Моя семья жила в Глубочанах, поэтому меня интересует история этого края. Добрый день! Случайно прочитал эти записи. Я неплохо знаю окрестности Глубочан, знаю, где было имение, аллеи, остатки парка, прудов, фундаменты дома. Если Вам интересно, давайте обсудим. Мне многое важно. Можно здесь, можно в личной переписке.
Не хотите создать отдельную тему по Глубочанам и скидывать туда инфу? Думаю если что кто-нибудь да подключится
Да, конечно, всё интересно! Может, действительно создайте отдельную тему и сбрасывайте туда всю информацию? Интересующиеся Глубочанами люди тут на форуме были.
Да, спасибо, Михаил! Я написал г-ну Шафковскому. У него, возможно, сохранились семейные документы. Надеюсь ответит.
М Мне интересно про имение: сохранились ли у вас или в деревни у кого-нибудь фото, можете ли вы набросать на листике план имения???
ПО Глубочанаям - открывайте пожалуйста тему в разделе http://vilejski-uezd.by/forums/olkovichi-krajsk-posadec-i-okrestnosti.83/ т.к. Глубочаны -это Крайская волость
Добрый день! Набросать схему можно попробовать, но для достоверности лучше съездить на место. Документов у местных нет.
В 1933 году исполнилось 70 лет восстанию. Тогда это был большой национальный праздник. Президент Мостицкий наградил Крестами Независимости с мечами 365 оставшихся в живых ветеранов, а также всех павших, сосланных, заключенных в тюрьму и умерших повстанцев. На Повонзком военном кладбище в Варшаве был выделен специальный участок C13 для памяти павших повстанцев. На стене, замыкающей квартал, установлены 268 мемориальных досок, посвященных людям, причастным ко многим сражениям и стычкам во время Январского восстания. Среди упомянутых по имени и фамилии есть и мемориальная доска, посвященная Стшижеславу Родзевичу, погибшему во Владыках. Вполне возможно, что для этого случая предназначена бетонная плита, изготовленная в 1933 году.
возможно, этого одного предложения достаточно «на собрании помещичьего товарищества Виленского уезда в конце 1921 года было инициировано обнаружение и местонахождение могилы Владыки и установка там памятника»
Благодаря пану Marek-у обнаружилась замечательная статья о Владыках в газете "Dziennik Wileński" от 1907 года. Автор Владислав Слизень, гостивший в Матьковцах у пана Юзефа Богдановича, очень захотел посетить Владыки. Поехав напрямую через заливные ильские луга, с разными приключениями (из которых их выручили владыцкий крестьянин-"американец" Винцент Томкович, его жена и тесть), они добрались-таки до деревни, где осмотрели место захоронения повстанцев и даже взяли интервью у местного жителя Казимира Сташкевича. А это не кто иной, как двоюродный брат моего пра-пра-прадеда Василия Матвеевича Сташкевича. Казимир не только подтвердил мою гипотезу о месте боя. Разные источники ранее сообщали, что российские войска смогли выйти в тыл отряду Козелл-Поклевского благодаря своевременному донесению некоего крестьянина о передвижениях повстанцев. Так вот, Казимир подтверждает эту версию и даже сообщает имя. В общем, рукописи не горят, а имена не забываются. Ниже опубликую перевод.
