Добрый день! зашёл в тупик в своих поисках, может у кого-нибудь будет совет, куда мне дальше двигаться.. Мой предок Игнат Русак (д.Леоновичи) 1850г.р. согласно РС 1858г. В ИВ Речковской церкви 1865г он есть, 15-летний пацан. В ИВ 1872г. он тоже есть, уже женат на Марии Игнатьевне, тоже 1850г.р. Ищу эту Марию.. Просмотрел МК Речковской церкви за 1867, 1868 и 1869гг. - брака Игната и Марии нет. Просмотрел книгу БО за 1870 и МК за 1872 - брака тоже нет. МК и БО за 1871 в свободном доступе не нашёл. По моему запросу архив НИАБ в Гродно выдал справку, что и в 1871г брака Игната и Марии по Речковской церкви не обнаружено.. Делаю вывод, что Мария эта из другого прихода. Вопрос где её искать?? Первая мысль - посмотрю список деревень поместья, к которому относилась д.Леоновичи (казённое имение Вилейка: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/25845-...4-goda-vilna-1874#mode/inspect/page/90/zoom/7) и если в него входили деревни других приходов - буду смотреть там. Как назло - все деревни имения относились к приходу в Речках Вторая мысль - посмотрю какие связи были возможно у Русаков в других деревнях, за границами имения - свидетели на свадьбах, крестники.. Уважаемая кiessling выкладывала здесь индексированные Речковские метрики по некоторым годам. Решил пофильтровать там. Нашлось всего несколько деревень за пределами имения Вилейка, да и те относились скорее к родственникам моего Игната из соседних деревень (Жуковичи и Ивашиновичи). Вот собственно и все мои идеи... тупик. Как найти эту Марию Игнатьевну, если ни девичьей фамилии, ни деревни откуда она родом не известно??? Алексей
спасибо. Но искомая Мария Игнатовна носила в девичестве явно другую фамилию, а после замужества, как стала Марией Русак, переселилась в д.Леоновичи, где и жила до 1899 пока не переселилась в Сибирь.. Но на заметку себе возьму, чтоб проверить тот приход.
его там и не должно быть если Мария из другого прихода: женили тогда в приходе невесты! и хорошо если он соседний... а так можно в поисках зайти достаточно далеко, особенно если крестьяне помещичьи (да-да, я помню -- скоро отпишусь), а поместья раскинулись по десятку губерний...
Для проверки и поиска: 1. Пересмотрите РС 1850 и 1858 годов этого имения. Есть ли там Мария Игнатьевна соответствующего возраста. 2. Обратите внимание на крёстных у детей Русаков. Они могут быть из семьи Марии Игнатьевны. Сверьте эти сведения с РС. Если будет совпадение, то с очень большой вероятностью, что - ОНА. Мне такое помогало. 3. До отмены крепостного права все браки (за очень редким исключением) были в пределах одного имения. Это относилось и к казённым имениям. В Вашем случае, после 1861 г., браки заключаются без привязки к имению и приходы могут быть разные. Заметил, что в большинстве случаев венчания были в приходе невесты. Круг поиска скорее всего в радиусе 50 км должен быть. Успехов.
Я так и написал, что уже понял, что невеста из другого прихода a имение казённое (по крайней мере было в 1874г)
Спасибо! Но я что-то упускаю видимо - какой смысл смотреть Марию Игнатьевну в ревизиях этого имения? Если ВСЕ деревни этого имения относились к Речковскому приходу. Т.е. если она в какой-то деревне этого имения нашлась бы, это бы означало, что и брак был бы зарегистрирован в Речковской церкви, а его там нет. Или я не правильно понял Вашу мысль?? Вот и я надеялся, что жених и невеста из одного имения... но выходит, что нет. Первый раз у своих предков с этим столкнулся, остальные так и женились в рамках одного имения
У меня был похожий случай, правда, пока без положительного итога. Бобруйский уезд, начало 1880-х. Тоже не было записи о браке при хорошей сохранности метрических книг нужного периода. Смотрел соседние приходы (около двадцати) - но безрезультатно. А вот в ревизии 1858 г. нашёл подходящую кандидатуру: то же село, что и жениха, нужный возраст и совпадающие имя-отчество (а они у невесты были довольно редкие - Зиновия Романовна). Очень похоже, что это она, вот только доказательств этому - увы, нет.
