В российском донесении указана дорога из Старинок. Вот эта тропа через пойму Илии на Владыки есть по сути боковое ответвлении от дороги Старинки-Стайки. Конечно, Стайки ближе, но зато Старинки крупнее. Возможно, тут всё дело в картах которыми пользовался российский отряд, а возможно, и просто небольшая путаница.
Михаил прав насчёт места боя. В книге Евгения Ковалевского , участника событий,"Воспоминания из прошлого* (Kowalewski E.Wspomnienia z przeszłości. Przyczynek do historyi powstania styczniowego na Litwie Wilno. 1907.) написано, что отряд стал лагерем в Стаецком лесу, недалеко от д. Матьковцы. Из Матьковцев и шла сотня казаков, на которую собирались напасть повстанцы. Интересно, что казаки не участвовали в бое, видимо ушли на Дворец и Илью, не переправляясь на другой берег реки. После боя, тела погибших повстанцев перенесли во Владыки, для опознания, для чего собрали местную (навакольную) шляхту. После опознания. по одним источникам," выкопали большую яму и побросали в неё, как собак". а по другим источникам, после ухода российских войск, местные "паважаные жыхары", скорее всего шляхта, похоронили повстанцев в братской могиле на окраине деревни. Говорят, что Козел- Поклевских положили в могиле с краю, по просьбе отца, который позже перевёз их останки в Сервач. Насчёт другого брода, по которому переправились правительственные войска, точно сказать нельзя. Но на карте 1910 года есть две лесные дороги, которые ведут к заболоченой пойме, выше по течению, возможно к броду.
Да, скорее всего, именно здесь - ровно на восток от Владык. Если бы переправлялись чуть ниже по течению реки, то это было бы сильно близко к засаде повстанцев - их бы заметили. Ещё выше по реке - не имело смысла, т.к. там пойма ещё шире плюс отряд вышел бы не к деревне, а в болотистый лес (местное название - "Смычки"). Тогда бы уже было целесообразнее идти в обход через Затемень и Малевичи. А в каком году его перезахоронили? Есть об этом какие-либо документы или это совершалось тайно? И ещё: в межвоенное время проводили польские власти какие-либо раскопки или археологические исследования могилы?
По раскопках могилы я не встречал материалов, но по захоронению Козелло-Полевских есть воспоминание у наследников. Был он (К-П)похоронен в алтарной части костел в Сервичи. При разборке костел в 50-60х годах было найдено стебля, документы и тело. А вот как перевезли тело из Владык, но до уточнять у наследников.
Михаил, насчёт перезахоронения Козел-Поклевских официальных документов нет. Навряд ли кто- нибудь документировал своё преступление, а ведь перезахоронение государственных преступников, коими являлись повстанцы (по мнению властей),было преступлением. Инфа устная. Ещё несколько лет назад в Долгиново жила бабка, которая в детстве жила в Костеневичах и её отец дружил ( вместе воевали в 1-ую мировую) с экономом Козел-Поклевских из Сервачи. В 1920-30 гг. она часто бывала в Сервачи и очень старая жительница имения рассказывала ей, что когда она была маленькой, то видела как однажды"пан" собрал верных работников и они на двух подводах поехали во Владыки. Возвращались ночью, при факелах ( со слов бабки).Короче- легенда, устное предание. Интересно, что перезахоронили не в родовой усыпальнице, а под алтарём Сервачского костёла. При переносе костёла.после войны, нашли человеческие кости и богато украшенную саблю Так что, возможно легенда не врёт. А насчёт археологических изысканий " поляков", на вашем сайте написано, что в 1921 г. местные жители собрали деньги на поиски и восстановление могилы повстанцев. Так что возможно поиски проводились, а иначе как бы они определили место захоронения? Но, опять же официальных документов я не видел. Ну, чем могу.
дмитрий, спасибо за интересные сведения! Вот так и складывается по кусочкам история! Вот я именно об этом. Раз могилу искали, то может и исследовали её? Судя по всему, первоначальные поиски были осуществлены силами местной громады, так что официальных документов не будет. Но могли сохраниться воспоминания, мемуары очевидцев или какие-то легенды, даже слухи. А вот после освящения могилы и подключения к делу местных властей могли быть и какие-то научные исследования. Что ж, будем собирать информацию дальше.
