Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, найти какую-нибудь информацию о моём деде! Желнерович Михаил Спиридонович, 1905 г.р., место рождения д. Седица, по сведениям из домовых книг с мест жительства в Ленинграде. Там и в свидетельстве о рождении мамы у него фамилия именно через "е" писалась, не через "о". Спасибо!
Доброй ночи. Желнерович/Жолнерович/Жалнерович/Жовнерович и т.д. - это всё одна фамилия, по-разному написанная. Происходит от белорусского "жаўнер" - солдат. Вообще, интересная история. У нас на сайте есть много документов по Латыгольской церкви, именно к ней относилась деревня Седица. Согласно исповедальным спискам за 1906-1917 гг. в ней жил всего один человек с именем Спиридон: Спиридон Герасимов Жовнерович (Жолнерович). Вот его семья в 1917 году: жена Юлия Емельянова (33 г.), дети Александр (18), Ольга (16), Моисей (14), Николай (11), Василий (2). А вот эта же семья в 1906, только жена другая: Фекла Львова (27), дети Александр (7), Ольга (4), Моисей (2). Ну, остальные года посмотрите самостоятельно. А вот на FS его брак с первой женой в 1899 г. в соседней Вязынской церкви. Но есть проблема: сына Михаила у этого Спиридона нету. По возрасту в принципе подходит Моисей. Как думаете, мог он по переезду в Ленинград переименоваться в Михаила? Второй вариант: священник в исповедальной ведомости вместо Михаила записал Николая, а потом эту ошибку из года в год дублировал. Во всяком случае, других Спиридонов Жолнеровичей ни в Седице, ни в окрестностях не наблюдается, так что похоже, что это нужная семья. Попробуйте в НИАБ запросить метрические книги Латыгольской церкви за 1904-1906 гг. и узнать имена детей, родившихся у Спиридона Жолнеровича в эти годы. Но это ещё не всё. В исповедальных списках за 1926-1935 гг. в Седице есть Михаил Спиридонов Жовнерович с, по-видимому, сестрой Ольгой. Но только годы рождения у них - 1926 и 1923 соответственно. Можно было бы подумать на ошибку священника в дате, но на Памяти народа есть призывник Желнерович Михаил Спиридонович как раз 1926 г.р. Так что, возможно, это ещё двое детей того же Спиридона.
Михаил, спасибо большое за быстрый и подробный ответ! Думаю, что такая перемена имени вполне возможна. У второй половины моей родни Моисеи/Мойши как раз Михаилами/Мишами и становились после революции.
Проверьте всё-таки метрику в НИАБ. А о братьях-сёстрах Михаила известно? В каком году он перебрался в Ленинград? Женился ещё на Вилейщине или уже на новом месте?
Спасибо, обязательно проверю! К сожалению, по деду информации почти нет. Женился он в 1940 в Ленинграде, одновременно с рождением мамы. Но в 1936 они с бабушкой были прописаны уже вместе, и прибыли туда тоже вместе. По предыдущему адресу справка ещё не получена. А после войны бабушка с мамой уже были прописаны без него, ничего про него не рассказывали, да и про бабушкиных родителей тоже. И ни в каких базах награждённых, погибших на войне, умерших в блокаду, эвакуированных, репрессированных его нет.
В России все записи ЗАГС оцифрованы. Думаю можно дать запрос на поиск сведений о разводе, браке, рождении детей и смерти Вашего деда. Может, что-нибудь найдут, если войну пережил. Тогда же возможно и причина станет понятна, почему после войны жили раздельно. А где он работал до войны известно?
А девичья фамилия бабушки известна? На "Памяти народа" есть один ленинградский Желнерович Михаил Спиридонович, без года рождения, но зато с указанием домашнего адреса. Правда список призывников подписан как "ошибочный", потому непонятно, что с ним стало по итогу. Это Ваш?
Мой! Оттуда как раз и удалось Петровскую улицу получить, когда там эта и ещё одна запись с ним появились. А то книгу загса и так, и сяк пытались прочесть, улица Астровская написано, и всё тут! Девичья фамилия бабушки Котылева.
Из ЕГР ЗАГС, к сожалению, не так просто сведения получить. После 1946 конфиденциальность персональных данных, нужно самому с подтверждающими родство документами к ним приезжать было, когда я узнавал. А я пока далеко от Петербурга. И период поиска там небольшой, по всему реестру они не ищут. Всё, что про него известно, в этой справке https://cloud.mail.ru/public/D4KB/a1BgSQ3rP .
Интересно, по одной записи он инженер, по другой - косец совхоза, по одной - мобилизован, по другой - арестован. А в учреждениях, где он работал какие-то сведения сохранились? Кстати, прибыл в Ленинград он в 1936 году, д. Седица в это время была в составе Польши. В 1917 году его предполагаемая семья ещё жила там, а в 1930-е - только вот эти двое - Михаил (1926 г.р.) и Ольга (1923 г.р.), но дети ли они того самого Спиридона - непонятно. Вероятно, Михаил (возможно с кем-то из других членов семьи) перебрался на восток в 1918-1920 гг. По хорошему, надо пересматривать Латыгольские метрики за 1920-1930-е годы и поискать упоминания этого Спиридона Герасимова и других его детей - может будет какой-то след.
Собственно, одно другого не исключает. Между записями минимум год, а скорей больше. Мог например, быть мобилизован в 1941 г., комиссован по ранению, позже в 1942 г. арестован. Или осужден военным трибуналом. Еще в военкомат можно попробовать обратиться (по месту призыва), возможно там будут доп.сведения. А поводу отсутствия в списках репрессированных, то такое может быть если статья не политическая. Можно еще попробовать в МВД Санкт-Петербурга запрос послать. Я бы на ВГД соответствующие ветки почитал, по поиску осужденных (куда конкретно и в какой форме запрос делать).
Прибыл он в 1936 с другого ленинградского адреса. Там всего несколько месяцев прожил. К сожалению, с этим адресом как-то всё не задалось: сразу справку не отсканировал, потом она потерялась, повторную отправили по тогдашнему адресу, поэтому вовремя её не получили, сейчас, вот, в доверенности почту что-то не устраивает. Но там, помню, ничего интересного не было. Сейчас запросил по адресу, откуда он на Морской прибыл, я его выписал. В течение месяца должны ответить. С НИАБ пока не ясно, генеалогических и тематических запросов они временно не принимают. Или это биографический?