Спасибо! Интересно.. а чтобы понимать, как такое могло быть? Т.е. либо метрики были не полные, либо всё-таки приход невесты был не один из 20-ти соседних, а какой-то ещё? Но ревизии 1858 постараюсь конечно просмотреть полностью по своему имению
Ну, версий есть сразу несколько. Во-первых, священник мог запись случайно не внести. Во-вторых, дальнейшие поиски показали, что в этот период мой пра-прадед служил в армии, а это даёт сразу 3 версии: 1) Брак был намного раньше, чем я изначально полагал, т.е. ещё до его призыва (а за эти более ранние годы отсутствуют две метрические книги, возможно, брак был записан в одной из их). 2) Он мог служить в Бобруйской крепости, а там была собственная полковая церковь, в которой венчали служивых (вот только метрические книги по ней сохранились очень слабо). 3) Он привёз жену из каких-то дальних краёв, а совпадение имени-отчества жены с ревизской сказкой чисто случайное. Ни одну из этих версий ни доказать, ни опровергнуть пока не могу. Потому отложил этот вопрос до появления каких-нибудь новых фактов.
понятно, спасибо. Ну, в моём случае Игнат по видимому никуда из деревни не уезжал. По крайней мере в ИВ 1872 он с женой есть, в ИВ 1875 он с женой + годовалая дочка, в ИВ 1879 - опять же он с женой и дочкой... Речковских метрик за 70-е годы у мормонов не нашёл и здесь вроде никто не выкладывал. Придётся обратится в Гродненский архив, чтоб посмотрели запись о рождении дочки в 1874г. Всё-таки первенец - может среди крёстных и правда будет подсказка какая..
Да, если разбирать варианты по "железной логике" сегодняшних представлений, то из тупика не выберешься. Возможно отчасти повторюсь: После 1861 г. ситуация среди крестьян, когда жених и невеста из разных имений и приходов все более обычная. Большее значение имел фактор территориальной близости деревень и другие обстоятельства. К примеру, мои прадед и прабабка были уже из разных приходов и из разных имений. Соответственно из бывшего помещичьего и бывшего казённого, но при этом из соседних деревень. Однако записи о их браке не было ни в одном ни в другом приходе. Все метрики семьи были записаны по одному из приходов, а записи о их браке не было ни в первой ни во второй церкви! Не мог понять как так может быть? Проверял и перепроверял метрики двух приходов - безрезультатно. Но всё хорошо выяснялось по крёстным у детей из МК. А к тому же нам были известны родичи по линии прабабки. Поэтому вопрос решился. Однако ситуация, практически повторилась с родителями прабабки: Все метрики их детей были, а метрики самого брака - нет. И как тогда определить семью прапрабабки? Спросить уже ни у кого. Помогли РС. Зная по МК имя, отчество, возраст и деревню не сложно было определить семью прапрабабки в РС. Было полное совпадение. А прапрадед оказался из соседей деревни того же самого казённого имения, а ранее - духовного имения монахов кармелитов. Вот таким образом и двигался дальше по родословной. Такие случалось, но не часто и не характерно. Из "далёких краёв" мой дед привёз бабушку. Прадед принял, но отнёсся, как к решению не практичному. Считал, что нормальное приданое невесты - это не чемоданы с книгами выпускницы гимназии, а земля-я-я!!!!
Спасибо, ещё раз. Тогда сначала найду крестников первенца, вдруг сразу всплывёт "чужая" деревня. Если нет - вторым шагом буду искать полную ревизию своего поместья за 1858г (у меня сейчас только часть ревизии, с тремя деревнями, где встречались Русаки), поищу там подходящую по возрасту Мария Игнатъевну. Ну, а если и там нет похоже только соседние приходы останется пересматривать... но это же как иголку в стоге..
