь.
    Карта исповеданий 1864.jpg
    Территория к северу от линии Дубровка-Заславль-Хмарин Городок вплоть до границы губернии окрашена в розовый (католический) цвет.
     
    Гайко нравится это.
  11. blackash

    blackash Новый пользователь

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    4
    Я католические записи, конечно, посмотрю, если найду.:) Что меня смущает - смотрел записи Роговской церкви с 1864-1893 годы, есть рождения из этих деревень, причем православные. Они могли заранее с 1864 по 1867 в православие переходить, к закрытию костела готовится?
    "Процедура" перехода в другую конфессию фиксировалась. Я правильно понимаю, что в Вашем случае в метрике, за год в который "открылся" православный приход, раздел "о присоединившихся" содержит серьезное число записей. Не 1-5, а 50-70 и в следующие годы "хвосты" по 10-20 человек? ИМХО, если католический приход в 1000 человек, то примерно такие темпы и должны быть.
    Тут говорят, что Городецкая. Я наивный, я верю. :)
    Будем искать, направление понятно.
    Скорее, "не желтый":). С этими данными "дело ясное, что дело темное". Например, Радошковичи имеют православный цвет, хотя католиков там было 3552 (58%) против 2531 (42%) православных (утверждает таблица к карте), а Заславль на границе со счетом 2569 против 1764. Следует так же учесть, что в Вилейнской губернии было 68% католиков, против 21% православных, а в Минской 72% православных против 18% (на 1864 год). Реальное же распределение в интересующих меня местах было примерно 50 на 50 плюс-минус десяток процентов.
    Самое смешное - по этой карте одна из деревень (больше всего интересная) отнесена к желтой зоне, а две другие к "католическим". Просто "тайны минского уезда"... Как в Вилейке просто, сказано - Загорцы в Радошковичах, так и с начала XIX века там - никаких проблем.
     
  12. Barth

    Barth Мегапользователь

    Регистрация:
    11 дек 2015
    Сообщения:
    396
    Фото & Видео:
    4
    Симпатии:
    221
    что-то мне кажется пора сгружать посты в отдельную целевую ветку)) уже совсем не про мормонов вильнуло -- потом будет сложно найти эту безусловно практически крайне полезную дискуссию!
    администрация, алярм! ^_^
     
  13. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.129
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    974
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    В деревне до 1867 г. могли жить и православные, и католики в неком соотношении. Православные ходили в Рогово, католики - в Заславль. Когда храм и паству в Заславле перевели в православие, то ново-православные стали ходить в Заславль, а старо-православные - или продолжать ходить в Рогово, или "перевестись" в Заславль.
    Вообще, по моим наблюдениям, привязка к приходу не слишком строго соблюдалась. Пример из того же Батуринского прихода: все ново-православные посещали Батуринскую церковь, но некоторые крещения детей проводили почему-то в соседней Хотенчицкой. При том что до Батуринской - 5 км, а до Хотенчицкой - 10. Некоторые половину детей крестили в "чужой" церкви, некоторые - одного-двух. Почему - не знаю. Может свой священник болел, может был в отъезде, может ещё по какой-то причине.
    Другой пример: в местечке Илья была Ильская-Ильинская церковь, в 1867 г. местный костёл преобразовали в Ильскую-Иосифовскую церковь. Ильинский приход поделили пополам по территориальному признаку. Деревня моих предков (Владыки) попала в новую церковь, но несколько семей продолжили ходить в старую. Хотя иногда "заглядывали" и в новую. Почему для них сделали исключение и не перевели в новую церковь вместе со всеми - загадка.

    Увы, за 1967 год МК по переобращённым церквям в Батурине и в Илье я не нашёл. После 1867-го присоединения встречались, но очень мало. Основную массу прихожан, видимо, перевели в 1867-м. Интересно, что встречал ребенка, которого крестили дважды: в Радошковичах - в католичество, а потом в Батурине - в православие. Ещё неоднократно встречал в 1870-е, как крестили скопом разновозрастных детей из одной семьи (в т.ч. даже 10-тилетних). Маловероятно, что эти дети до 10-ти лет жили некрещёнными. Скорее всего, тоже были тайно окрещены в католичество в другом приходе.


    Да, это она.

    Ну, у карт масштаб небольшой, потому тут могут быть неточности. Вообще, эти карты строились на основе данных МВД. В начале 1860-х были составлены сборники по губерниям, назывались "Сведения о населенных местах .... губернии, собранные губернским статистическим комитетом МВД". В этих сборниках перечислены практические все населенные пункты, даже самые мелкие, с указанием количества жителей по вероисповеданиям. Я в Ельцинской библиотеке работал онлайн со сборником по Виленской губернии. Предполагаю, что существует и по Минской. Если он доступен - найдёте в нём данные, сколько жило православных и католиков в Ваших деревнях.
     