Владыки Впечатления от путешествия Быть в Риме и не увидеть Папу – это, по меньшей мере, слабость... ...быть в Матьковцах и не быть во Владыках, расположенных от Матьковцев в паре вёрст, было бы просто преступлением, - думал я про себя, сидя на балконе, с которого виднелись вдали владыцкие поля. Для сведения читателя, однако, должен добавить, что Владыки – это деревня в Вилейском уезде, на реке Илья, и что под Владыками встретил свой последний бой с россиянами в 1863 году отважный командир отряда Винцент Козелл-Поклевский. Близко видать, да далеко шагать... мы размышляли с любезным хозяином Матьковцев, сидя у подножия прекрасного монумента – бюста Костюшки – перед Матьковичской усадьбой, о способах добраться до Владык. Ехать на Зацемень – кругом – очень далеко, поэтому, посоветовавшись с фурманами и почтальонами, решили поехать напрямую через лесные чащобы и луга над Ильей, которые после почти двухмесячной суши должны были быть пригодными для проезда одной лошадью в лёгеньком экипаже-линейке... а там, над Ильей, наудачу; не может быть, чтобы мы не перебрались на другую сторону. Нечего было терять время, потому через минуту мы уже мчались на кобыле-каштанке через лесные чащи, где в 1863 году укрывались повстанцы. Пан Юзеф Б. правил лошадью. – Здесь-то высохло, а как мы пересечём лужок Лапирувку – вот вопрос? На лесной тропе мы миновали пару, как потом выяснили, супругов, возвращавшихся с праздника в Ольковичах, и через мгновение уже въезжали на Лапирувку... мокро... еще секунда, и каштанка лежит по брюхо в грязи... – Знаешь ли, безнадёжно, – отозвался Ю. Б. – Очевидно, надо пробовать. Отбрасываем из сердца гордыню и тоже по щиколотку в грязи начинаем работу по вытягиванию каштанки. К счастью, подошла та семейная пара и он, как оказалось, единственный католик во Владыках, Винцент Томкович, который полгода назад вернулся из Америки с большой суммой наличных, снял свои пальто, котелок и спустя пару четвертей часа всеобщей, не исключая его половины и нас, работы, мы двинулись уже вместе с карею кобылой около леса, осторожно, помаленьку, дальше. Почти над самой Ильей повторилась такая же история и опять при помощи "Американца" мы повторно спаслись. Наша неудача и любезность крестьянина, который на протяжении почти 3 лет, проведённых в Америке, набрался хороших манер, сблизили нас, и вот через минуту его супруга шла по колено в воде через реку, чтобы выслать своего отца из Владык вместе с телегой к Черному Броду, расположенному, может, на полверсты ниже, на телеге мы должны были доехать до Владык. Кобылу мы привязали у стога. Через часик старик был уже с нами... С тревогой мы наблюдали, как старец задирал ноги на телеге, потому что вода достигала до кузова. Ю. Б. с выражением Гамлета изрёк, дескать, что должно висеть – не утонет, и мы вчетвером влезли на телегу. Только один из нас упал в воду, Ю. Б. промок, мои ноги тоже немного пострадали, но зато мы находились на другом берегу реки. С холма я уже мельком взглянул на пейзаж... мне вспомнилась панорама Березины Коссака... Лента реки, на низком берегу широкая полоса лугов с сотнями стогов сена, на заднем плане красочный лес, искрящийся на фоне лазури неба и в блеске осеннего солнца. Владыки – это такая же, как и тысячи других, деревня… узкая улочка, хаты бедные, хотя довольно опрятные… домов с 20. Уже почти миновали деревню, когда внезапно Томкович останавливается и, показывая на старика, стоящего во дворе, говорит: – Этот человек был в битве и знает, где могила повстанцев. ****************************************** Могила-курган погибших во владыцком бою лежит в четверти версты за Владыками, в 200 шагах налево от дороги, на самом краю казённого леса. Бока кургана немного осыпались, но до сих пор видно, что это насыпаная могила... поросла она молодым сосняком... середина кургана в 55 шагах от большой сосны, единственной на кургане и затёсанной со стороны казённого леса. Зная характер белорусского крестьянина, я начал расспрашивать его очень осторожно, чтобы не напугать. На этом кургане старик с приятным, загорелым и продолговатым лицом, с белыми усами, тщательно выбритый, одетый в серую свитку, опёршийся на палку... видимо, впервые