1. Уважемый Гость! В последнее время на нашем портале возросла активность спамеров. Если вы заметили сообщение, тему, статус в профиле, ссылки на другие (нетематические) сайты, рекламу товаров или услуг (мы ничего не продаем и не рекламируем!) и т.п., не соответствующие тематике нашего проекта, сообщите, пожалуйста, администрации: http://vilejski-uezd.by/misc/contact
  2. Неуважаемый спамер! Ты находишься на МОДЕРИРУЕМОМ вебресурсе. Не трать время на создание спамных тем, сообщений, комментариев, статусов, ссылок в профилях – они будут удалены, а твой аккаунт – заблокирован без возможности восстановления. «Вилейский уезд» – некоммерческий, бесплатный проект, помогающий людям восстанавливать историю своей семьи и своего края. Мы ничего не продаем и ничего не рекламируем! Администрация.
  3. Уважаемый Гость! Генеалогические исследования на нашем портале стали намного удобнее, потому что у нас появился Каталог-навигатор по фамилиям Вилейского уезда. Обновление этого каталога происходит постоянно, и Вы тоже можете в этом помочь. Подробности здесь.

Последние сводки с фронта... Добавилась еще одна девичья фамилия!

Опубликовал Elena в Блог Elena. Просмотров: 83

Факт, что прадед, крестьянский сын до революции служил по почтовому ведомству и дослужился до «лица начальствующего» (был начальником местечковой почтово-телеграфной конторы, а в 1915 году был переведен заведовать вновь образованным отделением в предместье Могилева) — был мне известен, пожалуй, с раннего детства.

Когда выложили в инетку описи РГИА (Спб), в его фондах обнаружилось дело о рассмотрении прошения моего Игнатия о переводе в это самое вновь открытое отделение (просьбу свою он мотивировал необходимостью обучения подросших четверых детишек, отправлять же их в др. н/п и оплачивать пансион — для мелкого чиновника бремя непосильное).

В деле отложился подробный послужной. Точная дата рождения, где получено образование (народное училище), девичья фамилия жены, место и точная дата венчания. Значит брак найти будет легко. Все бы чудесно, но... Нужные МК не сохранились. Дай Бог здравия доброму человеку, замечательному и вдумчивому исследователю Ване, который «просчитал» ошибку в описях НИАБ, что позволило восполнить этот пробел: были найдены НЕ значившиеся на тот момент брачные обыски за нужный год, а в них (Ура!) - копия метрической записи о рождении прабабки Стефы.

И дальше новый круг чудес. Родители ребенка — крестьяне дер. Дрыла, воспреемники — крестьяне дер. Жардецкие. Таинство совершил священник Плещеницкой православной церкви, но копия выдана за печатью и из книг Хотаевичской... Борисовский уезд это.

К чему все эти терзания? А какую ревизскую сказку посмотреть? От чего отталкиваться? На fs доступа к материалам по Беларуси тогда еще в помине не было...

Как оказалось — Дрыл было две, и меняли они своих владельцев в течение 19 века — аки переходящий приз. Не вдаваясь в подробности (это отдельный и не самый короткий рассказ), удалось установить, что Дрыла-1 в середине века принадлежала протоиерею Ксаверию Шишко, какой-то ее частью владел помещик Иосиф Валицкий. Дрыла-2 принадлежала помещикам Яновским (в 1850-х наследники натужно пилят непосильно нажитое, свидетельства чему отложились в недрах НИАБ), а после отмены крепостного права выкупают крестьяне землю уже у помещиков Козакевичей (НИАБ, РГИА). Жардецкие же на всем обозримом отрезке были казенной деревней, и проживали там однодворцы, такую же фамилию и носящие.

К счастью, литеры «Ш» и «Я» по сказке от 1850-го года попали в один том, что позволило одним махом прояснить, что принадлежали мои таки Яновским и проживали в Дрыле-2 (миллионы благодарностей Олегу!).

А вскорости настал светлый день, когда на fs открыли доступ к Беларуси.

В метриках Плещеницкой православной церкви (fs) зафиксированы факты рождения пра(2)деда Исаака (его родители - католик и православная) и смерти его матушки Агаты, совсем тогда еще молоденькой, всего 30 годов... И все бы ничего, но где искать следующий брак? По РС — в Дрыле буквально 2 двора, в которых фигурирую всего 3 фамилии. Вероятность того, что невеста из этой же деревни, конечно, нулевая. А откуда? Ищу же, не в НИАБ находясь. Нет у меня ни брачных обысков, ни исповедок. Да и с др. томами ревизий — полный облом. Кстати, помянутой РС за 1850 г. в инетке нет, не свезло, не охвачена мормонами, а жаль. Хорошая сохранность документа с хорошо читаемым почерком.

Собрав воедино собственные умозаключения и все ценные советы от помянутых двух коллег (еще и еще раз спасибо им!), искала дальше брак с невестой из деревни, которая была бы достаточно близко от Дрыл и принадлежала тем же помещикам. Это однозначно, не Хотаевичский костел, ибо брак католика с православной после 1839 должен был венчаться в православной церкви, но за границами Плещеницкого православного прихода (в этих МК нужный брак отсутствует). Задачка та еще. Отраженное на Радзиме и предоставляемое исключительно за денежку приходское деление тут абсолютно не в помощь (оно на 1910, как мне помнится с «бесплатных» времен, а мне нужен был 1848; куда более подходящим тут будет уже задействованное при «опознании» Дрыл — Жардецких «Описание церквей и приходов Минской епархии...», 1879). Кстати, выражаю при случае свое «фэ» Радзиме. Материалы то не эксклюзивные, они из числа находящихся в свободном доступе (широко известные в наших узких кругах трехверстовка Шуберта да Списки населенных мест). На моей взгляд — это попытка торговли воздухом, что есть не комильфо...

Разобралась таки с приходом, но столкнулась с другой трудностью. У мормонов МК — консисторские экземпляры, сброшюрованные не по приходам, а по годам. Проще было отсматривать в нужной «вилке» весь уезд целиком всплошную, уделяя внимание наиболее вероятным окрестным церквам.

Конечно же, в итоге все сошлось. Искомая барышня оказалась из принадлежавшей Яновским деревни Путилова, которая входила в Нестановичский православный приход. Территориально — это не так, чтоб уж прям рядом с Дрылами, но довольно близко.

Ура! Еще одна девичья фамилия!

У мормонов есть сказка за 1811. Пичалька однако — в ней нет дам и нет дер. Путилова. А дальше пока только одни огорчения. Хотаевичского костела на fs нет, в униатских церквах мои весьма эпизодически мелькают в качестве вопреемников (как минимум пару раз встретила родителя своей Агаты - Габриеля), но своих детей в униатской церкви они не крестят, что наводит на мысль об их католичестве (могу ошибаться, конечно).

И последнее наблюдение. А до 1839 уже нужны вовсе и не Плещеницы с Нестановичами, хотя эти церкви были, действовали. Путилова о ту пору относилась к Горавецкому (Горавичскому) униатскому приходу, а Дрыла — к Хотаевичскому.

А помянутое выше (прабабка Стефа была окрещена священником Плещеницкой церкви, а копия метрики выдана из книг Хотаевичской). Так на очередном витке Дрыла снова входила в Хотаевичский приход. Уже православной церковь вновь была открыта там, если верить инетке, в 1870.


Коллеги! Ни в чей интерес, случайно, не входит Хотаевичский костел? Интересуют Чернявские из Дрыл и Лицегевичи (Лецегевичи) из Путилова...
  • Эла Кулеш
  • Elena
You need to be logged in to comment