Здравствуйте Сейчас разбираюсь с метриками Кривичиского костела. 1. Через сколько времени после рождения ребенка крестили? 2. Как узнать, где девичья фамилия матери, а где фамилия отца? Текст такой "... Кривической волости Антона и Виктории из Гришкевичев Якубовичев зак. супруги сын...." Спасибо
Если смотреть МК то более чем двух недель мне лично не попадалось,(покрайней мере так писали) а как было на самом деле, не кто даподлино не скажет.
Могли в тот же день, если родители жили в близко к церкви и рождение ночью произошло. Ну и далее, как у же писали выше, в течении ближайшей недели - двух. Иногда, если ребёнок был слаб после рождения (чтобы не подразумевалось под этим), могли крестить сильно позже, например, через полгода. Я такие записи видел в метриках именно костёлов. Там так прямо и писали, т.к. раньше ребёнок был слаб, то крещение либо проводилось только частично, без отправления всех таинств, либо совсем не проводили. Ещё, для детей более-менее крупных землевладельцев дата крещения тоже могла сдвигаться на полгода. Тут, видимо, причина была в том, чтобы собрать гостей.
В 1-й половине 19 века точно могли, и даже у детей православных священников крестными могли быть католики. Насчет 2-й половины не знаю (не припомню). Дела было не в религии, а в банально человеческих отношениях
И во второй половине 19 века тоже крестили. Конкретно, у моих предков в 1889 году у православного ребенка крестная была католичка. Но это было в рамках одной семьи.Католичка крестила в церкви дочь своей двоюродной сестры. Она же крестила ребенка своего двородного брата в 1893 году. Как уже писали на этом сайте,в одной семье мальчиков могли крестить в католичество,а девочек в православие или наоборот. Так было и у моих предков.Мой предок Марк в 1865 году из католичества перешел в православие,а его родной брат Адам остался в католичестве. Соответственно,двоюродные были разной веры. Мой другой предок,тоже Марк, православный, в 1862 году крестил детей в костеле, не могу сказать,были это родственники или нет. И так же он был неоднократно свидетелем при венчании в костеле. Ранее упомянутый Адам-католик, крестил детей своих родных сестер и других родственников,которые были в православии.Это ,что касается конкретно моих родственников.[/QUOTE]
Столкнулся с интересной ситуацией: в метриках Воложинского костела иногда встречаются записи о браках, заключенных в церкви униатским священником. Это начало XIX века (1800-1820-e). Кому-нибудь встречалось такое?
Предположу, что это связано с тем, что местная униатская церковь была ликвидирована (переделана под православие) властями, но священик остался и прихожане тоже. Такая ситуация была в Смиловичах, в жалобе православного священника указывалось, что бывший унитаский священник под патронажем местного пана (владельца имения, католика) и посредничестве миссионеров Смиловичских (которым принадлежал парафиальный костел), продолжал крестить и т.д., но уже в костеле, своих прихожан.
Все верно. Накануне и после третьего раздела РП (вплоть до 1820-х гг.) католическое духовенство развернуло пропагандистскую деятельность, чтобы расширить свою паству. Народ стращали, что ГКЦ непременно прикроют и униатов будут преследовать. Это привело к тому, что, с одной стороны, многие добровольно переходили в католичество, с другой, униатские пастыри прикрывали свои церкви под предлогом перехода паствы в латинский обряд и переставали вести метрические книги -- сдавали их в вышестоящие органы с соответствующей пометкой. Пережидали. Ритуалы же они отправлять продолжали, регистрируя их где-то на своих бумажках до лучших времен или в МК костелов по соседству. Причем последнее осуществлялось либо по каким-то договоренностям с ксендзами, либо тайком. Так, например, я изучал дело, в котором кзендз лучайского костела жаловался на пароха ногавской церкви за то, что тот своевольно вносит свои записи в его метрические книги, и требовал принять меры. И, действительно, если взять МК лучайского костела того периода, то там целые листы в конце книги заполнены униатским парохом с пометкой о том, что ниже следуют записи разных лет, собранные таким-то священником такой-то церкви, чтоб не потерялись. В ряде случаев даже писалось, что священник точной даты не помнит. Так что если натыкаешься на пустые метрические книги униатской церкви за этот период, то есть смысл перелопатить МК соседских костелов.
СМЕШАННЫЕ БРАКИ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Статья посвящена исследованию законодательного регулирования смешанных браков в синодальный период
Информация по ВИЛЕНСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ НА 1872 ГОД. http://petergen.com/bovkalo/sp/wilno1872.html#ftnsrki