был спрошен о тех временах, печальных… минувших. Выражение лица имел сосредоточенное, на вопросы отвечал после некоторого размышления, как бы доставая где-то далеко из памяти. Повторяю разговор, происходивший белорусским говором, дословно. – Как Вас зовут? – спросил я. – Казимир Сташкевич. – Католик? – Нет, православный. – Приписаный. – Нет, мои родители уже были православными. – Сколько же было лет в год восстания? – "Мальцом" был, мне было двадцать лет. – А хорошо помните битву? – Помню… было это в четверг перед Зелёными Святками. Май был... но холодно. – Где происходила битва? Указал к реке, на деревню... – Вокруг деревни, а больше всего сражались... за деревней, над рекой, где сейчас выгон, а тогда был бор, вековой, чистый... – Вы сражались на этой или другой стороне? – несмело спросил я. – Нет, я возил после битвы убитых и раненых, а во время боя был в деревне только... Казаки... 3 сотни и 9 рот пехоты шли от Милевич и Ильи... Поляки... от гребли зацеменьской, от Стаек, Олькович и Матьковцев... вода в реке была страшно, как на май, высокая, переправлялись на лодках... не знали, что казаки идут от Милевич и там... где сейчас выгон, а тогда был лес – главная была битва... погибло много поляков, и Козелл был убит. – Сколько же поляков погибло? – В этой могиле, в трёх ямах, лежит 95... вот тут, где стою, была меньшая яма выкопана... поместилось только 25, а среди них сам Козелл... пуля попала ему между глаз и сзади черепа вышла... помню, как мы клали его в могилу; а много погибло и утонуло в реке, и раненых было немало. – Может, помнишь, как выглядел Козелл, как был одет? – Не был одет вообще, мы клали трупы в могилу без одежды... некоторые только имели на себе крестики, помню, имел тоже крестик и Козелл... Еще покойный пан Богданович из Ободовцев, пан Оттон, соломы привёз из фольварка, вон там за рекой, потому что влыдыцкие крестьяне боялись дать соломы, которой ряды трупов переложены. – А россиян много погибло? – На кладбище посреди деревни хоронили их... мы нашли только 13 убитых, а 18 раненых отвезли в Илью. – Правда ли, что поляки были преданы? – Правда. – А кто их предал? – Он умер в прошлом году... так что уже могу рассказать... был это Феликс Касперович... крестьянин, католик... Простыми словами рассказывал старик... а сам на том кургане выглядел, словно какое-то воспоминание... давнее… тяжкое... как печальная страница скорбной истории. Возвращались мы уже дальней дорогой в Матьковцы... кобыла шла, как сама хотела... мы ее не торопили... приближался закат... прекрасный, сверкающий осенний закат... красочный лес... прозрачный воздух... были мы под впечатлением слов Сташкевича... Есть раны где-то в человеческой душе, кажется, зажившие... которые всегда распаляются воспоминаниями... Владислав Слизень. Источник: Dziennik Wileński, 1907, № 246 27.10.1907. – 09.11.1907. Перевод – мой
...И снова к памятнику во Владыках. В Литовском Центральном Государственном архиве (LCVA) обнаружилось ещё одно дело о строительстве мемориала: LCVA 154.1.2727. Дело датировано 1929 г.,но разговор идет ещё о строительстве во Владыках. Почему перенесли строительство в Илью, в деле ничего не сказано.(Памятник торжественно открыт в Илье в 1930 г.) Проект был утверждён 08.04.1929 г. с некоторыми изменениями (рекомендациями). Руководить строительством был назначен архитектор Александр Станевич из Новой Вилейки (около Вильно). 13.04.1929 года было выдано разрешение на строительство, действительное до 01.10.1931 г. Интересно, что в разрешении вычеркнута въездная брама, которая первоначально была утверждена по проекту. Ну и сам проект, тоже интересен. Видимо участок земли, на котором планировалось строительство (план местности в правом нижнем углу листа), был выкуплен у некоего Василевича (возможно жителя деревни Владыки). И наконец-то мы можем узнать действительную высоту каплицы (9,8 м.), т.к. в разных источниках указывалась предположительная высота памятника и 13, и 15, и даже 20 метров. После переноса строительства в Илью, видимо был разработан другой проект памятника на могиле повстанцев во Владыках.(LCVA 154.3.538 Сохранился частично. Не имеет датировки), но и он не был реализован.
