Гэта за якую канкрэтна, калі не тайна? Тое, што я зараз бачу: "Исполнение биографического запроса - 47 бел. руб полная стоимость".
но а каких же ещё?! здесь же у нас на Виленщине только такие и жили, сплошь поляки да "литовцы" -- особенно среди крестьян... а расскажите-ка мне на пальцах каким таким штангенциркулем Вы польскость фамилий измеряли?! с "литовскостью" более-менее понятно -- вездесущие окончания... хотя считать "литовскими" фамилии типа Мицкевичюс -- это тоже определённый показатель глубины понимания предмета... но вернёмся к вопросу... и хоть он не риторический, дайте-ка угадаю! забавно и парадоксально насколько у́же становиться восприятие на фоне экспоненциально расширяющегося информационного контекста. вот Вам пример того как на проблему смотрели со стороны (Оксфорд) в 1972 году: стр. 217 @ Унбегаун Б. Г. Русские фамилии / Пер. с англ. Общ. ред. Б. А. Успенского. — М.: Прогресс, 1989. — 443 с. *ничего дополнительно не подчёркивал: sapienti sat!
Уважаемый Barth, Вы в моем посте пропустили важную часть: "когда я в ЦГИА смотрел ф.555" - Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, ф.555 - канцелярия Петроградского брандмайора. Речь о том, что в документе, не имеющем никакого отношения к Виленщине, было много фамилий, которые можно было бы связать с Виленщиной (назовем это так, уж простите мне мой "великорусский шовинизм" - будучи петербуржцем в 3-м поколении, я утратил свойственную жителям Виленского края черту различать между поляками, литовцами, литвинами, белорусами, русскими, евреями и татарами). У наблюдаемых мною фамилий были также имена и отчества, что в совокупности позволило мне сделать вывод об их польскости, хотя Вы правы, не стоило это утверждать так безаппеляционно. Я лишь хотел утверждать, что по моему мнению, у выходцев с Виленщины была в тогдашней столице Российской империи своего рода "специализация". Кстати, читал еще и о другой "специализации" виленцев в криминальном мире Петербурга 19 века: подделка документов. Что не мудрено, учитывая близость и постоянные изменения границ, пересечение культур и языков.
А непосредственно по самой Минсккой губернии (интересуют Нелидовичи, Семково, Лапоровичи до 1874 года), кто-нибудь обращался по фондам рекрутского присутствия?
В Ильской Ильинской церкви за 1893г. прочитал о отце рожденного сына .Числящийся в запасе армии деревни Глубочан Бернард Иванов Якубовский. До этого он в записях 1891 Крестьянин деревни Глубочан. В 1891 ему 25 лет.
Кто нибудь сталкивался в ревизских сказках с записью о ребенке "отдан в кантонисты"? Со скольки лет могли забирать?
Нет, государственные крестьяне-униаты. 1812-й. С учётом того, что война, не исключено, что с голодухи отдали. И думаю, шансов вернуться тут практически не было.
Тогда, скорее всего, отдали на воспитание в кантонистскую школу какого-то сироту, оставшегося без родителей после войны. Тогда его возраст мог быть любым. "Плановых" кантонистов забирали в школы что-то около 10 лет или даже младше, потом этот возраст постепенно увеличивали.
Не совсем сироту, но похоже отдали. Отец умер тогда же в 1812-м, но оставалась мать и ещё двое. Отдали среднего, 11-летнего, видимо, потому что старший уже был женат, а младший не достиг 10. Теперь понятно, спасибо
Видимо, отдали добровольно, т.к. не могли прокормить. Обязательно шли в кантонисты лишь солдатские дети и еврейские рекруты (с 1827), но это явно не тот случай, т.к. если бы отец данного ребёнка был солдатом, то семья вообще не числилась бы в крестьянах, а была приписана к военному ведомству, стало быть в данной ревизской сказке никак не могла оказаться. Ещё в кантонисты могли принудительно забрать детей арестантов, бродяг, участников восстаний и т.п. - но это было позже, в 1830-х.
Так не заўсёды было, вось прыклад з РК Грыневіч, сям'я рэкрута Ігнацыя Вяжэвічы з в. Дзераўно РК 1850 года, Ігнат Лук'янаў рэкрут 1836 яго жонка і дочкі запісаны ў асноўнай РК 1850 У наступнай РК 1858, яго две дачкі Разалія і Паўліна запісаны ў асноўнай РК, у тым жа двары дзе жыў і' бацька Сам Ігнацы Вяжэвіч разам з сынам Міхаілам (кантаніст) і двумя дочкамі -- Паўлінай і Ганнай запісаны ў асобнай РК 1858/59, дзе пералічаны усе адстаўнікі. Тут цікава што адстунічая дачка Разалія, але прысутнічая нейкая Ганна І ў той жа справе, сям'я Ігната распісана асобна больш падрабязна (запісаны толькі сын Міхал і дочкі Паўліна і Ганна) Карацей гэтую сям'ю прадублявалі часткова ў асноўных РК. Чаму так і як павіна быць на самой справе, ня ведаю, пакуль асобна не ўнікаў
На самой справе, сям'я цалкам мусіла выйсці з прыгону і павінна быць запісана ў РК з адстаўнікамі. Магчыма, гэта памылка таго хто складаў РК: дадаў сям'ю, якая за маёнткам ужо не лічылася.