Михаил, возможно поиски могилы и не понадобились. Возможно ещё живы были свидетели и очевидцы событий. которые могли точно указать место захоронения. Прошло только 58 лет (1921 г.). А мемуары и воспоминания можно поискать.
Е. Ковалевский в своей книге "Воспоминания из прошлого" пишет, как навещал место боя и могилу повстанцев через 25 лет после событий ( 1888 г.). Могила повтанцев предствавляла собой квадрат невспаханного крестьянского поля, возле деревни. На ней не было ни креста, ни какого-нибудь знака. Со слов местых жителей за 25 лет её никто не навещал. И ещё он пишет, что официальные цифры потерь российских войск занижены. Адам Тукалло и Оттон Богданович, которых видимо пригласили для опознания тел повстанцев, видели " горы солдатских трупов", которые свозили к церковному кладбищу во Владыках. И через 25 лет на кладбище ещё стоял крест на солдатской могиле с соответствующей табличкой.
Ещё Ковалевский упоминает в своей книге братьев Шафковских из Глубочан, в которые они (повстанцы) заходили после боя под Владыками.
Ольгерд Ентыс в своих воспоминаниях рассказывает о том, как в фольварке Бобровка после боя под Владыками прятались три участника восстания: Евгений Ковалевский, Александр Любовицкий и Леопольд Осецимский:
В субботу 7 ноября провели археологическую разведку с целью обнаружения места боя. Археологи института истории, БГУ, сотрудники Вилейского музея и волонтеры. Использовался метод металлопоиска с фиксацией места находок тахеометром. Искали как раз в той области, где предполагает Михаил, северо-западнее деревни. Несмотря на высокую траву, затрудняющую металлопоиск, местность обследовали довольно плотно. Результат: не считая металломусора и сельхоз запчастей, обнаружено четыре пули Минье и одна мушкетная пуля, предположительно французская. Все пули найдены в районе леска близ реки северо-западнее деревни. По моему мнению, несмотря на то, что пули могут соответствовать временному периоду 1863 г, все же их настрел недостаточен для такого боя.
Спасибо за краткий отчёт по поиску. Могу только ещё добавить, что был найден серпо подобный нож и топор. Хотя все эти находки Нада изучать более детально. Предварительно, весной планируется ещё несколько экспедицией по поиску места боя. Думаю, что в следующий раз к нам присоединиться и сам Михаил.
Вопрос.А место захоронения повстанцев установили? Разрешение на эксгумацию не будут делать? "..Адам Тукалло и Оттон Богданович, которых видимо пригласили для опознания тел повстанцев, видели " горы солдатских трупов", которые свозили к церковному кладбищу" - т.е. пригласили двух самых значимых землевладельцев по Крайской волости. а что про участие этих фамилий в восстании? В 1831 и Тукаллы и Богдановичи участвовали. Может они своих искали?
Теоретически, место известно захоронения. Это в начале деревни с правой стороны находится могила. Эксгумацию для уточнения захоронения можно сделать, но не в нашей стране. В лит архиве были найдены документы с фамилиями людей и описанием боя. Всего 56 человек захоронили, кроме братов Козелло-Поклевских, их ночью перевезли в имение Сервоч и захоронили тайно в костеле. По определению фамилий из захороненных в могиле, 25 было указанно, планировали сделать гранитный доску, но Д.Мотвейчик, специалист по восстанию, заброкавали весь список. Многие фамилии не соответствует, по датам смерти (из архивных данных). Есть на местном кладбище и могила царских солдат, А. Каркотка нашел в архиве список имён погибших солдат. Там окола восьми человек.
Спасибо...Про несоврадение данных:в одной фамилии в разных ветках в одно и тоже время могут быть люди с одинаковыми именами и отцами-это надо детально в родословных капаться.Сама уже трижды в такое утыкалась
Спасибо большое за ссылку на статью. Есть интересные факты, про которые не знал. И пару фамилий, которые можно сравнить с архивными. Список "опознанных' повстанцев, немного не соответствует действительности.