добры дзень Пра гэта я хацеў дадаць два словы. Некалькі гадоў таму я знайшоў інфармацыю (праўда, не запісаў) пра праблемы з помнікам. Важнейшым было пытанне фінансавання будаўніцтва. 29-31 гады былі часам эканамічнага крызісу, дзяржава не магла фінансаваць будаўніцтва. Відаць, Мечыслаў Багдановіч паставіў умову, што ён прафінансуе будаўніцтва помніка, калі яго перанясуць у цэнтр Ільі. Гэта было звязана з цяжкадаступнасцю да Уладыкаў. Як бачыце, на ўсё былі дакументы і дазволы. Трэба шукаць далей у архівах у Вільні. Напэўна, гэта адбылося неўзабаве - у чэрвені 1930 г. капліцу ўрачыста адкрылі прэзідэнт Масціцкі. Я паспрабую знайсці крыніцу гэтай інфармацыі.
Насамрэч, даволі папулярная была з'ява і месцамі існуе і зараз. Па сваіх сваяках заўважыў такі звычай быў распаўсюджан менавіта сярод праваслаўных, і тых што з сучаснай Польшчы (Беласточына) і тых хто з Бабруйшчыны. А вот сярод каталікоў не. Такое ўражанне што гэта неяк узаемазвязана) (чыста суб'ектыўная думка)
Погрузившись в тему боя при деревне Владыки 1863 года, меня заинтересовали упоминания о захороненных в общей могиле повстанцев при д.Владыки, а именно – «Мурашко 1-й» и «Мурашко 2-й». Фамилии даны без имён и отчеств. Так как основная семейная линия у меня связана с Ольковичским костёлом, то фамилия эта мне знакома, в связи с тем, что сестра моего прапрадеда была замужем за Константином Игнатьевичем Мурашко. Закрались смутные сомнения: не местные ли это Мурашки, присоединившиеся к отряду Винцента Козелла – Поклевского? И не являлся ли Константин Мурашко одним из погибших инсургентов? Глянув в свои записи, обнаружил, что Константин Мурашко действительно умер в 1863 году. В самой же метрической записи говорится, что скончался Константин Мурашко 20 мая (бой у Владык состоялся 16 мая). Правда в метрике ничего не говорится о каком-либо огнестреле или чем-то подобном, причина смерти указана «с болезни горячки». Прочитав в ветке обсуждений информацию о том, что многие родственники убитых уклонялись от опознания тел, а точнее сказать не желали озвучивать их имён, во избежание дальнейших проблем с властями, фраза ксендза скончался «с болезни горячки» выглядит как завуалированная полуправда – скончался-то от горячки, но горячка приключилась от смертельного огнестрельного ранения происшедшего за четыре дня до того. Смертельно раненого Константина Мурашку привезли в д.Заполье (10 км от боя), где он и скончался. Так мне видится ситуация. Что касается «Мурашко 2-го», то никаких записей о смерти в 1863 году другого Мурашки в Ольковичском костёле нет. Можно предположить, что «Мурашко 2-й» (возможно брат?) действительно был убит на месте боя, и захоронен в общей могиле вместе с другими участниками повстанческого отряда. О некоторой путанице людей из списка, так же упоминалось в ветке выше. Можно предположить, что и в данном случае произошла такая же путаница.
Не ведаю, ці бачылі вы ці не, але ў кантэксце вашай версіі, цікава што ў адной з копій МК яго двойчы запісалі, і першы запіс зачымсьці закрэслілі. Там усе тое ж самае, таму не зразумела навошта так зрабілі Крыніца https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3Q9M-CSMW-DLYL?i=558&cc=4166194&cat=1594982&lang=en
Нет, эту запись я не видел. По-моему ксёндз сам немного запутался в описании богатого семейного опыта обоих супругов по предыдущим бракам, и ему самому не понравилось, как он всё это оформил стилистически. В зачёркнутой метрике он поставил предыдущий брак (первый) Константина и дочь Альбину выше, чем нынешний (второй). Во второй метрике он записал если так можно выразится "по-классике" – сперва описал настоящий брак, а в конце, упомянул дочь Константина от первого брака.