-
Уважаемый гость! Если во время регистрации на сайте возникли проблемы, сообщите о них, пожалуйста, сюда: mihail@vilejski-uezd.by Вам обязательно помогут!
Линия Кузьмич: Воложин - Хожово
Опубликовал Максим Шестёра в Блог Максим Шестёра. Просмотров: 1009
Решил ради интереса изучить ревизские сказки по имению Воложин Ошмянского уезда за 1816 г. И почти в самом начале исследования наткнулся на семью Варфоломея Кузьмич. Сразу перешел на ревизские сказки 1833 г. (которые по Ошмянщине были выложены раньше, чем по Вилейщине) и увидел:
Эта та самая семья, которую я искал! Правда, старшую дочь, мать моего прапрадеда, звали не Катерина, а Каролина (или это ее настоящее имя, а позже закрепилось схожее по звучанию и более "благородное"). У меня была гипотеза, что мои Кузьмичи связаны с Воложином. В сборнике «Rodziny szlacheckie na Litwie w XIX wieku. Powiaty lidzki, oszmiański i wileński» Чеслава Малевского есть перечень имений с деревнями и их жителями. И в деревнях Воложинской волости попалось много крестьян с фамилией Kuzmicz. Кстати много там и Moszko, но мои предки, видать, выехали оттуда еще до ревизии 1795 г., при Речи Посполитой. Ну, гипотеза гипотезой - а вот найти подтверждение. Понятно, что Кузьмич на территории Хожовской парафии, где встретилась эта фамилия в 1840-1850-х, была единственная семья, а значит они приезжие. Теперь вот узнал ответ.
По Воложину на FamilySearch хорошая коллекция костельных метрик за весь 19 век и даже раньше. Но тут обнаружился нюанс. Я всегда думал, что мои Кузьмичи - римо-католики, но вот метрик о рождении ни Каролины, ни Юзефы я не нашел. Соответственно, они в тот момент были униатами (а с их метриками проблема, по рождениям они начинаются лишь с 1835 г.). Метрику о браке Варфоломея и Уршули я также не нашел в базе Geneteki, но тут можно хотя бы предположить, что брак заключен по приходу невесты. По Варфоломею дошел легко до ревизии 1795 г. Отец родом из дер. Минти (пригород Воложина), мачеха - из воложинских мещан.
upd. Первоначальная гипотеза неверная. Луция Горбачевская - вторая жена отца Варфоломея, к которой они переехали в 1814 г. из дер. Минти. А вот родная мать - Гануля Ковшинская, умерла где-то в 1812-1813 гг. Наконец-то пришлось столкнуться с метрикой на латинско-польском:
Кстати, судя по всему, Кузьмичи и Ковшинская - не местные жители, их переселили сюда на исходе РП. Больше таких фамилий в 1795 г. в окрестностях я не встретил. Фамилия Ковшинский, Ковшинец мне попалась под местечком Дубинки Виленского уезда.
Уршулю, в отличие от Варфоломея, пришлось верифицировать. Прошел по всей ревизии имения Воложин, нашел несколько девиц схожего возраста, но почти все они нашлись в этой базе в брачных метриках. Кроме одной, Уршули Белановичовной. Кстати, брак ее родителей был заключен в римско-католическом костеле, а она уже крестила своего незаконнорожденного ребенка в униатской церкви, указана там как девица. Поэтому вернулся к своей первоначальной мысли, к которой пришел еще в самом начале.
В ревизской сказке 1816 г. по дер. Дрени вблизи Хожово нашлась семья Иосифа Туровича. У него были сыновья от первой жены, но после ее кончины снова женился на Гелене из Завадских, которая сама была вдовой Даниила Михаевича. У нее были двое детей, 10-летняя Уршуля и 7-летний Станислав. До переселения в дер. Дрени жили в дер. Михалина. Кстати, интересно, деревня была названа в честь переселившихся сюда Михаевича или фамилия образовалась от названия деревни? Михаевичи, Завадские и Туровичи были римо-католиками, поскольку не встретил упоминаний в униатских метриках Хожовской церкви. Но, судя по всему, униатские корни периодически мелькали, то же имя Ксения. В общем, в крестьянской среде вопрос веры был не таким существенным: переходили из униатства в католичество, и наоборот, а потом еще в православие. Мои Кузьмичи, выходит, меняли церковь трижды: в начале XIX в. из католичества в униатства, в 1830-е обратно в католичество, и уже в 1868 г. - в православие.
Также нужно обратить внимание на хронологию принадлежности имений. Воложин в то время (1816) принадлежал графам Тышкевичам (в 1795 г., кстати, Адаму Чарторыйскому), а Изабелин (куда относились Хожово, Дрени, Михайлина) - Гечевичам. Но в какой-то момент Гечевич продал имение Тышкевичам. В 1836 г. Уршуля Кузьмичева была восприемницей у новорожденного униатской веры из Михалины. Значит, переезд состоялся в промежутке между 1833 и 1836 гг., но факт крещения косвенно говорит, что она была связана с этой местностью, что это ее родная деревня. Потом жила в дер. Дрени, в 1820-х знакомится с Варфоломеем (может, это было связано с поездкой Тышкевича по вновь приобретенным владениям в сопровождении дворовых), выходит замуж, переезжает к нему в Воложин, а в середине 1830-х они возвращаются в Хожовскую парафию, поселившись в дер. Кулевщина. А почему у Каролины в брачной метрике была указана родная дер. Дрени - наверное, имелось ввиду место жительства ее матери в подростковый период.
Получилась в итоге такая схема:
Поэтому так важно уделять внимание мелочам, если не получается находить конкретную информацию. Ну и в завершении, состав семьи пока точно не знаю, но известно, что у четы Кузьмичов было четыре дочери. Вторая дочь Юзефа была замужем за Иосифом Масюкевичем, как указано, дворянином. Значит, у семьи Кузьмич, бывших крепостных, получилось выкупиться и поднять свое положение в обществе.
You need to be logged in to comment