  14. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.129
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    974
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Я тоже так подумал, сейчас сделаю.
     
  15. blackash

    blackash Новый пользователь

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    4
    Поскольку записей о бракосочетаниях и умерших из интересующих деревень в Рогове нет, а о рождении - есть, мне представляется несколько другая картина. Детей в семьях было много и, поэтому, не такое уж это и значительное событие - бегали крестить рядом в Рогов - если времени не было, если было - приход Х (но не Заславль). Бракосочетание - раз в жизни событие (ну, два), да еще его надо запланировать, в Брачные обыски внести, поэтому сочетались в церкви Х, к которой были приписаны. Умереть, тоже просто так не получится, хоронили в большинстве случаев на кладбище "своей", приписной церкви, там же где остальных родственников. По записям до 1867 и после, я не заметил, чтобы число крестящихся в Рогове значительно упало, но Ваша версия безусловно имеет право на проверку.
    Мне вот, что еще в голову пришло. В Радошкевичах деревню в МК писали исключительно как Сборевичи в Рогово как Збаревичи, могли в Заславле писать как Боревичи или Ривичи или Рецича? Заславль и не такие грамматические пертурбации переживал. Правда, я не припоминаю в МК ничего подобного, но и внимания не обращал.
    Ремонт, проверка, батюшка умер/не нравится, а то и запил... Причин может быть масса... "Дело о пьянстве викарного Ильской церкви священника Игнатия Мороза" ф.605 о.2/37-107. :)
    Могли просто не захотеть. Это же не колхоз.
    Если там нет данных к какому приходу принадлежит деревня - это не сильно поможет. Официальные же сборники о принадлежности утверждают, что Збаревичи принадлежат к Заславлю и никаких гвоздей.
     
  16. Михаил

    Михаил Администратор
    Команда проекта

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    1.129
    Фото & Видео:
    81
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    974
    Ищу:
    Сташкевичи, Соболевские и пр.
    География поисков:
    им. Илья и Лукавец с окрестностями
    Название деревни могло меняться со временем, иногда у небольших хуторов и выселков встречаются два разных названия. Но чтобы одна и та же крупная деревня в одно время в разных приходах называлась по разному - не встречал.
    Не совсем так. Крестьянин числился прихожанином какой-то конкретной церкви, был там зачислен в исповедальные списки и по обязан был проводить все обряды в "своей" церкви. Например, для бракосочетания в другом приходе бралось разрешение у своего священника - встречал такие документы. Священники тоже не были заинтересованы, чтобы паства убегала к соседям, другое дело, что это могло не везде и не всеми строго контролироваться. Т.е. если какие-то семьи остались в старой церкви - это наверняка по какой-то договорённостями между священниками обоих приходов.

    Как раз-таки есть, но только для православных.
     
  17. blackash

    blackash Новый пользователь

    Регистрация:
    21 дек 2017
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    4
    Тут все просто. Как слышалось, так и писалось. Будет еще батюшка уточнять. Я свою фамилию на протяжении 1800-1900 годов в МК в четырех разных видах наблюдал, в четырех похожих, но разных написаниях самой деревни. Это если не брать случай со сменой/не сменой фамилии - тогда получается еще +4.
    Все так, но когда я говорил про колхоз имелось ввиду, что не все решили перейти в новый приход. Вряд ли были возможности их заставить.
    Из забавного: в МК Заславля есть запись о рождении незаконной дочери от двоюродной пра-пра-бабки. Я точно знаю, что она была крещена православной, и родители ее были православными, и родной приход в Радошковичах. Так вот, она записалась лютеранкой. И ничего в ИВ последующих годов была православной. Ачетуттакова?
    Надо будет посмотреть, но с большой долей вероятности приходом будет указан Заславль, в который эти деревни до 1870 года не входили.
    В МК Заславля 1865 года обнаружил обескураживающую запись: Молодец Виленской губернии, Вилейского уезда деревни Огарок, с девицей Минского уезда деревни Збаревичи. То есть в приход Заслявля в 1867, деревня точно не входила и священник об этом знал. Остальные источники об этом, к сожалению, не знают.:) Хорошо хоть точно минского. Но не Городецкого прихода - там их нет - и близкие приходы в минском уезде - кончились.
     
    #17 blackash, 27 авг 2018
    Последнее редактирование: 27 авг 2018