Кажется не упоминали, но нужно обращать внимание и на то, у кого были крёстными ваш Игнат и его жена. Это тоже может дать подсказку. По личному опыту знаю, что большинство кумовей были родственниками по отношению к младенцу. Либо прямыми, либо через жену / мужа. Т.е. тот же Игнат мог быть крёстным детей сестёр и братьев своей жены. Замечу ещё, что иногда имена родителей были искажены при записи в метрическую книгу. Игнат мог стать Иваном, например. Более того, часто связь неоднозначная, т.е. её нельзя объяснить искажением произношения или написания. Пётр Иосифов в одной из записей мог стать Иосифом Михайловым. Почему так происходило можно только догадываться. Уже не раз у нас писали об этом. Например, крёсные могли знать человека под другим именем. Часто такая девиация наблюдается, когда крёстные "залётные", т.е. основное количество детей были крещены 1-2-3 родственниками, близкими соседями/родственниками. А вот 1-2 ребёнка были крещены заезжими персонажами. При изучении метрик Мядельского благочиния наблюдал как внезапно в окресностях Мяделя появляется некий мещанин из Вилькомира и массово участвует в обрядах крещения всех подряд. У него правда не сложилась жизнь, дети умерли в младенчестве, жена, да и сам тоже. Так вот в записях с его участием, есть неточности в отчествах и именах родителей. Иногда искажение достаточно легко объяснить, если есть маломальская статистика по приходу. Например, у одного из моих предполагаемых родственников в достаточно глубоком возрасте рождается ребёнок от непонятно откуда взявшейся новой жены. Потом я понял, что это не его ребёнок был, а его сына. Сын видимо в одном доме с отцом жил и записали на деда ребёнка почему-то, возможно крёстные называли двор а псаломщик по собственному розумению вписал родителей. Причём молодая жена была на самом деле женой именно сына, просто её имя с завидным постоянством было то Елена, то Екатерина. Ну и отчество тоже плясало. Полный швах в этом плане может быть с детьми вдовы, которая достаточно рано овдовела и повторно вышла замуж, при этом дети от первого брака умудрились выжить. В разных документах они могут фигурировать как под фамилией отчима, так и под фамилией настоящего отца, и даже под девичье фамилией матери. Ну и отчества у них могут плясать. Это я всё никак не мог найти Хвалько Романа. Пока не перелопатил всё по Мядельским приходам + ревизские сказки за 1850, 1858 годы. Только тогда пазл сложился и стало понятно, что Романом был совсем другой человек с другой фамилией.
Спасибо за идею! Посмотрю ещё раз в Речковских метриках, у кого сам Игнат был крёстным/свидетелем. Заодно буду выписывать каждую Марию подходящего возраста, вдруг и правда она из того же прихода и только "пьяный" дьяк не записал их брак по всем правилам А может среди крёстных/свидетелей будет какая-нибудь Мария из "чужой" деревни.. В уже просмотренных метриках, ревизиях и исповедках Игнат Федорович никак не "склонялся". А вот Мария в исповедках один раз Ивановна, один раз Павловна, ну и потом всё время Игнатьевна.. Те метаморфозы с именами, которые Вы описали - это для меня вообще ад кромешный ) как в таких случаях вообще можно что-то найти, выше моего понимания Респект тем, кто с этим справляется!
Сапраўды бывае. Але ў МК праваслаўных і ўніяцкіх цэркваў такое бачыў рэдка, а ў МК касцёлаў такіх непаразуменняў сустракаў больш. Вось як напрыклад прыводзіцца ў рубрыцы "Дапамагіце прачытаць": http://vilejski-uezd.by/threads/pomogite-prochitat.599/page-19#post-7883 Больш заўсё памылак пэўна трапляе ў рывізіях (РС): Можа змяніцца ўзрост аднаго і тагож чалавека ў рэвізіях розных гадоў,а так сама Марыя зрбіцца Мартай, племянніца - сястрой і гэтак далей. Але такія памылкі складают не больш за некалькі % ад агульнага і трэба спадзявацца, што гэта не Ваш выпадак. Дзеля большай упэўненасці лепш глядзець і супастаўляць рэвізіі за некалькі розных гадоў. Так сама у МК і РС адні і тыя імёны могуць гучачь па рознаму. Напрыклад: Стэфан і Степан.
Пытанне вырашылася праз супастаўленне МК і РС. Супадзенне ішло не толькі па узросту і імені маці із МК, але ў тым жа двары па РС былі запісаны самі хросныя, як бліжэйшыя родзічы. Па прыходах ў наваколіі пакуль не глядзеў, бо і так іду "шырокім фронтам". Па асобным лініям дайшоў да 16-га калена. Змарыўся.