515-15-1034 "об оставных солдатах и их жен 1858 год" там розныя паветы, наколькі памятаю ўсе што ўваходзілі ў віленскую губернію -- ашмянскі, вілейскі, віленскі, лідскі, свянцянскі, троцкі (1858-1859 гады). пачынаецца з Віленскага, ... перад Свянцянскім ідзе Лідскі, Ашмянскі не памятаю Свянцянскі пачынаецца тут https://www.familysearch.org/record...4588-131036-94&imageIndex=370&singleView=true Вілейскі пачынаецца тут https://www.familysearch.org/record...4588-131036-94&imageIndex=504&singleView=true адстаўнікі і іх сем'і сустракаюцца ў двух спісах, як правіла: 1) агульны і 2) асобныя спісы па грамадствам, таму трэба праглядваць усе, бо адзін другі інфармацыйна дапаўняюць. Напрыклад на прыкладзе што апісваў вышэй Вяжэвіч ёсць у двух спісах, на кадрах 526 і 555. У адным спісе пазначана месца адкуль ен, у другім не. Усе рэкруты калі з прыватных нават, прыпісаны да нейкага бліжэйшага казеннага маёнтка/грамадства, таму добра б ведаць якія казенныя грамадства былі ў пэўным павеце на канец 1850-х.
Обязательно - в кантонисты, по всей видимости, было только с еврейскими рекрутами-детьми, т. к. забирали их в рекруты действительно ещё детьми. Солдатские дети так же шли в кантонисты, если случалось, что солдат обзаводился семьёй. А, вот семь рекрута в его "гражданской жизни" по факту царскими властями как бы "аннулировалась". В РС имений много "соломенных вдов" - жён крестьян отданных в рекруты. А, в МК не редка запись, что солдатка (жена рекрута) родила незаконнорожденного ребёнка.
Рекрутство оказалось огромной трагедией для крестьян. Жены в 1820-1860 как минимум оставались без мужей на 20 лет. А если еще были и дети, они оставались без отцов. Хочу привести пример. У Антония Петрашко 1770г.р. из Ходаков было три сына. Первый Иосиф 1800г.р. был отдан в рекруты в 1828. Остались жена и дочь. Вернулся или нет неизвестно. Второй Франц 1810г.р. отдан в рекруты в 1838 сразу после смерти отца в 1837. Остались жена и сын. Он вернулся после 1865. Умер в 1877 в одиночестве. Его забрали в 1838, когда его третьему брату на тот момент круглому сироте было 8 лет.
Изначально солдатских детей-христиан тоже забирали около десятилетнего возраста, с 1828 этот возраст увеличили до 18 лет, потом - до 20. Так что ребенок вполне мог до совершеннолетия жить с родителями в родной деревне, но он всё равно числился кантонистом. Дети рожденные до сдачи в рекруты сословие не меняли, оставаясь в крепостной зависимости. Видимо в РС "до кучи" им ещё и мать дописывали, хотя вот она как раз сословие должна была поменять. В моей Ильи, например, рекрутские жены в следующей ревизии не встречались (во всяком случае, в тех семьях, которые я отслеживал). Ну да, бывало. Кстати, незаконнорожденные сыновья солдаток тоже считались принадлежащими военному сословию.
Всё верно, но с другой стороны это был один из немногих социальных лифтов в империи. Одного из моих пра-пра забрали в рекруты в 1819, после службы возвратился домой, повторно женился на дочери унтер-офицера (куда и когда девалась первая жена - не обнаружил). Сын его был записан в кантонисты, но послужить не успел - кантонистов в 1856 упразднили и он стал вольным человеком, зачислился в крестьяне, купил землю, женился на девушке из местной неутвержденной шляхты. По итогу до 1917 года эта линия была в моём роду не только самой зажиточной, но и самой образованной. И всё благодаря предку-рекруту, который в 1840 году вернулся домой свободным и грамотным.
Я согласен с Вами. Вашему предку повезло. Но оказались миллионы прошедшие через муштру.мордобой и не уважение к личности. Я спрашивал у себя и у Вас почему нет памятников Дворянам (элите 19 начала 20 века) на наших кладбищах. Может и в этом один из ответов .